Вторая сцена БДТ

Водевиль Дилетант

По мотивам пьесы Василия Шкваркина «Лира напрокат»
Режиссер-постановщик – Кирилл Вытоптов



Кирилл Вытоптов, режиссер:
«Когда Андрей Могучий предложил придумать стратегию для КМТ, возникло несколько идей, но после первой волны пандемии все они как-то разом отпали. Как у Пряжко: «Марина стоит и не знает глобально, что ей делать дальше».

Во время весеннего карантина я читал в социальных сетях опасения людей, связанных с театром: начнется борьба за зрителя, на первый план выйдут сугубо развлекательные спектакли. Я тоже было пригорюнился вместе со всем театральным сообществом, но потом возникла мысль двинуться именно в эту сторону. Родилась идея «Возможностей легкого жанра», поскольку сцена на Каменном острове, насколько мне известно, изначально и существовала, как летняя театральная резиденция с необременяющим репертуаром.

С одной стороны, очевиден запрос. Когда в буфете БДТ мне не удалось расплатиться картой и пришлось записываться в «долговую тетрадку», я представился, как режиссер, который будет делать водевиль. На меня посмотрели увлажненными глазами. С другой стороны, это безусловный челлендж, поскольку я никогда не занимался легкими жанрами, даже просто комедии в чистом виде я еще не ставил. Скорее, в каждом материале я стараюсь искать комическое. У меня нет родовых травм, готовых штампов и навыков, но меня безумно увлекает такая сценическая фактура, такое ощущение жизни, когда человек говорит и ни с того ни с сего начинает петь и танцевать.

Первым спектаклем стала постановка «Водевиль Дилетант» по пьесе Василия Шкваркина «Лира напрокат», написанной в 1928 году. Главный герой — электрик Митя — пишет пьесу и неожиданно попадает с ней в гущу театральных событий. Мне кажется, что у людей 20-х годов прошлого века и у нас есть схожее качество: вера в свои безграничные возможности. Каждый может стать художником, просмотрев трехчасовой вебинар.

Стал вдруг понятен ход мысли писателей и драматургов этого круга, среди которых — Ильф, Петров, Эрдман, Катаев. Очень понятные задачи: использовать законы жанра XIX века, основные принципы водевильного построения, соединяя их с реалиями своего времени. Это позволяло обращаться к широкой аудитории, но не становиться «рабом лампы», а создавать по сути новый гибридный жанр, где куплеты под гитару соединялись с фантастикой и актуальной повесткой. Мы идем по похожему пути — в нашем спектакле обязательно присутствует сюжет, мелодраматическая интрига, песни, путаницы, игровая стихия, гротеск, угар. И вместе с тем, мы пробуем поговорить о чем-то еще».
Творческая группа и исполнители
Творческая группа
Режиссер-постановщик

Кирилл ВЫТОПТОВ

Сценография и костюмы

Нана АБДРАШИТОВА

Музыкальный руководитель

Анна ВИШНЯКОВА

Композитор

Владимир ГОРЛИНСКИЙ

Хореограф

Иван ЕСТЕГНЕЕВ

Художник по свету

Александр СИВАЕВ

Видеохудожники

Кирилл МАЛОВИЧКО
Маша НЕБЕСНАЯ

Автор стихов для пролога и эпилога

Павел АРТЕМЬЕВ


Выпускающий заведующий постановочной частью

Максим БАТРАКОВ

Помощники режиссера

Ирина ПАРШУТО
Евгения ПЕТРОВА

Выпускающий продюсер

Надежда ЛАТЫШЕВА

Исполнители
Митя Сизов, электрик и начинающий драматург

Геннадий БЛИНОВ

Люба, его жена

Полина МАЛИКОВА (ТОЛСТУН)

Анна Петровна, ее мать

Елена ЯРЕМА

Гномов, управдом

заслуженный артист России
Сергей ЛОСЕВ

Сатурн Иванович, директор театра

заслуженный артист России
Анатолий ПЕТРОВ

Юнона Антоновна, его жена, уважаемая актриса

Юлия ДЕЙНЕГА

Зинаида Грааль-Гаремная, его любовница, молодая актриса

Полина ДУДКИНА /
Мария САНДЛЕР

Саша Быстрый, бывший снабженец магазина, ныне зав. литературной частью

Семён МЕНДЕЛЬСОН

Галунов - бывший гардеробщик, ныне член экспертной комиссии

Алексей ФАЛИЛЕЕВ

Маня, помощник режиссера

заслуженная артистка России
Татьяна АПТИКЕЕВА

Комик

Максим БРАВЦОВ

Трагик

Андрей АРШИННИКОВ

Любовник

Сергей ГАЛИЧ

Старая актриса

Елена ЯРЕМА

Оркестр БДТ

Вера ИОНОВА /
Мария КУСТАНОВИЧ

(фортепиано/синтезатор)
Елена БЕЛКИНА
(флейта/жалейка/тин-вистл/окарины/саксофон)
Елена РАСКОВА /
Анастасия РАЗУМЕЦ
(скрипка/пила)
Владимир РОЗАНОВ
(баян/мелодика)
Александр ЗАХАРЕНКО
(кларнет)
Георгий СОЛОВЬЕВ
(контрабас/бас-гитара/бас-бидон)
Юрий АНДРЕЕВ
(ударные и перкуссия)
Михаил КАШЕУТОВ
(гитара/электрогитара)


В спектакле звучат музыкальные цитаты из «Песенки про водевиль» М.И. Дунаевского и «Лунного Пьеро» А.Шёнберга.
Премьера — 27.12.2020
Продолжительность спектакля — 2 часа 30 минут с одним антрактом
Спектакль предназначен для зрителей старше 16 лет.