ОСНОВНАЯ СЦЕНА
ГУБЕРНАТОР
Спектакль Андрея Могучего
по рассказу Леонида Андреева
Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (2017):
«Лучшая работа художника» (Александр Шишкин), «Лучшая мужская роль» (Дмитрий Воробьев).
Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска» ( 2018) в категории «Драма»
в номинации «Лучшая работа художника по свету» (Стас Свистунович).
Санкт-Петербургская театральная премия для молодых «Прорыв» (2018) в номинации «Лучший художник»
(Стас Свистунович — за световое оформление спектакля «Губернатор»).

Рассказ «Губернатор» — отклик писателя-символиста на убийство эсером Каляевым московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. По объему смыслов, сгущенности повествования это не рассказ даже, а экзистенциальный микророман. Главный герой, градоначальник, отдавший приказ о расстреле толпы бастующих рабочих, переосмысляет произошедшее и предчувствует собственную смерть.
Но революция — лишь фон спектакля, в центре его — частная история человека, ведущего тяжелый, мучительный диалог с самим собой, с собственной совестью, живущего в постоянном ожидании смерти. В результате именно этот фон — сокрушительная, иррациональная, неумолимая сила и убивает его. Трагедия разрушения «человека-должности», следующего логике приказа, логике власти, высвобождает в губернаторе человека как личность, во всей ее беззащитности и одиночестве перед лицом смерти.
Художник спектакля — Александр Шишкин, постоянный соавтор Андрея Могучего. Художник по костюмам — Сергей Илларионов. В музыкальном оформлении «Губернатора» использованы отрывки из нескольких произведений Олега Каравайчука, а также из «Симфонии гудков» Арсения Аврамова.
Премьера спектакля состоялась в БДТ накануне 100-летия Октябрьской революции в 2017 году.
Творческая группа и исполнители
Режиссер-постановщик | Андрей Могучий |
|
|
Художник-постановщик | Александр Шишкин |
|
|
Художник по костюмам | Сергей Илларионов |
|
|
Литературная композиция | Светлана Щагина |
|
|
Художник по свету | Стас Свистунович |
|
|
Саунд-дизайн, звукорежиссер | Алексей Титов |
|
|
Видеохудожники |
Борис Казаков Кирилл Маловичко Олег Михайлов Мария Небесная |
|
|
Художник по движению |
Сергей Ларионов |
|
|
Художник по гриму |
Наталья Крымская |
|
|
Ассистент художника-постановщика | Анна Мартыненко |
|
|
Ассистент режиссера |
Степан Пектеев |
|
|
Видеооператор |
Дмитрий Вологдин |
|
|
Педагог-консультант | Владимир Колганов |
Помощник режиссера | Людмила Кузнецова |
|
|
Выпускающий заведующий художественно-постановочной частью |
Андрей Кудряшов |
|
|
Выпускающий продюсер | Дарья Добрынина |
|
В спектакле звучит музыка Олега Каравайчука: «Колыбельная» и «Concerto grosso».
Звукозапись осуществлена и предоставлена
компанией «Classic Multimedia Group».
Звукорежиссер — Борис Алексеев.
В спектакле также использованы фрагменты из «Симфонии гудков» Арсения Авраамова, сэмплы из радиоспектакля «Die Hamletmaschine» Хайнера Мюллера и группы «EinsturzendeNeubauten», исполняется фрагмент песни «Крутится, вертится шар голубой...»
При создании литературной композиции использованы тексты из рассказов «Великан», «Так было» и пьесы «Царь Голод» Леонида Андреева и фрагменты текстов Франсиско Гойи из серии «Капричос».
БДТ выражает благодарность Владимиру Непевному за предоставленные видеоматериалы.
Премьера состоялась 23 декабря 2016.
Спектакль предназначен для зрителей старше 18 лет.
Продолжительность спектакля — 1 час 45 минут. Спектакль идет без антракта.
Губернатор |
заслуженный артист России Дмитрий ВОРОБЬЕВ |
|
|
Супруга губернатора, Марья Петровна |
Ирина ПАТРАКОВА |
|
|
Сын губернатора, Алексей | |
|
|
Дочь губернатора, Зизи | Варвара МАЛЯКИНА |
|
|
Гувернантка | Диана ШИШЛЯЕВА |
|
|
Лакей в доме губернатора | Максим БРАВЦОВ |
|
|
Девочка, подруга Зизи | Ольга ВАНЬКОВА |
|
|
Козлов Лев Андреевич, чиновник по особым поручениям |
заслуженный артист России |
|
|
Архиерей |
народный артист России |
|
|
Илиодор Васильевич «Судак», полицмейстер |
Рустам НАСЫРОВ |
|
|
Полицейские |
народный артист России заслуженный артист России |
|
|
Рабочий Егор |
народный артист России |
|
|
Настасья Сазонова, мать убитого ребенка, сошедшая с ума |
Аграфена ПЕТРОВСКАЯ |
|
|
Рабочий с завода, муж Настасьи |
Руслан БАРАБАНОВ |
|
|
Гимназистка, написавшая письмо губернатору |
Александра МАГЕЛАТОВА |
|
|
Офицер, приятель сына губернатора |
Дмитрий МУРАШЕВ/ Дмитрий СМИРНОВ |
|
|
Ангелы | |
|
|
Женщины с Канатной улицы | |
|
|
Монахини | |
|
|
Гимназистки |
ученицы
балета имени
Варвара Бочкова |
|
|
Солдаты |
Евгений Власов Нурислам Габбасов
Ян Горкунов
Дмитрий Петрухин
Алексей Самсонов
Эдуард Смирнов Олег Усманов
Евгений Филатов |
|
|
ТЕКСТ ОТ АВТОРА ЧИТАЕТ ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РОССИИ ВАСИЛИЙ РЕУТОВ |
|
|
О Леониде Андрееве и его рассказе «Губернатор»
«Для благорожденных декадентов — презренный реалист, для наследственных реалистов — подозрительный символист», — с иронией писал Леонид Андреев о месте, которое закрепилось за ним среди русских писателей Серебряного века.
