Фестиваль Анатолия Васильева в БДТ

Анатолий Васильев — театральный режиссер, педагог, лауреат Государственной премии Российский Федерации, Кавалер французского Ордена Академических Пальм и Ордена искусства и литературы.

 

Признанный мэтр мировой режиссуры, один из столпов русского драматического театра, создавший собственную театральную систему и «Школу драматического искусства» на Сретенке, которой руководил с 1986 по 2007 год, когда в результате конфликта со столичными властями был вынужден покинуть театр и страну.

Преподавал режиссуру в Национальной театральной школе Лиона и «педагогику для педагогов» в Венеции. Работает в разных городах мира, ставит спектакли в крупнейших театрах Европы.

В 2010 году учредил «Фонд развития искусства драматического театра режиссера и педагога Анатолия Васильева», целями которого стали сбор и передача знаний о теории и практике универсального театра, образовательная деятельность, издание книг и выпуск фильмов-спектаклей.

Опубликованы: книга Ханса-Тиса Леманна «Постдраматический театр» (М.: ABCdesign, 2013) в переводе Н. Исаевой, книга диалогов и текстов Анатолия Васильева и Зары Абдуллаевой «ВАСИЛЬЕВ PARAUTOPIA АБДУЛЛАЕВА» (М.: ABCdesign, 2016) и книга переводов выдающегося литератора, философа и теоретика театра Антонена Арто «Театр и его двойник» (перевод Н. Исаевой; М.: ABCdesign, 2018).

 

В планах Фонда: продолжение книжной серии о современном театре — важнейшие западные тексты теоретиков и практиков театра в новейших комментированных переводах.

Васильев регулярно ведет актерско-режиссерские курсы в Европе — пост-образование для лиц, имеющих первое профессиональное образование в области театра и смежных с театром искусств. Ключевые спектакли Васильева, поставленные в России: «Соло для часов с боем» (1973, МХТ), «Взрослая дочь молодого человека» (1979, Театр им. Станиславского), «Серсо» (1985, Театр на Таганке), «Шесть персонажей в поисках автора» (1987, ШДИ), «Плач Иеремии» (1996, ШДИ), «Моцарт и Сальери» (2000, ШДИ), «Медея. Материал» (2001, ШДИ), «Из путешествия Онегина» (2003, ШДИ), «Илиада. Песнь двадцать третья» (1997-2004, ШДИ), «Каменный гость, или Дон Жуан мертв» (2006, ШДИ).

Последний — «Старик и море» с Аллой Демидовой, по Хемингуэю, был представлен в 2017 году в рамках празднования столетия Юрия Любимова на Международном театральном фестивале им. Чехова в Москве.

 

С середины 1970-х Анатолий Васильев снимал документальные фильмы и киноверсии своих спектаклей, которые участвовали в европейских и российских кинофестивалях; являлся председателем и членом жюри на фестивале стран СНГ «Киношок» (2001-2015). В 80-х годах преподавал актерское мастерство и режиссуру на Высших режиссерских курсах, с 1984 по 1991 гг. вел мастерские кинорежиссуры на курсах С. Соловьева и М. Хуциева. Фильмы:

- «Степной король Лир» (1976), телеспектакль по мотивам повести И. Тургенева

- «Взрослая дочь молодого человека» (1990), телеспектакль по пьесе В. Славкина

- «Каштанка» х/ф и «Не идет» д/ф (1986/1994), в соавторстве с оператором Олегом Морозовым

 

Спектакли-фильмы (на этом определении настаивает автор):

- «Серсо» (1986/2013), спектакль-фильм в трех частях, по пьесе В. Славкина

- «Дорога на Чаттанугу» (1992/2014), по телеверсии спектакля «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе В. Славкина

- «Медея Материал» (2002/2014), на основе спектакля по пьесе Хайнера Мюллера с французской актрисой Валери Древиль в роли Медеи.

 

Фото Павла Антонова

Владимир Мартынов

«МАШИНА ВОСПОМИНАНИЙ»

 Концерт

29 января

Вторая сцена БДТ (Каменноостровский театр)

 

В программе — соло для фортепиано «Машина воспоминаний» (2017), сочинение для флейты и контрабаса «Коан» (1996) и импровизации в исполнении самого композитора, контрабасиста Владимира ВОЛКОВА и флейтистки Марии ФЕДОТОВОЙ. В концерте также приняла участие хореограф и перформер Алина МИХАЙЛОВА.

