Открытие скульптуры «Александр Блок».

Круглый стол, посвященный выходу книги Сергея Радлова «БДТ в 1920-е.
Игра. Судьба. Контекст»

3 панельные дискуссии

В день рождения БДТ 15 февраля 2020 года, завершая юбилейный для театра год, в историческом здании на Фонтанке 65 прошли два важных этапных события: торжественное открытие скульптурного портрета Александра Блока, первого художественного руководителя БДТ, и круглый стол, посвященный выходу книги Сергея Радлова «БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст».

Скульптура «Александр Блок»
Скульптурный портрет Александра Блока для Большого драматического театра создали заслуженный художник России, скульптор Евгений Ротанов и главный архитектор бюро «Студия 44» Иван Кожин.

Открытие скульптуры Александра Блока дополняет выставка изображений поэта, выполненных Евгением Ротановым в камне и бронзе. Всю свою творческую жизнь Ротанов работает над образом Блока, создав множество вариантов пластического воплощения поэта в скульптуре и графике.

Портретный жанр занимает особое место в творчестве Ротанова — художник стремится выразить не только поэтическое вдохновение, мистический характер судьбы поэта, но и целую эпоху — социальные сдвиги, произошедшие в мире, жертвой которых стал и сам Блок. В полной мере это выражено в монументальном скульптурном портрете, открытие которого состоялось в БДТ .
Фото: Люда Бурченкова

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ:

«Блок мечтал о новом театре. Это не случайная часть его биографии — последние два года он провел в нашем театре. Он мечтал о сцене, которая не будет терпеть художественные компромиссы. Он мечтал о театре, который будет преобразовывать действительность. Он пришел в Большой драматический с великими идеями, хотел сделать театр великих слез и великого смеха.

Всем известный факт, как Блок выходил перед красноармейцам и читал лекции о спектакля и о том, как вести себя в театре. Удивительная история — Алексей Арбузов был на одной из этих лекций подростком и стал драматургом благодаря этому театру, благодаря Блоку. Таким образом Блок передал эстафету, посвятил Арбузова в профессию. Через два года после прихода в театр, Блок кочергой разбил бюст Аполлона у себя дома. Его родовое имение Шахматово было разрушено. Начались расстрелы. Он разочаровался в революции.

На одном из поэтических вечеров кто-то из зала сказал: «Ваши стихи мертвы». И Блок ответил: «Да, я действительно мертвец». Это трагическая, высокая судьба. Блок всем нам дал ключи в будущее этого театра, в театр мечты. Николай Монахов, один из основателей БДТ, сказал, что Блок настолько был наш, что мы называли его «Совесть Большого драматического театра».

Сегодня трепетный, очень волнительный день. Отчасти для меня это восстановление справедливости. Мы сегодня открываем скульптуру «Александр Блок» работы Евгения Ротанова и Ивана Кожина».

Также с 15 февраля до 22 марта зрители БДТ смогут увидеть в Фанерном театре выставку «Блок в пространстве театре»— скульптурные изображения поэта, созданные Евгением Ротановым на протяжении 40 лет.


«БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст»
Автор — Сергей Радлов
Книга посвящена рождению и первым годам жизни Большого драматического театра.

Судьба БДТ в 1920-е была в руках Александра Бенуа, Юрия Анненкова, Николая Акимова, других столь же разноплановых и выдающихся мастеров, самых значительных писателей времени — Александра Блока, Евгения Замятина, Михаила Кузмина.

На сцену БДТ выходили легендарный Николай Монахов, замечательный трагик Юрий Юрьев, молодые талантливые актеры, такие как Ольга Казико, пленившая впоследствии несколько поколений ленинградских зрителей.

Читатели узнали о счастливых премьерах и битвах, проигранных советской цензуре, обаятельных чертах театральной повседневности и трагической гибели репрессированных сотрудников БДТ, о будущем идей и творческих открытий тех лет. В книге впервые опубликованы ранее неизвестные документы, уникальные эскизы и фотографии, хранящиеся в музее БДТ и обнаруженные в российских архивах.

В беседах о книге «БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст» приняли участие:
Сергей Радлов, автор монографии, историк литературы, шекспировед, журналист;
Митя Харшак, арт-директор издания, дизайнер, учредитель и главный редактор журнала «Проектор», руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург;
Эдуард Кочергин, сценограф, писатель, народный художник России, действительный член РАХ, главный художник БДТ им. Г. А. Товстоногова;
Александр Чепуров, заведующий кафедрой русского театра и руководитель научных программ РГИСИ, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии им. К.С. Станиславского;
Марина Любимова, ведущий научный сотрудник Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, доктор культурологии;
Никита Елисеев, ведущий библиограф Российской национальной библиотеки, писатель, переводчик, литературный и кинокритик, публицист;
Александр Скидан, поэт, прозаик, эссеист, критик, переводчик, редактор отдела «Практика» издательства «Новое Литературное Обозрение», член рабочей группы «Что Делать?» и консультационного совета «Транслит»;
Константин Учитель, профессор кафедры продюсерства в области исполнительских искусств РГИСИ, доктор искусствоведения;
Жанна Зарецкая, театральный критик, шеф-редактор сайта журнала «Театр».
Фотографии и эскизы костюмов и декораций из книги «БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст»

Темы и расписание дискуссий:
13:00–14:30 Александр Блок. Труды и дни в Больдрамте.

Вспоминаем труппу 1920-х и авторов театра:
режиссеров, драматургов, актеров и художественное руководство Большого драматического.

14:45–15:45 Художественная сцена БДТ первого десятилетия:
от Владимира Щуко и Мстислава Добужинского до Моисея Левина и Вадима Рындина.

16:00–17:00 Музыка в БДТ. Известные — неизвестные композиторы авангарда.
Беседа–концерт: диалоги с музыкальными иллюстрациями.

В концертной программе прозвучат произведения композиторов — авторов музыки к спектаклям БДТ: Владимира Дешевова, Юрия Шапорина — и близкого им круга.

Исполнители: Владимир Розанов (баян), Наталия Учитель (фортепиано), Олеся Ростовская (терменвокс), а также Юлия Корпачёва (сопрано), аккомпанемент Роман Сумбулов (фортепиано)

Консультант: Ирина Розанова, органистка, лауреат международных конкурсов, преподаватель органа в Хоровом училище им. М. И. Глинки, член Союза концертных деятелей, член Союза музыкальных деятелей, ведущая программы «Звучащая сфера» на Радио России – Санкт-Петербург (совместно с Александром Харьковским).