ОСНОВНАЯ СЦЕНА

ГУБЕРНАТОР

Спектакль Андрея Могучего

по рассказу Леонида Андреева

Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (2017):

«Лучшая работа художника» (Александр Шишкин), «Лучшая мужская роль» (Дмитрий Воробьев).

 

Номинации Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2016/17 года в категории «Драма»: 

«Спектакль большой формы», «Работа режиссера» (Андрей Могучий), «Мужская роль» (Дмитрий Воробьев), «Работа художника» (Александр Шишкин), «Работа художника по свету» (Стас Свистунович).

Год 100-летия Октябрьской революции Большой драматический театр открывает революционной постановкой, спектаклем «Губернатор» по одноименному рассказу Леонида Андреева.

 

Рассказ «Губернатор» — отклик писателя-символиста на убийство эсером Каляевым московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. По объему смыслов, сгущенности повествования это не рассказ даже, а экзистенциальный микророман. Главный герой, градоначальник, отдавший приказ о расстреле толпы бастующих рабочих, переосмысляет произошедшее и предчувствует собственную смерть. 

 

Но революция — лишь фон спектакля, в центре его — частная история человека, ведущего тяжелый, мучительный диалог с самим собой, с собственной совестью, живущего в постоянном ожидании смерти. В результате именно этот фон — сокрушительная, иррациональная, неумолимая сила и убивает его. Трагедия разрушения «человека-должности», следующего логике приказа, логике власти, высвобождает в губернаторе человека как личность, во всей ее беззащитности и одиночестве перед лицом  смерти.

 

Художник спектакля — Александр Шишкин, постоянный соавтор Андрея Могучего.  Художник по костюмам — Сергей Илларионов. В музыкальном оформлении «Губернатора» использованы отрывки из нескольких произведений Олега Каравайчука, а также из «Симфонии гудков» Арсения Аврамова.

Творческая группа и исполнители

Режиссер-постановщик  Андрей Могучий

Художник-постановщик  Александр Шишкин

Художник по костюмам  Сергей Илларионов

Литературная композиция  Светлана Щагина

 Художник по свету   Стас Свистунович

Саунд-дизайн, звукорежиссер  Алексей Титов

 Видеохудожники

Борис Казаков

Кирилл Маловичко

Олег Михайлов

Мария Небесная


 Художник по движению

  Сергей Ларионов


Художник по гриму

 Наталья Крымская


Ассистент художника-постановщика Анна Мартыненко

Ассистенты режиссера

 Александр Никаноров

Степан Пектеев


Видеооператор 

Дмитрий Вологдин


Педагог-консультант  Владимир Колганов

Помощник режиссера  Людмила Кузнецова

Исполнительный продюсер  Дарья Добрынина

В спектакле звучит музыка Олега Каравайчука: «Колыбельная» и «Concerto grosso».

Звукозапись осуществлена и предоставлена
компанией «Classic Multimedia Group».
Звукорежиссер — Борис Алексеев. 

В спектакле также использованы фрагменты из  «Симфонии гудков» Арсения Авраамова, сэмплы из радиоспектакля «Die Hamletmaschine» Хайнера Мюллера и группы «EinsturzendeNeubauten», исполняется фрагмент песни «Крутится, вертится шар голубой...»

 

При создании литературной композиции использованы тексты из рассказов «Великан», «Так было» и пьесы «Царь Голод» Леонида Андреева и фрагменты текстов Франсиско Гойи из серии «Капричос».

 

БДТ выражает благодарность Владимиру Непевному за предоставленные видеоматериалы.

 

Премьера состоялась 23 декабря 2016.

Спектакль предназначен для зрителей старше 18 лет.

Продолжительность спектакля — 1 час 45 минут. Спектакль идет без антракта.

 

Губернатор  Дмитрий Воробьев

Супруга губернатора,

Марья Петровна

Ирина Патракова

Сын губернатора, Алексей

Андрей Феськов

(актер театра «На Васильевском»)


