Основная сцена БДТ

Губернатор

Спектакль Андрея Могучего
по рассказу Леонида Андреева

Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (2017): «Лучшая работа художника» (Александр Шишкин), «Лучшая мужская роль» (Дмитрий Воробьев).

Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска» (2018) в категории «Драма» в номинации  «Лучшая работа художника по свету» (Стас Свистунович).

Санкт-Петербургская театральная премия для молодых «Прорыв» (2018) в номинации «Лучший художник» (Стас Свистунович — за световое оформление спектакля «Губернатор»).


Участвует в программе «Пушкинская карта»

Рассказ «Губернатор» — отклик писателя-символиста на убийство эсером Каляевым московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. По объему смыслов, сгущенности повествования это не рассказ даже, а экзистенциальный микророман. Главный герой, градоначальник, отдавший приказ о расстреле толпы бастующих рабочих, переосмысляет произошедшее и предчувствует собственную смерть. 

Но революция — лишь фон спектакля, в центре его — частная история человека, ведущего тяжелый, мучительный диалог с самим собой, с собственной совестью, живущего в постоянном ожидании смерти. В результате именно этот фон — сокрушительная, иррациональная, неумолимая сила и убивает его. Трагедия разрушения «человека-должности», следующего логике приказа, логике власти, высвобождает в губернаторе человека как личность, во всей ее беззащитности и одиночестве перед лицом  смерти.

Художник спектакля — Александр Шишкин, постоянный соавтор Андрея Могучего.  Художник по костюмам — Сергей Илларионов. В музыкальном оформлении «Губернатора» использованы отрывки из нескольких произведений Олега Каравайчука, а также из «Симфонии гудков» Арсения Аврамова.

Премьера спектакля состоялась в БДТ накануне 100-летия Октябрьской революции в 2017 году. 


О Леониде Андрееве и его рассказе «Губернатор»


«Для благорожденных декадентов — презренный реалист, для наследственных реалистов — подозрительный символист», — с иронией писал Леонид Андреев о месте, которое закрепилось за ним среди русских писателей Серебряного века. 

Проза и пьесы Андреева впечатляли современников и долгое время не встраивались в литературный ландшафт своей эпохи. Сегодня писателя называют родоначальником экспрессионизма в России. C художниками этого направления Леонида Андреева сближают резкие краски, напряженный язык и стремление показать общественные переломы начала XX века сквозь призму страхов и тревог растерявшегося перед ними человека. 

В фокусе внимания писателя вывернутая наизнанку, обнаженная душа, сознание героя, измученного жизненными тяготами и социальными конфликтами. Экзистенциальные вопросы, впервые заданные в русской литературе Достоевским и Толстым, уводят Леонида Андреева, по его собственному выражению, все дальше от «внешнего действа в глубину души, в тишину и внешнюю неподвижность интеллектуальных переживаний». 

«Жизнь стала психологичнее… В ряд с первичными страстями и «вечными» героями драмы: любовью и голодом — встал новый герой: интеллект. Не голод, не любовь, не честолюбие: мысль, — человеческая мысль, в ее страданиях, радостях и борьбе, — вот кто истинный герой современной жизни, а стало быть, вот кому и первенство в драме», — отмечает Андреев в своих «Письмах о театре». И, развивая эту мысль, приводит пример, напоминающий сюжет рассказа «Губернатор»: «Не тот момент драматичен, когда по требованию фабриканта уже прибыли солдаты и готовят ружья, а тот, когда в тиши ночных бессонных размышлений фабрикант борется с двумя правдами и ни одной из них не может принять ни совестью, ни издерганным умом своим». 

«Губернатор» был написан Андреевым в 1905 году, в разгар первой русской революции. Это история градоначальника, жестоко подавившего забастовку заводских рабочих в уездном городе — губернатор приказывает стрелять по толпе. Писатель показывает духовное перерождение героя, который осознает свою вину и принимает неизбежность наказания за нарушение нравственного закона, запрещающего человеку распоряжаться чужими жизнями. Примечательно, что за время работы Андреев несколько раз менял название рассказа — «Осужден», «Бог отмщения» и, наконец, «Губернатор».  

Исследователи предлагают несколько версий возникновения замысла рассказа. В советском литературоведении фабулу «Губернатора» связывали с убийством великого князя Сергея Александровича — московского генерал-губернатора, участвовавшего в разгоне мирной демонстрации 9 января 1905 года. Сегодня прототипом андреевского губернатора называют Николая Модестовича Богдановича, уфимского градоначальника, убитого в мае 1903 года. Богданович, как и герой рассказа, приказал стрелять в толпу демонстрантов во время забастовки рабочих златоустовского оборонного завода и после этого происшествия жил, по воспоминаниям современников, мучаясь угрызениями совести и тяжелыми предчувствиями. Французский посол в России Морис Палеолог, в частности, рассказывал, что осенью 1915 года (через 12 лет после гибели Богдановича) воспоминания об этой истории были живы и в светских беседах дипломата уверяли, будто рассказ Андреева «Губернатор» — лишь «литературная обработка» произошедшего: «19 мая 1903 года уфимский губернатор Богданович внезапно столкнулся в пустынной аллее общественного сада с тремя людьми, которые убили его выстрелами в упор. Он приобрел себе, среди своих подчиненных, репутацию человека доброго и справедливого. Но 23 марта ему пришлось усмирять волнение среди рабочих, и это усмирение вызвало до сотни жертв. С этого трагического дня Богданович, преследуемый мрачными предчувствиями, подавленный скорбью, жил только одним покорным ожиданием, что его убьют». 