 

Продолжительность концерта: 1 час 30 минут без антракта. 

  

В 20.30 состоялась творческая встреча с В. Мартыновым и презентация книги «Это чудесный мир, не правда ли? Письма из Петраково».

 

Подробнее о концерте и творческой встрече 

 

12+ 

  

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА

Эрнест Хемингуэй

СТАРИК И МОРЕ

Читка и перформанс 

 

31 января, 1 февраля

Основная сцена БДТ

 

Адаптация текста, сценография и постановка — Анатолий ВАСИЛЬЕВ

От автора — Алла ДЕМИДОВА. Музыка — Владимир МАРТЫНОВ.

В спектакле музыка звучит в записи ансамбля «Опус Пост» под руководством Татьяны ГРИНДЕНКО.

 

Продолжительность спектакля — 2 часа без антракта.

 

 Подробнее о спектакле

 12+ 

 

Фото Павла Антонова

 

Наталья ИСАЕВА

 

ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ: ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ДВОЙНИК АНТОНЕНА АРТО

1 февраля

Зрительский буфет Основной сцены 

Беседа о книге «Антонен Арто. Театр и его двойник» 

Участвуют: Наталья Исаева и Анатолий Васильев. 

Ведущий – Николай Песочинский

 

СОВРЕМЕННЫЙ ЗАПАДНЫЙ ТЕАТР — КАСТОРФ, ЛИДДЕЛЛ, МИТЧЕЛЛ, ВАСИЛЬЕВ.

«Плотность формы и энергия духа: ребро на столе»

2 февраля

Зрительский буфет Основной сцены 

Лекция Натальи Исаевой

 

ДВОЙНОЕ ЗЕРКАЛО: КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКЕ

 4 февраля

Зрительский буфет Основной сцены 

Лекция Натальи Исаевой

 Подробнее о программе лекций

16+ 


Творческая встреча с Анатолием ВАСИЛЬЕВЫМ

и показ фильма «ОСЁЛ»

 

3 февраля

Основная сцена

 

«Осёл» — первый полнометражный неигровой фильм мэтра мировой театральной режиссуры Анатолия ВАСИЛЬЕВА.

 

Притча о строптивом и нежном животном. В поисках истории Осла как мифологического архетипа и героя дня сегодняшнего режиссер колесил дорогами Фриули-Венеции-Джулии, Бельведере-Ланге, Пьемонта, Умбрии и Тосканы. Съемки были закончены в 2015 году.

 

Тексты, использованные в фильме, принадлежат Тонино Гуэрра и предоставлены его вдовой, Лорой Гуэрра. Музыка к фильму записана и предоставлена итальянским музыкантом — виолончелистом и композитором Джованни Соллима.

 

Подробнее о спектакле

 16+

Московский Театр «ТЕНЬ»

 

ТЕАТР ВООБРАЖЕНИЯ. АНТОЛОГИЯ №1

13 февраля

Фанерный театр

 

Театр Воображения показывает воображаемые спектакли реальных постановщиков (Ильи Эпельбаума, Анатолия Васильева, Александра Бакши, Тонино Гуэрра) с точки зрения зрителя, сидящего в зале. Каждый из зрителей сможет увидеть свой спектакль, поскольку каждый умеет додумывать недосказанное и дорисовывать в собственном воображении недорисованное.

Подробнее о спектакле

16+

 

 

Спектакль Ильи Эпельбаума

АПОКАЛИПСИС

 14 февраля

 

Идея Ильи ЭПЕЛЬБАУМА и Анатолия ВАСИЛЬЕВА, исполнение Ильи ЭПЕЛЬБАУМА. Ведет спектакль Майя КРАСНОПОЛЬСКАЯ.

 

Действие спектакля происходит в спичечных коробках. В полной темноте вспыхивает спичка, высвечивая спичечный коробок и руки, его держащие. Коробок открывается – внутри крошечные куклы, разыгрывающие сцены на библейско-евангельские сюжеты.

Каждая сцена длится не более 15 секунд – столько, сколько горит спичка.

Продолжительность спектакля: 12 минут.

Подробнее о спектакле 

 16+

                                                      ПРЕССА

Информация о билетах — в кассах театра
и на сайте bdt.spb.ru. Телефон касс: + 7 (812) 244-10-71.

 

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий