Вторая сцена БДТ
ПРЕМЬЕРА

Дж. М. Кутзее

Бесчестье

Перевод Сергея Ильина

Режиссер-постановщик и автор инсценировки – Евгения Сафонова




В своей новой постановке в БДТ им. Г. А. Товстоногова Евгения Сафонова продолжает исследовать театральный потенциал современной западноевропейской прозы. Вслед за сценической версией «Аустерлица» В. Г. Зебальда режиссер выпускает спектакль «Бесчестье» по одноименному роману Джона Максвелла Кутзее — после выхода «Бесчестья» в 1999 году южноафриканский писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе. Именно «Бесчестье» сделало Кутзее одним из главных авторов зарубежной сцены последних лет — самую известную театральную трактовку создал Корнель Мундруцо, к этому же тексту неоднократно возвращался в своих постановках Кшиштоф Варликовский.

В романе «Бесчестье» автор рассказывает историю Дэвида Лури, стареющего профессора из университета в Кейптауне. Несмотря на увядание своего тела, Дэвид идет на поводу у вожделения, вступая в интимные отношения со своей студенткой Мелани. Вскоре профессора обвиняют в сексуальных домогательствах, увольняют и подвергают публичному позору. Раскаяния в своем поступке Дэвид не чувствует, но, не желая сопротивляться, решает переехать к своей взрослой дочери Люси, лесбиянке. Она ухаживает за собаками в своем питомнике и живет тихой спокойной жизнью на небольшой ферме в провинции, где последствия многолетнего апартеида ощущаются гораздо острее, чем в столице. Вскоре после переезда Лури трое чернокожих мужчин появляются на ферме — они нападают на Дэвида, насилуют дочь и убивают собак.

В «Бесчестьи», которое критики называют «последним великим романом ХХ века», Кутзее работает с философией постгуманизма — этот важнейший концепт современной культуры становится идейным фундаментом произведения. Детище ХХ века, столетия войн, катастроф и краха гуманистической цивилизации, постгуманизм перестает считать человека наивысшей ценностью, «мерой всех вещей», — и занимается реабилитацией не-человеческого, создавая новые экологические и этические связи между элементами реальности.

Евгения Сафонова, режиссер:
«В «Бесчестье» меня интересует в первую очередь не социальный и исторический контекст романа, а ключевая для Кутзее тема всеобщей уязвимости — не только человека, но и всех живых существ. Монтируя тексты «Бесчестья», для нас было важно создать предпосылки для погружения в чувственное восприятие романа. Спектакль не инсценирует события романа напрямую, а представляет собой своего рода инсталляцию, где монтаж текстов соединяется с видеообразами и погружает в атмосферу произведения Кутзее, наталкивающую на определенного рода размышления».

На сцене Каменноостровского театра возникает сценический эквивалент сознания главного героя «Бесчестья»: режиссер фокусируется на событиях, происходящих в романе Кутзее, с точки зрения протагониста — профессора Дэвида Лури, потерявшего из-за связи со своей студенткой социальные привилегии и положение в обществе. Спектакль «Бесчестье» выходит в рамках экспериментального проекта «Четыре. Современная режиссура в Каменноостровском театре».



Copyright © J.M.Coetzee, 1999 Copyright © 2003 J.M.Coetzee
По роману Джона Максвелла Кутзее «Бесчестье» («DISGRACE») и отрывкам из книги «Элизабет Костелло: восемь уроков» («ELIZABETH COSTELLO: EIGHT LESSONS»)

Творческая группа и исполнители
Творческая группа
Режиссер-постановщик, автор инсценировки, художник-постановщик

Евгения САФОНОВА

Композитор

Олег ГУДАЧЕВ

Художник по свету

Константин БИНКИН

Художник по костюмам

Илария ЯНКИНА

Медиахудожник

Михаил ИВАНОВ

Оператор-постановщик

Алексей РОДИОНОВ

Ассистент
художника-постановщика

Алексей ТАНЦЫРЕВ


Выпускающий заведующий
художественно-постановочной частью

Виктор КУЛЬГУСКИН

Помощник режиссера

Евгения ПЕТРОВА

Выпускающий продюсер

Дарья ДОБРЫНИНА

Исполнители
Исполнители

заслуженный артист России
Василий РЕУТОВ

Алёна КУЧКОВА

Александра МАГЕЛАТОВА

Лёня НЕЧАЕВ


Премьера — 16.04.2022
Продолжительность спектакля — 1 час без антракта
Спектакль предназначен для зрителей старше 18 лет.

Выражаем особую благодарность в создании спектакля и проведении съемок:

Первому медицинскому институту и лично Андрею Леонидовичу Акопову,
Санкт-Петербургскому государственному университету,
Научной библиотеке им. М. Горького СПбГУ и лично главному хранителю мемориальной
«Библиотеки Бестужевских курсов» Алексею Викторовичу Вострикову,
Региональной общественной благотворительной организации защиты бездомных животных «Особый Друг»,лично президенту организации - Валентине Пуговкиной и подопечным приюта,
Благотворительному Фонду «Приют «Ржевка» для бездомных животных» и лично директору Белкиной Лидии Ивановне и подопечным приюта.
Пресса