В 2024 году мы начали диалог с Александром Сергеевичем Пушкиным. В проекте «Опыты драматических изучений» молодые режиссеры Арсений Мещеряков, Арсений Бехтерев и Александра Толстошева обратились к пушкинскому циклу «Маленькие трагедии». Репертуар БДТ пополнили три спектакля: «Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери». Каждый из режиссеров задавал вопросы великому классику, примеряя его произведения на нашу сегодняшнюю действительность. Можем ли мы узнать себя в героях прошлого? Многое ли переменилось в наших мыслях, чувствах и поступках спустя 200 лет?
Попытка найти ответы вылилась в большой фестиваль «НАШЕ ВСЁ. ОПЫТ 1.», проведенный в январе 2025 года. Вопросы к Пушкину оказались вопросами к самим себе, к нашей истории и миру вокруг. Другой русский классик Николай Васильевич Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». Разговор о Пушкине не может быть ограничен ни биографией писателя, ни его произведениями. Он вбирает в себя историю и традиции, классику и современность, миф и подлинность, жизнь и смерть.
«НАШЕ ВСЁ. СИМПОЗИУМ» – продолжение диалога с великим классиком. Мы ищем в себе его отражения – ту очищенную красоту, которую Пушкин оставил нам в наследство. Мы обращаемся к разным формам культурной памяти, чтобы преодолеть разрыв времени, найти опору в настоящем и проложить дорогу в будущее.
На протяжении всего дня будет работать телеграм-канал «Опыт первый» – перформативный проводник по событиям программы «НАШЕ ВСЁ. СИМПОЗИУМ». Он был создан специально для фестиваля «Наше все. Опыт 1.» и стал формой цифровой документации диалогов с Александром Сергеевичем Пушкиным, проводимых в театре.
ПРОГРАММА:
13:30 – 14:50 Лекция «Уроки литературы и театр: в поисках смыслов» (Зрительский буфет Основной сцены)
Почему сегодня читатель больше зритель? Как современный театр может стать ресурсом, позволяющим формировать интерпретационные навыки как у учеников, так и у взрослых зрителей? Каким образом можно учиться анализировать спектакль как отдельное произведение искусства? Как выстроить диалог с литературным текстом самостоятельно и в школе? Зачем смотреть и говорить про экспериментальные постановки? Как искусство расширяет наши представления о себе и мире, дает уникальный опыт для саморазвития? Поговорим обо всем этом на лекции на практических примерах, в том числе про спектакли БДТ: «Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери».
Спикер:
Антон Ткаченко – кандидат педагогических наук. Учитель словесности, заместитель директора по воспитательной работе частной школы «Золотое сечение» (Москва). Руководитель театральной студии школы «Золотое сечение». Автор статей по методике обучения литературе. Автор учебно-методического пособия «Уроки литературы и театр: возможности цифровой эпохи» (2024). Куратор программы «БДФ.Школа». Методист программы «Учитель для каждого».
16:45 – 18:15 Симпозиум «Наследники» (Большое зрительское фойе Основной сцены)
«Вечное всегда носит одежду времени, и одежда эта так срастается с людьми, что порой под историческим мы не узнаем сегодняшнего, нашего, то есть в каком-то смысле мы не узнаем и не понимаем самих себя», - писал Юрий Михайлович Лотман, крупнейший исследователь жизни и творчества Пушкина.
Продолжая разговор о Пушкине, классике и ее сценических интерпретациях, мы обращаемся к традиционной форме встречи – симпозиуму. Само слово «симпозиум» восходит к древнегреческому συμπόσιον, что переводится как «пиршество». Сегодня он утратил черты античных веселий и воспринимается как научная конференция, посвященная конкретному вопросу. Мы объединяем понятийные представления прошлого и настоящего, собирая за одним столом зрителей и участников, среди которых представители разных специальностей и герои разных поколений: пушкиноведы, театроведы, музыканты, ученые, писатели и журналисты.
На симпозиуме мы будем говорить о традициях. Как они возникают и складываются? Можем ли мы сегодня понять, кто из современных художников станет классиком, какие повседневные ритуалы войдут в культурную привычку? Что такое традиция – сдерживающий фактор или поле для инновации? Может ли обращение к прошлому помочь найти опору в настоящем, расширить представления о себе и мире вокруг, и построить мост в будущее? Что мы получили в наследство от предков и какой опыт передадим потомкам?
Модератор:
Софико Шеварднадзе – теле- и радиожурналист, автор и ведущий программ, колумнист и интервьюер ведущих российских изданий.
Спикеры:
Татьяна Черниговская – доктор наук (физиология, теория языка), академик Российской академии наук, Заслуженный работник высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ, профессор СПбГУ. Директор Института когнитивных исследований СПбГУ.
Дмитрий Баранов – кандидат исторических наук, заведующий отделом этнографии русского народа РЭМ.
Дмитрий Данилов – писатель, драматург, поэт. Автор восьми книг прозы, пяти книг стихов и шести пьес. Спектакли по пьесам идут более чем в 70 театрах России и других стран, в том числе в театрах «Практика», «Современник», «Мастерская Петра Фоменко», «Театр.doc». В 2020 г. по пьесе «Человек из Подольска» был снят одноименный полнометражный фильм.
Алексий Ковальчук – священник РПЦ, научный сотрудник РХГА, исследователь немецкой философии и теологии, автор телеграм-канала «Дневник ясности».
Вениамин Золотухин – кандидат филологических наук, младший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН.
Николай Комягин – актер, музыкант, композитор, искусствовед.
Николай Песочинский – кандидат искусствоведения, историк театра, театровед, театральный критик, профессор РГИСИ.
Юрий Сапрыкин – журналист и критик, основатель проекта о русской литературе «Полка», руководитель спецпроектов медиа Кинопоиска, в прошлом – главный редактор журнала «Афиша».
20:15 Певческая встреча с ансамблем Толóка «Не в моде теперь такие песни?» (Большое зрительское фойе Основной сцены)
В период михайловской ссылки (1824-26 гг.) и во время поездки в Оренбургскую губернию (сентябрь 1833 г.) Пушкин собирал и записывал народные песни. Ансамбль Толóка совершает экспедиции в деревни и записывает песни со слов старейших их жителей.
«Не в моде теперь такие песни?» – этим вопросом мы обращаемся к современникам, исследуя, что такое традиционность и как она воспринимается в русской народной песне.
Ансамбль Толóка погружается в смыслы настоящих старинных песен, исследует их актуальность сегодня. Какой конфликт скрыт за яркой музыкой? О чем пели? Какой была жизнь, отраженная в этих песнях. Название ансамбля Толóка означает форму деревенской взаимопомощи, работу крестьян сообща. На песенной встрече мы вместе с публикой по-новому услышим народные песни, попробуем понять их смыслы и связь с нашей сегодняшней жизнью.
Сообща мы проживем эмоциональный опыт этого дня, обращаясь к песенному наследию наших предков, отражающему образ мысли и душевные переживания русского народа.
УСЛОВИЯ ПОСЕЩЕНИЯ
Посетить «НАШЕ ВСЁ. СИМПОЗИУМ» возможно только при наличии билета на спектакли «Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери» 22 и 23 марта.
Билеты — на сайте театра в разделе АФИША и в кассах БДТ (наб. реки Фонтанки, 65 и пл. Старого театра, 13).