Проза и пьесы Андреева впечатляли современников и долгое время не встраивались в литературный ландшафт своей эпохи. Сегодня писателя называют родоначальником экспрессионизма в России. C художниками этого направления Леонида Андреева сближают резкие краски, напряженный язык и стремление показать общественные переломы начала XX века сквозь призму страхов и тревог растерявшегося перед ними человека.
В фокусе внимания писателя вывернутая наизнанку, обнаженная душа, сознание героя, измученного жизненными тяготами и социальными конфликтами. Экзистенциальные вопросы, впервые заданные в русской литературе Достоевским и Толстым, уводят Леонида Андреева, по его собственному выражению, все дальше от «внешнего действа в глубину души, в тишину и внешнюю неподвижность интеллектуальных переживаний».
«Жизнь стала психологичнее… В ряд с первичными страстями и «вечными» героями драмы: любовью и голодом — встал новый герой: интеллект. Не голод, не любовь, не честолюбие: мысль, — человеческая мысль, в ее страданиях, радостях и борьбе, — вот кто истинный герой современной жизни, а стало быть, вот кому и первенство в драме», — отмечает Андреев в своих «Письмах о театре». И, развивая эту мысль, приводит пример, напоминающий сюжет рассказа «Губернатор»: «Не тот момент драматичен, когда по требованию фабриканта уже прибыли солдаты и готовят ружья, а тот, когда в тиши ночных бессонных размышлений фабрикант борется с двумя правдами и ни одной из них не может принять ни совестью, ни издерганным умом своим».
«Губернатор» был написан Андреевым в 1905 году, в разгар первой русской революции. Это история градоначальника, жестоко подавившего забастовку заводских рабочих в уездном городе — губернатор приказывает стрелять по толпе. Писатель показывает духовное перерождение героя, который осознает свою вину и принимает неизбежность наказания за нарушение нравственного закона, запрещающего человеку распоряжаться чужими жизнями. Примечательно, что за время работы Андреев несколько раз менял название рассказа — «Осужден», «Бог отмщения» и, наконец, «Губернатор».
Исследователи предлагают несколько версий возникновения замысла рассказа. В советском литературоведении фабулу «Губернатора» связывали с убийством великого князя Сергея Александровича — московского генерал-губернатора, участвовавшего в разгоне мирной демонстрации 9 января 1905 года. Сегодня прототипом андреевского губернатора называют Николая Модестовича Богдановича, уфимского градоначальника, убитого в мае 1903 года. Богданович, как и герой рассказа, приказал стрелять в толпу демонстрантов во время забастовки рабочих златоустовского оборонного завода и после этого происшествия жил, по воспоминаниям современников, мучаясь угрызениями совести и тяжелыми предчувствиями. Французский посол в России Морис Палеолог, в частности, рассказывал, что осенью 1915 года (через 12 лет после гибели Богдановича) воспоминания об этой истории были живы и в светских беседах дипломата уверяли, будто рассказ Андреева «Губернатор» — лишь «литературная обработка» произошедшего: «19 мая 1903 года уфимский губернатор Богданович внезапно столкнулся в пустынной аллее общественного сада с тремя людьми, которые убили его выстрелами в упор. Он приобрел себе, среди своих подчиненных, репутацию человека доброго и справедливого. Но 23 марта ему пришлось усмирять волнение среди рабочих, и это усмирение вызвало до сотни жертв. С этого трагического дня Богданович, преследуемый мрачными предчувствиями, подавленный скорбью, жил только одним покорным ожиданием, что его убьют».
Источники: Леонид Андреев, «Письма о театре» (Собрание сочинений в 6 томах, Москва, издательство «Художественная литература», 1996); Морис Палеолог, «Царская Россия во время мировой войны» (Москва, издательство «Международные отношения», 1991).
ПРЕССА
- Brigitte Lacombe / Svetlana Shchagina. Bolshoi Drama Theatre St Petersburg // & Yes & No// 2019
- Валерия Новокрещенова. Как непогребенные убили губернатора // Театрон // 21 апреля 2018
- На сцене Московского художественного театра — спектакль «Губернатор» // Телеканал «Культура» // 9 февраля 2018
- Век насилия // Театрал // 15 октября 2017
- В замедленной съемке // Прочтение // 7 апреля 2017
- Устами гимназисточки // Известия // 2 марта 2017
- Некто в сером // Театр. // 22 февраля 2017
- Душа, вывернутая наизнанку // Эксперт Северо-Запад // 19 февраля 2017
- Объявляется убийство губернатора // Газета.Ru // 7 февраля 2017
- Революций много. Человек — один // REGNUM // 31 января 2017
- Накануне // Colta.ru // 27 января 2017
- Вширь и вглубь // Деловой Петербург // 26 января 2017
- Симфония ужаса // Ведомости // 25 января 2017
- Красное на белом // Санкт-Петербургские ведомости // 25 января 2017
- К столетию русской революции. Событие // Петербургский театральный журнал (блог) // 24 января 2017
- Ангелы из железа // Российская газета - Северо-Запад // 23 января 2017
- В БДТ имени Товстоногова премьера спектакля "Губернатор" // Телеканал «Культура» // 23 января 2017
- Дмитрий Воробьев: «Мой герой - убийца детей, но готов отвечать за поступки» // Фонтанка.Ру // 21 января 2017
- БДТ покажет премьеру «Губернатора» по рассказу Леонида Андреева // ТАСС // 21 января 2017