ОСТРОВСКИЙ В БДТ

К  200-летию А. Н. Островского



Почему именно Островского называют отцом русского театра? И до Островского на Руси пьесы писали. Да, писали. Но как-то всё не то. Классицистов, вроде Сумарокова и Хераскова, в расчет не берем, заслуг, конечно, не умаляем, свое дело они сделали, но слишком это всё далеко и архаично, язык сломишь. И всё же. К 1847 году (к этому времени относятся первые опыты Островского) Фонвизиным уже написан «Недоросль» (1782), Грибоедовым «Горе от ума» (1824), Пушкиным «Маленькие трагедии» (1832), а Гоголем «Ревизор» (1835). По большому счету, это – всё. На театре в основном играют переводные пьесы, часто развлекательного, водевильного характера на потребу кассе и публике – а всё потому, что своего, написанного понятным русским языком на серьезные, волнующие общество темы в России тех лет крайне мало (см. список выше). 

Но вот на русскую сцену явился новый драматург – Александр Николаевич Островский – и всё исправил. 

"Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами; но у всякого своя задача есть. Моя задача – служить русскому драматическому театру."

"Кому не приходилось испытывать грустного чувства, видя красивые, даже роскошные залы наших театров далеко не полными во время русских спектаклей! Отчего же смотрят и слушают итальянское и английское, а не смотрят русского?"

"Мы должны начинать дело с начала, должны начинать свою родную школу, а не слепо идти за французскими образцами и писать по их шаблонам…", – вот лишь несколько мыслей Островского из статей разных лет.

В своей работе «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства России» главные причины бедности сценической литературы драматург видит в цензуре, парализующей движение художественной мысли, а также в отсутствии должного авторского вознаграждения для писателей. 

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ


Спектакли

Доходное место (1933)
Постановка — Владимир Люце
Художник — Леонид Чупятов
Бесприданница (1935)
Постановка — Сергей Морщихин
Художник — Александр Самохвалов
Волки и овцы  (1941, 1943)
Постановка — Лев Рудник
Художник — Николай Садовников (1941)
Художник возобновления — Александр Рыков (1943)

Сердце не камень (1945)
Постановка — Наталья Рашевская
Художник — Александр Рыков
Бесприданница (1948)
Постановка — Илья Шлепянов (1948)
Художник — Владимир Дмитриев
Спектакль возобновлен в 1952 году.
Режиссер возобновления — Исай Зонне
Снегурочка (1951)
Постановка — Иван Ефремов
Художник — Анатолий Босулаев
ВОЛКИ И ОВЦЫ (1980)
Постановка — Георгий Товстоногов
Художник — Эдуард Кочергин
НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ  (1985)
Постановка — Георгий Товстоногов
Художник — Эдуард Кочергин
ЗА ЧЕМ ПОЙДЕШЬ, ТО И НАЙДЕШЬ (1989)
(Женитьба Бальзаминова)
Постановка — Дмитрий Астрахан
Художник — Геннадий Доминяк
ЛЕС (1999)
Постановка — Адольф Шапиро
Художник — Эдуард Кочергин
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ (2001)
Постановка — Николай Пинигин 
Художник — Эдуард Кочергин
БЛАЖЬ! (2007)
По пьесе А.Н. Островского и П. Невежина
Постановка — Геннадий Тростянецкий
Художник — Владимир Фирер
Гроза (2016)
Спектакль Андрея Могучего
Художник — Вера Мартынов
Художник по костюмам — Светлана Грибанова