Данилова Е., Московский Д. Нужна и востребована // Линия полёта. 2009-2010. декабрь/январь

Нужна и востребована

 

АЛИСА ФРЕЙНДЛИХ - легендарная звезда сцены и экрана с фантастически обаянием при гуттаперчевой внешности. Некогда считавшаяся нефотогеничной, она в итоге сыграла более трех десятков главных ролей в кино и только за последнее время снялась сразу в двух фильмах: «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» и «Васильевский остров». Восьмого декабря Алиса Бруновна, как и положено настоящей актрисе, отмечает свой день рождения на сцене.

 

Но все же, если вспоминать о кино, то на ум сразу приходит блистательная роль и «Служебном романе», который невозможно представить без Алисы Фрейндлих. «Ключевой в фильме была, конечно, роль Калугиной - вспоминает Эльдар Рязанов - недаром в качестве одного из вариантов названия картины долго обсуждалось такое: «Сказка о руководящей Золушке. И если прекрасным принцем в конце фильма окажется неказистый поначалу статистик, то несимпатичная Мымра должна быть преображена талантом исполнительницы в очаровательную принцессу. Во время съемок мы подружились. Не попасть под очарование Алисы Бруновны — женское, человеческое, актерское — было невозможно». Еще одна памятная роль—Анна Австрийская в телессриале «Д'Артаньяы и три мушкетера». Постановщик Георгий Юнгвальд-Хилькевич вспоминает, что, когда встал вопрос ребром, кого позвать на роль Анны Австрийской, пошел легкий шепоток: «Неужто Фрейндлих, вдруг и вправду Фрейндлих, ту самую Фрейндлих позвали и пригласили?» Алиса Бруновна прочла сценарий, иронично хмыкнула и переспросила: «Вы и вправду видите меня в этой роли?» - Ну, да», — как-то неуверенно ответил режиссер, и уж было приготовился к негативному ответу. Еще раз посмотрев на сценарий, будто внутренне что-то взвесив, потом на режиссера, Фрейндлих улыбнулась: «Отчего же нет? Королевой так королевой. Кем я только не была в этой бренной жизии — развила свою мысль актриса, — пора примерить и королевскую корону». Решившись спустя двадцать лет снимать продолжение популярной многосерийной ленты, режиссер вновь обратился к актрисе, «Казалось, в помещение вошла она, та самая Анна, из самого первого фильма о мушкетерах и шпагах, о подвесках и доблести, — рассказывает Юнгвальд-Хилькевич об их встрече — будто не было тех почти что 30 лет, которые, словно пропасть, легли между первой экранизацией Дюма и нынешней. Так же легка, также воздушна, так же приветлива и остроумна». А сама Фрейндлих, дав согласие, пошутила: «Благодаря вам никак не расстанусь с короной Франции».

 

Все билеты распроданы

 

Однако знатоки считают Фрейндлих: первую очередь театральной актрисой. Надо сказать, что ее талант заслужил должное признание среди профессионалов мира театра, а ее замечательные роли на сцене любимы публикой. Возможно, что такое внимание и благосклонность Алиса Бруновна заслужила своим трепетным отношением к театру, которое было заметно во всех труппах Ленинграда-Петербурга, где ей довелось служить. Вначале это был Театр имени Комиссаржевской, после него на долгие годы ее домом стал Театр имени Ленсовета. Там актриса сыграла Элизу Дулиттл в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, шекспировскую Джульетту, Селию Пичем из брехтовской «Трех грошовой оперы», Катерину Ивановну в «Преступлении и наказании» по роману Ф. М. Достоевского и множество других ролей. 

С 1984 года и по настоящее время Алиса Фрейндлих играет в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова. Достаточно назвать только несколько спектаклей, которые были поставлены с ее участием и до сих пор идут на сиене, радуя зрителей; «Этот пылкий влюбленный», «На дне», «Стеклянный зверинец», «Коварство и любовь», «Вишневый сад», «Макбет». «Калифорнийская сюита». Список можно продолжить.

На спектакли с се участием трудно достать билет. Коронная, разящая наповал любого театрала фраза «Все билеты распроданы» и самой Фрейндлих не дает покоя. «Нет би-летов, — задумчиво повторяет Алиса Бруновна. — Ну что же, значит, еще жива, еще нужна, еще востребована». Пример тому - совершенно свежий, совершенно фантастический но масштабу популярности и зрительской нужности моноспектакль «Оскар п Розовая дама», который для актрисы стал своеобразным возвращением на родную некогда сцену театра имени Ленсовета. Уже шумит фойе, уже неспешно собирается счастливый партер избранников судьбы, а на подступах к театру неоднократно слышно: «Лишнего билетика нет?» Быть востребованной до каждого лишнего билетика, до каждого приставного стула — вот настоящее счастье актрисы с большой буквы.

 

Актерская династия

 

Как и большинство выдающихся актеров. Фрейндлих с детства верила в то, что свою жизнь свяжет со сценой. Выбор состоял только в том, какой актрисой стать — драматической или музыкальной. «У меня был хороший голос. — говорит Алиса Бруновна. — Высокое меццо-сопрано, довольно редкое, и меня прочили в консерваторию».

Но отец, выдающийся актер Бруно Артурович Фрейндлих, разрешил сомнения, веско заметив: «Ты же кроха, а там (на музыкальной сцене) фактура нужна. В драматическом театре голос тоже можно использовать, а внешность можно иметь любую». Бруно Артурович дал верное направление своей дочери, и она оправдала надежды отца, доказала всем, что она талантливая, лучшая, непревзойденная.

 

«Хожу и думаю одновременно»

 

Режиссер Роман Виктюк обожает Фрейндлих: «В натуре Фрейндлих — своеобразный, редкий по сочетаниям комок нервов, дарований, огня, человеческих слабостей. И постоянного движения. Без которого я этого человека, эту актрису не вижу, не мыслю».

Алиса Бруновна согласна с этим мнением Виктюка, она рефреном выстраивает мысль о движении, говоря о себе в искусстве и жизни. «Знаете, мне доставляет невероятное удовольствие ходить — делится актриса — Будто меришь жизнь шагами. Было дело, не ходила, летала, пыталась жить быстро, ни о чем таком не думая. Шли годы, и теперь каждый шаг, каждая новая улица для меня - очередная порции размышлений. Я разбираю прожитый день, когда иду вечером, я выстраиваю роль, когда ищу и театр. Я иду и живу. Я мыслю быстро, потому и хожу быстро, некогда рассусоливать. Все надо в этой жизни делать быстро. Вдумчиво, но быстро. И я стараюсь следовать этой логике вещей — ходить быстро и думать по ходу быстро...».

С кем бы мы ни заговорили об этом удивительном человеке, всякая беседа начинается с фразы: «Вот идет Фрейндлих...» Подлинному гулкому коридору Большого драматического или же по Невскому проспекту, по киностудиям с их невероятно сложными переходами от одного павильона к другому или же по набережной Фонтанки. Маршрутов много. И среди них — не только петербургские или московские, но и нестоличные и даже нероссийские. Ведь актриса часто бывает на гастролях, меняя города и страны, спеша осчастливить зрителей своим творчеством.

Итак. «... входит Алиса». С этой коронной фразы начинается любая беседа о ней! С режиссерами Романом Виктюком или Эльдаром Рязановым, актерами, бывшими ее партнерами на сцене и на экране, или со скромной вахтершей со служебного входа БДТ, даже с журналистом, которому выпало счастье общаться с актрисой. С появлением Фрейндлих будто меняется окружающий мир. «Когда приходила Алиса, — вспоминает Михаил Боярский, — весь театр имени Ленсовета наливался каким-то особенным смыслом. Каждый старался быть лучше, вне зависимости, на сцену ему предстоит в тот вечер выйти или же остаться за кулисами».

 

Звезда без «звездной болезни»

 

А может, секрет всеобщей любви к актрисе кроется не только в ее потрясающем таланте и удивительном трудолюбии, но и в подкупающей скромности, отсутствии всякого намека на «звездную болезнь»? Когда ее называют великой, скромно отвечает: «Я иногда слышу такие оценки и думаю: что ж вы так торопитесь? Дайте помереть. А потом уже цените».

Недавно ее попросили назвать самую оригинальную роль из ее обширного послужного списка, и она вспомнила о ... своей записи в качестве диктора объявлений для петербургского метрополитена. «Мне так понравилось это предложение, я так увлеклась этим материалом, будто мне не станции метро предложили объявлять, а дали некую забавную роль», — искренне и радушно делится Фрейндлих. Серьезное отношение к любому делу и не утраченное с годами любопытство — свидетельство вечного поиска. И для него великой Фрейндлих достаточно всего-то двух фраз: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция...»

Вот что по поводу характера коллеги и подруги говорит художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек: «Прожив большую жизнь в театре, могу засвидетельствовать: Алиса Фрейндлих — абсолютно уникальное явление в современном театре. Наверное, у нее, как у каждого артиста, есть и свои амбиции, но этих амбиций никто никогда не видел и — руку даю на отсечение — не увидит никогда. Она уникальна тем, что даже на йоту не заразилась «звездной болезнью». А для этого были все основания, ведь ее любит вся страна. Скромность Алисы иногда доходит до какой-то патологической формы. Она не только не любит «звездить», как сегодня говорят, но даже не умеет».

 

Елена ДАНИЛОВА, Дмитрий МОСКОВСКИЙ

 

Фотография В. Турецкого.

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий