ФАНЕРНЫЙ ТЕАТР

ПРОГРАММА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В БДТ.
ВТОРОЙ СЕЗОН.

Фестиваль Анатолия Васильева
«Архитектон Тета» Бориса Филановского
«Ночной писатель» – российская премьера спектакля,
поставленная Яном Фабром для в Фанерного театра БДТ

27 января – 15 февраля 2020

«Программа современного искусства в БДТ. ФАНЕРНЫЙ ТЕАТР. Второй сезон» — продолжение большого проекта, центром которого стал Фанерный театр.

Программа второго сезона посвящена выдающемуся режиссеру и теоретику театра Анатолию Васильеву. В рамках программы состоялся Фестиваль Анатолия Васильева, включающий показ спектакля «Старик и море» с Аллой Демидовой, показ фильма «Осёл», концерт и презентация книги композитора Владимира Мартынова, а также многое другое.

Также были вновь показаны две премьеры из репертуара Фанерного театра прошлого сезона — спектакль Яна Фабра «Ночной писатель» и звуковая скульптура Бориса Филановского «Архитектон Тета».

Презентация программы второго сезона Фанерного театра состоялась 28 января в Основном здании БДТ на Фонтанке, 65.
О программе рассказали художественный руководитель БДТ и режиссер Андрей Могучий, режиссер Анатолий Васильев и композитор Владимир Мартынов.

Центральным событием программы стал Фестиваль Анатолия Васильева. Ключевое событие фестиваля — петербургская премьера спектакля «Старик и море» в постановке А. Васильева по произведению Эрнеста Хемингуэя. «Старик и море» - спектакль про театр как судьбу, и жизнь как чудо - посвящен режиссеру Юрию Любимову, с именем которого связана эпоха театральной и гражданской свободы в России во второй половине ХХ века. В постановке звучат два голоса: драматический — легендарной актрисы Аллы Демидовой, сыгравшей ведущие роли в любимовских спектаклях Театра на Таганке, и музыкальный — культового композитора Владимира Мартынова. Спектакль создан совместно с Международным театральным фестивалем им. А.П. Чехова.

На Основной сцене БДТ состоялась творческая встреча с Анатолием Васильевым и показ фильма «Осёл», первой полнометражной неигровой картины режиссера. Фильм снят в Италии и состоит из десяти новелл, в которых обыкновенный осёл по кличке Пиранделло становится объектом философских размышлений, библейских и мифологических ассоциаций.

В рамках Фестиваля Анатолия Васильева в Каменноостровском театре прошел концерт композитора Владимира Мартынова «Машина воспоминаний», где сочинения были исполнены самим композитором, а также контрабасистом, руководителем «Волковтрио», участником группы «Аукцыон» Владимиром Волковым и флейтисткой, солисткой оркестра Мариинского театра Марией Федотовой при участии танцовщицы-импровизатора Алины Михайловой.
После концерта состоялась творческая встреча с Владимиром Мартыновым и презентация книги «Это чудесный мир, не правда ли?».

Кроме того, в БДТ прошла творческая встреча с теоретиком театра и индологом Натальей Исаевой и презентация книги переводов выдающегося литератора, философа и теоретика театра «Антонен Арто: Театр и его двойник». Фигура Арто имеет беспрецедентное значение для западноевропейского театра, а его концепция «театра жестокости» открыла дорогу для опытов Ежи Гротовского и Анатолия Васильева, для драматургии Жана Жене и Бернара-Мари Кольтеса. Книга «Антонен Арто: Театр и его двойник» выпущена Фондом Анатолия Васильева в одной серии с презентованной в 2017 году в БДТ книгой Анатолия Васильева и театрального критика Зары Абдуллаевой «Васильев PARAUTOPIA Абдуллаева».

Также Наталья Исаева прочла две лекции — «Плотность формы и энергия духа: Ребро на столе», посвященную художественному языку режиссеров Кэти Митчелл, Франка Касторфа и Анхелики Лидделл и «Двойное зеркало: Кашмирский шиваизм и его отражение в театральной эстетике» о философском и эстетическом наследии кашмирских шиваитов-тантриков Абхинавагупты и Кшемараджи (X-XI века).

В завершение Фестиваля Анатолия Васильева в Фанерном театре прошли показы спектаклей московского театра «Тень» — «Театр воображения. Антология №1» и «Апокалипсис».
Театр Воображения показывает воображаемые спектакли реальных режиссеров с точки зрения зрителя, сидящего в зале. Каждый из зрителей сможет увидеть свой спектакль, поскольку каждый умеет додумывать недосказанное и дорисовывать в собственном воображении недорисованное.

Действие спектакля «Апокалипсис» режиссера Ильи Эпельбаума происходит в спичечных коробках. В полной темноте вспыхивает спичка, высвечивая спичечный коробок и руки, его держащие. Коробок открывается — внутри крошечные куклы, разыгрывающие сцены на библейско-евангельские сюжеты. Каждая сцена длится не более 15 секунд — столько, сколько горит спичка. Затем опять темнота… Опять вспыхивает спичка… Евангельский текст читается на русском языке. Это фонограмма, смонтированная по следующему принципу: каждое слово говорит один из известных российских театральных деятелей, как ныне живущих, так и умерших (слова подбирались из архивных записей). В спектакле звучат голоса Константина Станиславского, Всеволода Мейерхольда, Александра Таирова, Михаила Чехова, Алисы Коонен, Ивана Москвина, Василия Качалова, Льва Толстого, Владимира Набокова, Владимира Маяковского, Иннокентия Смоктуновского, Анатолия Васильева, Петра Фоменко, Николая Цискаридзе и многих других.

Также, помимо Фестиваля Анатолий Васильева, во втором сезоне были вновь показаны две премьеры из репертуара Фанерного театра прошлого сезона — спектакль Яна Фабра «Ночной писатель» и звуковая скульптура Бориса Филановского «Архитектон Тета».

Спектакль «Ночной писатель» основан на дневниках и театральных текстах Фабра. Главную роль в первой репертуарной режиссерской работе Фабра в России сыграет артист Андрей Феськов.

«Архитектон Тета» — произведение для ансамбля, хора и слушателей в движении, написанное специально для «Фанерного театра БДТ» по заказу театра и Фонда «Про Арте». Экспериментируя с пространством, композитор создает из ансамбля и хора сложное звучащее тело, превращая архитектурную инсталляцию в гигантский музыкальный инструмент.


Фотографии Стаса Левшина

Пресса