Источники: Леонид Андреев, «Письма о театре» (Собрание сочинений в 6 томах, Москва, издательство «Художественная литература», 1996); Морис Палеолог, «Царская Россия во время мировой войны» (Москва, издательство «Международные отношения», 1991).



Видеосюжеты о спектакле >>>

Творческая группа и исполнители
Творческая группа
Режиссер-постановщик

Андрей МОГУЧИЙ

Художник-постановщик

Александр ШИШКИН

Художник по костюмам

Сергей ИЛЛАРИОНОВ

Литературная композиция

Светлана ЩАГИНА

Художник по свету

Стас СВИСТУНОВИЧ

Саунддизайнер

Алексей ТИТОВ

Видеохудожники

Борис КАЗАКОВ
Кирилл МАЛОВИЧКО
Олег МИХАЙЛОВ
Мария НЕБЕСНАЯ

Художник по движению

Сергей ЛАРИОНОВ

Художник по гриму

Наталья КРЫМСКАЯ

Ассистент художника-постановщика

Анна МАРТЫНЕНКО

Ассистент режиссера

Степан ПЕКТЕЕВ

Педагог-консультант

Владимир КОЛГАНОВ


Помощники режиссера

Людмила КУЗНЕЦОВА
Евгения ПЕТРОВА

Выпускающий заведующий
художественно-постановочной частью

Андрей КУДРЯШОВ

Выпускающий продюсер

Дарья ДОБРЫНИНА

Исполнители
Губернатор

заслуженный артист России
Дмитрий ВОРОБЬЁВ

Супруга губернатора, Марья Петровна

Ирина ПАТРАКОВА

Сын губернатора, Алексей

Андрей ФЕСЬКОВ /
Алексей МЫШИНСКИЙ

Дочь губернатора, Зизи

Мария ВЕРЕЩАГИНА

Гувернантка

Диана ШИШЛЯЕВА

Лакей в доме губернатора

Максим БРАВЦОВ

Девочка, подруга Зизи

Ольга ВАНЬКОВА /
Дарья ЧЕХОВА

Козлов Лев Андреевич, чиновник по особым поручениям

заслуженный артист России
Анатолий ПЕТРОВ

Архиерей

народный артист России
Валерий ДЕГТЯРЬ

Илиодор Васильевич «Судак», полицмейстер

Рустам НАСЫРОВ

Полицейские

заслуженный артист России
Сергей ЛОСЕВ
Семён МЕНДЕЛЬСОН

Рабочий Егор

народный артист России
Георгий ШТИЛЬ

Настасья Сазонова, мать убитого ребенка, сошедшая с ума

Аграфена ПЕТРОВСКАЯ /
Юлия МАРЧЕНКО

Рабочий с завода, муж Настасьи

Виктор КНЯЖЕВ /
Григорий ЧАБАН

Гимназистка, написавшая письмо губернатору

Александра МАГЕЛАТОВА

Офицер, приятель сына губернатора

Дмитрий СМИРНОВ

Ангелы

Иван КАНДИНОВ /
Геннадий БЛИНОВ
Егор МЕДВЕДЕВ

Женщины с Канатной улицы

Ольга ВАНЬКОВА /
Дарья ЧЕХОВА
Яна САВИЦКАЯ /
Полина ДУДКИНА
Елена ОСИПОВА
Мария САНДЛЕР
Елена ШВАРЁВА
Диана ШИШЛЯЕВА

Монахини

Полина ДУДКИНА
Елена ОСИПОВА
Мария САНДЛЕР
Елена ШВАРЁВА

Гимназистки

Карина Аутова, Елизавета Бархатова, Ульяна Берёзкина-Орлова, Светлана Горюшкина, Надежда Добровольская, Софья Ерёмкина, Рената Каримова, Ксения Карпова, Поликсени Куртанович, Ксения Кошкарова, Арина Лебедева, Полина Лебедева, Людмила Мельникова, Мария Нестеренко, Елизавета Николаева, Даяна Сайхунова, Анастасия Соловьёва, Анастасия Фёдорова
Руководители группы:
Ольга Алексеева, Диана Трифонова

Солдаты

Илья Гонташ, Ян Горкунов, Максим Кириллов, Семён Лунёв, Фёдор Никитин, Данил Першин, Руслан Рудов, Алексей Самсонов, Матвей Сафонов, Олег Усманов, Евгений Филатов, Дмитрий Шмаков

ТЕКСТ ОТ АВТОРА ЧИТАЕТ

заслуженный артист России
Василий РЕУТОВ


В спектакле звучит музыка Олега Каравайчука: «Колыбельная» и «Concerto grosso».

В спектакле также использованы фрагменты из  «Симфонии гудков» Арсения Авраамова, сэмплы из радиоспектакля «Die Hamletmaschine» Хайнера Мюллера и группы «EinsturzendeNeubauten», исполняется фрагмент песни «Крутится, вертится шар голубой...»

При создании литературной композиции использованы тексты из рассказов «Великан», «Так было» и пьесы «Царь Голод» Леонида Андреева и фрагменты текстов Франсиско Гойи из серии «Капричос».

БДТ выражает благодарность Владимиру Непевному за предоставленные видеоматериалы.

Премьера — 23.12.2016
Продолжительность спектакля — 1 час 45 минут. Спектакль идет без антракта
Спектакль предназначен для зрителей старше 18 лет.
Пресса