ПРОГРАММА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В БДТ.
ФАНЕРНЫЙ ТЕАТР.

ВТОРОЙ СЕЗОН


НАТАЛЬЯ ИСАЕВА

Наталья Исаева — санскритолог, историк философии, историк театра, переводчик, доктор исторических наук. Закончила философский факультет МГУ, где начала заниматься санскритом и историей индийской философии и религии. Доктор исторических наук, работала ведущим научным сотрудником отдела Древнего Востока Института востоковедения РАН. Закончила постдокторантуру по стипендии Сполдинга в Оксфордском университете.

После гибели мужа, Сергея Исаева, ректора ГИТИС, уехала из России — вначале в Великобританию, а затем во Францию (Лион и Париж). С 2001 года сотрудничает с режиссером Анатолием Васильевым. Работала деканом, преподавателем философии и переводчиком на режиссерском курсе Васильева в театральной школе ENSATT в Лионе, была творческим сотрудником и переводчиком в многочисленных театральных спектаклях и педагогических проектах Васильева в Париже и Страсбурге. Преподавала в исследовательском центре ARTA и в Парижском университете-8 (Сен-Дени). Регулярно публикует статьи по театру и театральной педагогике в журналах и коллективных монографиях России, Великобритании, Франции. Автор 19 книг (изданы в России, США, Индии) Переводила тексты индийских философов, пьесы Маргерит Дюрас, трактаты Ханса-Тиса Лемана, Антонена Арто. Продолжая работу, начатую еще с Сергеем Исаевым, выполнила первый русский комментированный перевод пяти основных философских трактатов Сёрена Кьеркегора.

В рамках программы «Фестиваля Анатолия Васильева в БДТ» состоялась встреча с Натальей Исаевой и беседа о книге переводов «Антонен Арто: Театр и его двойник», а также будут прочитаны две лекции.

ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ: ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ДВОЙНИК АНТОНЕНА АРТО
Беседа о книге «Антонен Арто. Театр и его двойник»

1 февраля, 15:00
Зрительский буфет Основной сцены

Участвуют: Наталья Исаева и Анатолий Васильев. Ведущий – Николай Песочинский.

Разговор с читающей публикой посвящен фигуре выдающегося театрального теоретика, практика и визионера Антонена Арто (Antonin Artaud, 1896-1948), книга переводов которого вышла в 2019 году в издательстве ABC Design (издатель, арт-директор — Дмитрий Мордвинцев) с предисловием Анатолия Васильева. Именно Арто, начинавший свой путь вместе с сюрреалистами, оказался творцом «Театра жестокости». Идея такого театра, основанная на образе «двойника» и концепции внутренней энергетики театрального представления, открыла дорогу для опытов Ежи Гротовского и Анатолия Васильева, для драматургии Жана Жене и Бернара-Мари Кольтеса. Книга открывается перепиской Арто с Жаком Ривьером и ранними сюрреалистскими текстами.

В книге содержатся позднейшие теоретические эссе, драматургические опыты, но прежде всего — перевод главного теоретического труда Арто, книги «Театр и его двойник», над которой Наталья Исаева начинала работать ещё в 1993 году вместе с Сергеем Исаевым. Что это за таинственный «двойник», как он создаётся? Что роднит Антонена Арто с восточной философией и эстетикой? Каково воздействие Арто на практику современного постдраматического театра? Поговорим об этом, наши ученые и страстные читатели.

Николай Песочинский — театровед, историк театра, театральный критик, профессор РГИСИ, кандидат искусствоведения.


СОВРЕМЕННЫЙ ЗАПАДНЫЙ ТЕАТР — КАСТОРФ, ЛИДДЕЛЛ, МИТЧЕЛЛ, ВАСИЛЬЕВ.
«Плотность формы и энергия духа: ребро на столе»

Лекция Натальи Исаевой — индолога, историка театра, переводчика пьес Маргерит Дюрас и трактатов Антонена Арто, Сёрена Кьеркегора, Ханса-Тиса Лемана.

2 февраля, 15:00
Зрительский буфет Основной сцены

Постдраматический театр, взятый через «внутренности», через висцеральное потрясение. Французский кейс: Дени Дидро versus Антонен Арто. Энергия и темная страсть: художественное делание как лестница Иакова. Кэти Митчелл и умножение зрительных впечатлений. Экран как соучастник и проводник интимной персональности. Мерцание сущности как эстетический приём. Франк Касторф и «эстетика подсматривания». Стенопейное вглядывание и его отголоски в «Дау» Ильи Хржановского и Анатолия Васильева. Сигизмунд Кржижановский и его «Философема о театре». Анхелика Лидделл и «ребро на столе». Физиология, телесное потрясение как надежная зацепка, как приманка для метафизики. Алхимическая возгонка телесности до стадии духовного свечения. Возвращение к Арто.


ДВОЙНОЕ ЗЕРКАЛО:
КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКЕ

Лекция Натальи Исаевой

4 февраля, 17:00
Учебная сцена БДТ

Разговор будет вестись о философском и эстетическом наследии кашмирских шиваитов-тантриков Абхинавагупты и Кшемараджи (ХХ–XXI вв.).
Мы поговорим здесь об учении, где сакральное спасение предстает как «узнавание себя Господом», а сам процесс парадоксальной возгонки энергии в акте художественного творчества становится моделью для восхождения к Шиве. Одновременно намечены и возможные схождения между театральной эстетикой кашмирского шиваизма и живыми точками роста современной театральной практики. Начиная с театральных опытов французского философа и теоретика Антонена Арто (Antonin Artaud), цель которых была заключена в трансформации сознания, алхимической возгонки чувственности, преобразования самой органической, телесной жизни артиста, — и вплоть до сравнительно недавних паратеатральных упражнений Ежи Гротовского, а также лабораторных работ и спектаклей Анатолия Васильева, — всюду мы находим прямое или косвенное, отражённое воздействие идей великих мистиков-кашмирцев.
Поговорим об этом, а также о том, чему визуальная, материальная, телесная природа учится у Слова, взятого в своей высшей, «несказАнной» сущности. У Слова, которое и в адвайта-веданте Шанкары, и в теоретических построениях кашмирцев выступает, прежде всего, как творческая сила, особая «энергия» (śakti), собственным своим художническим усилием способная порождать миры.