Дочь губернатора, Зизи Алиса Комарецкая

Гувернантка Диана Шишляева

Лакей в доме губернатора Максим Бравцов

Девочка, подруга Зизи Ольга Ванькова

Козлов Лев Андреевич,

чиновник по особым поручениям

заслуженный артист России

Анатолий Петров


Архиерей

народный артист России

Валерий Дегтярь


Илиодор Васильевич «Судак»,

полицмейстер

Рустам Насыров

Полицейские

народный артист России

Геннадий Богачев,

заслуженный артист России

Сергей Лосев 


Рабочий Егор

народный артист России

Георгий Штиль


Настасья Сазонова,

мать убитого ребенка,

сошедшая с ума

Аграфена Петровская

Рабочий с завода,

муж Настасьи

Руслан Барабанов

Гимназистка,

написавшая письмо губернатору

Александра Магелатова

Офицер,

приятель сына губернатора

Дмитрий Мурашев

Ангелы

Александр Кононец,

Егор Медведев


Женщины с Канатной улицы

Ольга Ванькова,

Полина Дудкина,

Елена Осипова,

Мария Сандлер,

Ульяна Фомичева,

Елена Шварева,

Диана Шишляева


Монахини 

Полина Дудкина,

Елена Осипова,

Мария Сандлер,

Ульяна Фомичева,

Елена Шварева


Гимназистки

ученицы Школы классического

балета имени Н. А. Долгушина

Софья Ваганова,

Лика Девадзе,

Алина Канцибер,

Ксения Карпова,

Мария Каржонкова,

Ксения Кравченко,

Арина Лебедева,

Полина Лебедева,

Мария Манжурова,
Дарья Маслова,

Полина Сахно,

Анастасия Федорова,

Олеся Чудакова


Солдаты

Виталий Белау,

Евгений Бордюговский,

Евгений Власов,

Нурислам Габбасов,

Ян Горкунов,

Артем Кожевин,

Константин Мишкевич,

Дмитрий Петрухин,

Андрей Сорокин,

Эдуард Смирнов,

Дмитрий Трофимов,

Евгений Филатов


 ТЕКСТ ОТ АВТОРА ЧИТАЕТ
ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РОССИИ ВАСИЛИЙ РЕУТОВ


О Леониде Андрееве и его рассказе «Губернатор»

 

«Для благорожденных декадентов — презренный реалист, для наследственных реалистов — подозрительный символист», — с иронией писал Леонид Андреев о месте, которое закрепилось за ним среди русских писателей Серебряного века. 

 

Проза и пьесы Андреева впечатляли современников и долгое время не встраивались в литературный ландшафт своей эпохи. Сегодня писателя называют родоначальником экспрессионизма в России. C художниками этого направления Леонида Андреева сближают резкие краски, напряженный язык и стремление показать общественные переломы начала XX века сквозь призму страхов и тревог растерявшегося перед ними человека. 

 

В фокусе внимания писателя вывернутая наизнанку, обнаженная душа, сознание героя, измученного жизненными тяготами и социальными конфликтами. Экзистенциальные вопросы, впервые заданные в русской литературе Достоевским и Толстым, уводят Леонида Андреева, по его собственному выражению, все дальше от «внешнего действа в глубину души, в тишину и внешнюю неподвижность интеллектуальных переживаний». 

 

«Жизнь стала психологичнее… В ряд с первичными страстями и «вечными» героями драмы: любовью и голодом — встал новый герой: интеллект. Не голод, не любовь, не честолюбие: мысль, — человеческая мысль, в ее страданиях, радостях и борьбе, — вот кто истинный герой современной жизни, а стало быть, вот кому и первенство в драме», — отмечает Андреев в своих «Письмах о театре». И, развивая эту мысль, приводит пример, напоминающий сюжет рассказа «Губернатор»: «Не тот момент драматичен, когда по требованию фабриканта уже прибыли солдаты и готовят ружья, а тот, когда в тиши ночных бессонных размышлений фабрикант борется с двумя правдами и ни одной из них не может принять ни совестью, ни издерганным умом своим». 

 

«Губернатор» был написан Андреевым в 1905 году, в разгар первой русской революции. Это история градоначальника, жестоко подавившего забастовку заводских рабочих в уездном городе — губернатор приказывает стрелять по толпе. Писатель показывает духовное перерождение героя, который осознает свою вину и принимает неизбежность наказания за нарушение нравственного закона, запрещающего человеку распоряжаться чужими жизнями. Примечательно, что за время работы Андреев несколько раз менял название рассказа — «Осужден», «Бог отмщения» и, наконец, «Губернатор».  

 

Исследователи предлагают несколько версий возникновения замысла рассказа. В советском литературоведении фабулу «Губернатора» связывали с убийством великого князя Сергея Александровича — московского генерал-губернатора, участвовавшего в разгоне мирной демонстрации 9 января 1905 года. Сегодня прототипом андреевского губернатора называют Николая Модестовича Богдановича, уфимского градоначальника, убитого в мае 1903 года. Богданович, как и герой рассказа, приказал стрелять в толпу демонстрантов во время забастовки рабочих златоустовского оборонного завода и после этого происшествия жил, по воспоминаниям современников, мучаясь угрызениями совести и тяжелыми предчувствиями. Французский посол в России Морис Палеолог, в частности, рассказывал, что осенью 1915 года (через 12 лет после гибели Богдановича) воспоминания об этой истории были живы и в светских беседах дипломата уверяли, будто рассказ Андреева «Губернатор» — лишь «литературная обработка» произошедшего: «19 мая 1903 года уфимский губернатор Богданович внезапно столкнулся в пустынной аллее общественного сада с тремя людьми, которые убили его выстрелами в упор. Он приобрел себе, среди своих подчиненных, репутацию человека доброго и справедливого. Но 23 марта ему пришлось усмирять волнение среди рабочих, и это усмирение вызвало до сотни жертв. С этого трагического дня Богданович, преследуемый мрачными предчувствиями, подавленный скорбью, жил только одним покорным ожиданием, что его убьют». 

 

Источники: Леонид Андреев, «Письма о театре» (Собрание сочинений в 6 томах, Москва, издательство «Художественная литература», 1996); Морис Палеолог, «Царская Россия во время мировой войны» (Москва, издательство «Международные отношения», 1991).

ПРЕССА

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий