Театр простился с Сергеем Дрейденом

Театр простился с Сергеем Дрейденом
Сегодня в БДТ прошло прощание с артистом Сергеем Дрейденом. Последней для него стала главная роль в спектакле Андрея Могучего «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» на сцене нашего театра.

Публикуем слова коллег и друзей о Сергее Симоновиче:

«Он был свободным, независимым человеком, это надо сказать прежде всего. Любая иерархия была для него чужда и неприемлема. Он нигде не служил – служил только искусству. С БДТ его связывало несколько работ. В 1998-99 и 2003 годах Сергей Симонович работал в спектаклях Адольфа Шапиро и Григория Дитятковского. И много лет спустя он вернулся в БДТ, в спектакль «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель». Это была первая моя с ним работа, первая с ним встреча. До того мы долго присматривались друг к другу, никак не могли найти общих точек, осторожничали – и вот наконец судьба сделала мне такой подарок. Я с ним поработал – и это дорогого стоит. Удивительная, невероятная встреча. Может быть, самая важная художественная встреча в моей жизни».
(Андрей Могучий, режиссер)

«Он был удивительным, потрясающим артистом. Всякий раз, видя его на сцене, я приходил в изумление. Как же он тонко и мягко работал: вроде ничего не делал, но именно он становился центром притяжения. От него исходила какая-то особая магия, она была и в его молчании, и в каждом его слове и жесте. Сергей Дрейден был не похож ни на кого другого. Он входил легко в любую творческую команду, как-то сразу становился его частью. Но при этом оставался особенным, со своей очень личностной интонацией. Будучи артистом фантастического таланта, много работавшим и на театральной сцене, и в кино, имевшим массу театральных премий и наград, он не имел никакого звания. И я думаю, что это было его решение – Сергей Дрейден был бесконечно интеллигентным и очень скромным человеком».
(Александр Калягин, председатель СТД РФ)

«У него было физическое нежелание быть в ряду. Его талант обязывал к этому – не быть в ряду. Он как бы исключил зло из своей жизни – я никогда не видел его в состоянии возмущения чьим-нибудь поступком. И если зло всегда провоцирует тебя на эмоции, его страшным вызовом злу было равнодушие к нему, пренебрежение, нежелание тратить на это силы. Это высочайшая позиция человека – и я преклонялся перед ним. Каждый человек на моем месте бы понял, с какой личностью он встречается, какого уровня. При этом он никогда не смотрел на людей свысока. Да, смотрел с какой-то очень высокой точки зрения, но никогда свысока. У него был вкус на людей, талант – и актерский, и человеческий».
(Адольф Шапиро, режиссер)

«Так получилось, что мы сегодня прощаемся, в определенном смысле, с каким-то замечательным отрезком театрального, кинематографического, телевизионного, литературного, музейного дела нашего города. Сергей Симонович был удивительно талантлив во всем – парадоксально талантлив, потому что он был перпендикулярен всему, как мне кажется. Сергей Симонович окончил класс Татьяны Григорьевны Сойниковой, и мы, студенты уже следующих выпусков, всегда с интересом смотрели на него – а он удивительно ласково, внимательно смотрел на нас. Редко какому актеру на взлете интересны те, кто вокруг – тем более, далекие, не стоящие рядом на сцене, в кадре. А он удивительным образом интересовался. Все время в нем билось то, что дали нам учителя. Спасибо за то, что ты был, за то, что ты сделал для нас. За то, что ты был очень добрым человеком».
(Николай Буров, заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения СТД)

«Актер редкого таланта, уникальной художественной индивидуальности, Сергей Симонович тонко чувствовал время и умел убедительно, увлекательно и, главное, искренне рассказать о том, что обжигает, что выводит из состояния безразличия современного человека. Написанная специально для него, вплетающая в сюжет реальные биографически подробности роль Учителя в спектакле «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» стала событием театральной жизни не только Петербурга, но и всей страны. Потому что это больше, чем роль, это исповедь настоящего артиста. Исповедь, которую так важно было услышать. Уход Сергея Симоновича – большая потеря для всего нашего искусства».
(Евгений Писарев, режиссер)

«Умные режиссеры брали Дрейдена как Дрейдена – потому что он сам по себе был произведением искусства. Его лицо было произведением искусства, его голос и самое главное – поле, которое он излучал. можно какими угодно словами его называть, но они все будут случайными и неточными. Блаженный он был? Нет, не блаженный. Клоуном был? нет, не клоуном. Поэтом был? Нет, не поэтом. А в общем – и то, и другое, и третье. И единственное, чем он не был точно, это винтиком в профессиональной среде – и не хотел этого. Он жизнь воспринимал как творчество, как искусство. Она был важнее всегда. Еще он был genius loci этого города – гений места. Многие даже загадывали, встретится им сегодня Дрейден с Тишей, его собакой, или не встретится. Он был неотменимой частью пейзажа этого города, его добрый дух».
(Любовь Аркус, режиссер)

«Играть с ним спектакль было удовольствием. Он никогда не лицеприятствовал, ложной бодростью не заражал: если болело у него – болело, если шло плохо – он злился. А если шло хорошо и у него было вдохновение, то это были упоительные минуты, летели искры юмора. Актерская близость, которая только в партнерстве возникает, она никуда не девается. И я думаю, что его история еще не закончена. Сергей Симонович, я чувствую, Вы что-то еще приготовили. Это что-то про гравитацию, про путешествие во времени и пространстве, про то, что делает жизнь объемной, полной тайн, волшебных открытий. Этот человек остается для меня Учителем. Все в этом слове».
(Александр Ронис, артист)

«Оказывается, есть такие люди, которые незримо, в какой-то не нашей визуальной реальности, всю жизнь тебя держат за руку. Мне было 16 лет, когда мы встретились с Сергеем Симоновичем – он был мой первый партнер по сцене. Потом я пересмотрела все его спектакли – и всегда он играл что-то большее, чем текст. Будто бы у него были свои задачи, личные, помимо задач режиссера. Где-то выше, мощнее, глубже, что-то недостижимое – это видно в каждой его роли. Это человек, который менял пространство, в котором появлялся – на сцене или в жизни. С тех самых пор, как мы встретились в спектакле «Отец», где я играла его дочку, я ему звонила каждый год 14 сентября поздравить с днем рождения. И всегда вместо «привет» или «алло» раздавалось его улыбающееся: «Доча, это ты?» Это я, папа. Я не знаю, как отпустить твою руку».
(Полина Маликова, артистка)

«Я все время думала, что меня привлекает в этом артисте. И видела, что его мучают вопросы, которые он ставит перед собою, перед драматургией – и не находит на них ответа. Эта его энергия размышления, она и привлекала меня. Но в последнем спектакле, сыгранном на этой сцене, «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель», я услышала ответ на мучившие его вопросы. Это говорила совесть. И такая удивительная нежность наполняла этого артиста. Петербург и страна наша потеряла такого трепетного артиста и человека».
(Ируте Венгалите, артистка)

Фото Никиты Павлова
05.06.2023

Возврат к списку