Если спектакль идет в маленьком зальчике, то актер может побаловать зрителя тонкостью психологических нюансировок, филигранностью пластики и интонаций... Если может, конечно. Артисты Большого драматического театра — могут. Но комедия Островского... Для малой ли она сцены? «Натуральность» тут не менее важна, нежели «тонкость». И, наверное, со временем спектакль выйдет на большую сцену, а пока премьера идет на малой — как того и хотел Г.А. Товстоногов, благословивший молодого режиссера Дмитрия Астрахана на сей дебют.
Миша Бальзаминов — герой знаменитый. Андрей Толубеев, здесь, пожалуй, превзойдет многих предшественников. В его герое есть черты и Хлестакова, и Молчалина, и Глумова. Он «на цыпочках и небогат словами», он пылкий мечтатель. Он даже отчасти умен, только ум его, как бы это сказать, очень короток — весь на виду. И встречаем мы Мишу в минуту, для него счастливую: ему наконец-то удается найти богатую невесту...
Не меньше, чем Бальзаминову, повезло режиссеру. Для роли купчихи Белотеловой он нашел актрису редкостную, чей дебют на сцене БДТ может обернуться для театра большой творческой прибылью. Актрису эту — Нину Усатову — заядлые театралы помнят по спектаклям Молодежного театра. Словно с кустодиевских полотен сошедшая, она нарочно чуть портит красоту тенью на челе, чуть затрудняет речь каким-то пришепетыванием. В пышных ярких платьях она кажется грандиозной рядом с Мишей.
Елена Алексеева «На цыпочках и не богат словами»
(«Антракт». 1990 г. №1)
Премьера — 28 декабря 1989 года на Малой сцене