Фрейндлих Алиса Бруновна

Народная артистка СССР, лауреат Государственных премий
Окончила Ленинградский государственный театральный институт им. А. Островского в 1957 году.
В труппе БДТ с 1983 года.


«...Фрейндлих говорит о жизни, смерти, о смысле этого самого земного бытия – поскольку с высот ее духовного опыта позволительно говорить о таком, чтобы притом не было ни призвука пафоса, а значит, неправды».

Дмитрий Циликин о спектакле «Война и мир Толстого» с участием Алисы Фрейндлих, «Ведомости»



Роли текущего репертуара:
Основная сцена БДТ:
Война и мир Толстого (Спектакль Виктора Рыжакова Путеводитель по роману) — Наталья Ильинична, сотрудник музея
Лето одного года (По пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере» Режиссер-постановщик — Андрей Прикотенко) — Этель Тэйер, его жена
Дядюшкин сон (Ф.М. Достоевский Постановка — Темур Чхеидзе) — Москалева Марья Александровна

Вторая сцена БДТ:
Алиса (Спектакль Андрея Могучего По мотивам произведений Л. Кэрролл) — Алиса


Награды, премии, звания
Алиса Бруновна Фрейндлих награждена Орденом Почета (2014) «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность», орденами «За заслуги перед Отечеством» IV, III, II степени (2004, 2009, 2019), орденом Трудового Красного Знамени (1986). Кавалер «Ордена Дружбы» (1995). Почетный гражданин Санкт-Петербурга. Премия Правительства Петербурга в области культуры и искусства за 2018 год, почетная премия «Золотой орел» за вклад в российский кинематограф (2020) . 
Лауреат премии «Кумир» (2000), Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство» (2001) и в номинации «Лучшая женская роль» (2006), Национальной кинематографической премии «Ника» (1994, 2005), российской независимой премии «Триумф» (2001), Международной премии Станиславского «За вклад в развитие актерского искусства» (2004), Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995, 2004, 2005, 2006, 2011, 2014), премии «Звезда Театрала» (2013) и других. В 2015 году актриса получила премию имени Андрея Тарковского «За вклад в кинематограф». В 2016 году Алисе Бруновне вручили премию «Ники» «За честь и достоинство» имени Эльдара Александровича Рязанова. 
В 2008 году Алисе Фрейндлих была присуждена Международная общественная премия Андрея Первозванного «За Веру и Верность» — «за яркий талант и верность лучшим традициям русского драматического искусства» (2008). Актриса награждена специальным призом жюри «Серебряная ладья» XVII фестиваля российского кино «Окно в Европу» за лучшее исполнение женской роли в фильме «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину» (2009). 
Среди других наград актрисы — премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры за участие в фильме А. Хржановского «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину», Почётная грамотой Президента Российской Федерации (2010), Памятная медаль «150-летие А. П. Чехова» (2010),  Почётная грамота Министерства культуры Российской Федерации (2013).

Роли репертуара прошлых лет
«Киноповесть с одним антрактом» А. Володина — Ирина (постановка Г. Товстоногова, 1984), «Волки и овцы» А.  Островского — Глафира (постановка Г. Товстоногова, 1984), «Этот пылкий влюбленный» Н. Саймона — Элейн Наваццо; Бобби Митчел; Дженет Фишер (постановка Г. Товстоногова, 1985), «Барменша из дискотеки» Ю. Андреева — Барменша (постановка В. Фильштинского, руководитель постановки Г. Товстоногов, 1986), «На дне» М. Горького — Настя (постановка Г. Товстоногова, 1987), «Стеклянный зверинец» Т. Уильямcа — Аманда Уингфилд (постановка Н. Джексона, 1988), «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Леди Мильфорд (постановка Т. Чхеидзе, 1990), «Вишневый сад» А. Чехова — Шарлотта (постановка А. Шапиро, 1993), «Макбет» У. Шекспира — Леди Макбет (постановка Т. Чхеидзе, 1994), «Аркадия» Т. Стоппарда — Леди Крум (постановка Э. Нюганена, 1998), «Калифорнийская сюита» Н. Саймона — Ханна Уоррен; Диана Николс; Милли Майклз (постановка Н. Пинигина, 1999), «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете» У. Шекспира — Шут Фесте (постановка Г. Дитятковского, 2003), «Квартет» Р. Харвуда (постановка Н. Пинигина, 2005) — Джин Хортон, «Волнение» (Улья Рихте).

Фильмография
«Неоконченная повесть» (1955), «Город зажигает огни» (1958), «Повесть о молодожёнах» (1959), телеспектакль «Жанна плачет, Жан смеется»(1961), «Полосатый рейс» (1961), телеспектакль «Ася» (1961), «Фро» (1964), «Первый посетитель» (1965), «Похождение зубного врача» (1965), «Любить» (1968), «Вальс» (1969), «Семейное счастье» (1969), «Вчера, сегодня и всегда» (1969), «Тайна железной двери» (1970), «Моя жизнь» (1972), «Мелодии Верийского квартала» (1973), «Исполняющий обязанности» (1973), «Анна и Командор» (1974), «Агония» (1974–1981), «Соломенная шляпка» (1975), «Всегда со мною...» (1976), «Принцесса на горошине» (1976), «Служебный роман» (1977), «Д'Артаньян и три мушкетера» (1978), «Старомодная комедия» (1978), «Сталкер» (1979), «Сергей Иванович уходит на пенсию» (1980), «Три года» (1980), «Опасный возраст» (1981), «Два голоса» (1981), «Клетка для канареек» (1983), «Клетка для канареек» (1983), «Вместе с Дунаевским» (1984), «Жестокий романс» (1984), «Успех» (1984), «Простая смерть» (1985), «Тайна снежной королевы» (1986), «Прости» (1986), «Чехарда» (1987), «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» (1988), «Мушкетеры, двадцать лет спустя» (1992), «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» (1993), «Подмосковные вечера» (1994), «Охота» (1994), «Исповедь незнакомцу» (1994), «Женская логика» (2001), «Женская логика-2» (2002), «Женская логика-3» (2003), «На верхней Масловке» (2004), «Женская логика-4» (2005), «Женская логика-5» (2006), «Свет а павильоне» (2007), «Возвращение мушкетёров или сокровища кардинала Мазарини» (2007), «Васильевский остров» (2009), «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» (2008), «Марево» (2009), «Музыка жизни» (2009), «Линия Марты»(2014), «Большой» (2017), «Карп отмороженный» (2017).
Пресса