К 100-летию Большого драматического театра


ФАНЕРНЫЙ ТЕАТР
ПРОГРАММА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В БДТ.


Программа к 20-летию Фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ»:
видеоарт Билла ВИОЛЫ
и премьера музыкальной скульптуры «Архитектон Тета»
Бориса ФИЛАНОВСКОГО

Билл Виола

Билл Виола (Bill Viola) — американский художник, которого называют «Рембрантом видеоарта», за 40 лет своей карьеры создал множество видеопроизведений, архитектурных видеоинсталляций, звуковых инсталляций, музыкальных перформансов, работ для телевидения и электронных музыкальных спектаклей. Один из самых знаменитых современных художников в мире. Представлял США в национальном павильоне на Венецианской биеннале современного искусства в 1995 г. Персональные выставки и ретроспективы проходили во многих музеях мира. В 2019 году в Музее Королевской академии художеств в Лондоне состоялся масштабный выставочный проект «Билл Виола / Микеланджело: жизнь, смерть, возрождение».

Произведения Билла Виолы можно увидеть из ложи «Фанерного театра БДТ» — «живые картины» впервые будут проецироваться на большой экран, расположенный на Основной сцене БДТ. Каждый показ предваряет экскурсия по «Фанерному театру»петербургского искусствоведа Глеба Ершова.


КВИНТЕТ ИЗУМЛЁННЫХ
(The Quintet of Astonished)


24 (два показа — 15:00 и 18:00) и 27 ноября
Фанерный театр БДТ


«Квинтет изумленных» создан в 2000 году в рамках серии The Passions — «Страсти», объединившей 20 видеоработ художника.

Серия «Страсти» стала своеобразным исследованием человеческих эмоций: радости, восторга, гнева, страха, печали…
На экране пять актеров – четверо мужчин и одна женщина - они стоят прижавшись друг к другу, и в течение четверти часа, что длится видео, мы наблюдаем, как на них сначала накатывает — а потом отпускает — сильнейшая волна эмоций.
Вначале выражение лиц актеров нейтральное, но постепенно у каждого появляется свое собственное, индивидуальное выражение, мы видим, как возрастает сила испытываемых ими чувств, как эмоции достигают высшей точки накала и как — через несколько минут — волна напряжения спадает, оставляя каждого участника этого странного действа усталым и опустошенным. Как это обычно бывает у Виолы, съемка до предела замедлена, выявляя все нюансы выражений человеческого лица. Звук в этой работе отсутствует.
Человеческие эмоции — центральная тема серии The Passions, которая появилась в результате исследований, сделанных художником во время годовой резиденции в Центре Гетти в Лос-Анджелесе (1998). Работая над «Страстями», Виола обращался к образцам искусства прошлого: не только к европейской живописи (Босх, Мемлинг, Дюрер, Мантенья), но и к японской скульптуре, индийской и персидской миниатюре.

12+

© Bill Viola Studio, The Quintet of Astonished, 2000

ТРИ ЖЕНЩИНЫ
(Three Women)


25, 27 и 29 декабря
Ложа Фанерного театра БДТ


Видеоработа «Три женщины» создана в рамках серии Trnasfigurations («Трансфигурации»).
В «Трансфигурациях» Виола размышляет о течении времени и внутренних трансформациях состояния человека, о границах бытия и небытия, искусства и жизни. На экране мы видим, как за прозрачным серым «занавесом» – три женщины, мать и две дочери, приближаются к нам издалека. Они проходят через «занавес», который оказывается стеной из воды – и выходят на свет, пересекая границу между жизнью и смертью. Через некоторое время мать поворачивается, чтобы вернуться – и дочери следуют за ней. По словам Виолы, «Три женщины» навеяны произведениями греческой похоронной скульптуры, живописными портретами Джакометти, скульптурами Микеланджело и произведениями суфийских мистиков.

12+

© Bill Viola Studio, Three Women, 2008

«Архитектон Тета»
Бориса Филановского в Фанерном театре
6 и 10 декабря

Премьера произведения композитора Бориса Филановского «Архитектон Тета» – звуковой скульптуры для ансамбля, хора и слушателей в движении, написанной специально для Фанерного театра БДТ по заказу театра и Фонда «ПРО АРТЕ».

Экспериментируя с пространством композитор создал из ансамбля и хора сложное звучащее тело, превращая архитектурную инсталляцию в гигантский музыкальный инструмент. Это произведение невозможно услышать целиком из одной точки, так что слушателям понадобится перемещаться по театральному фойе, плавно меняя акустический фокус.

Название перформанса продиктовано конфигурацией Фанерного театра, отсылающей к архитектонам Малевича. В проекте принимал участие ансамбль современной музыки eNsemble, созданный в 2001 году в Фонде «ПРО АРТЕ» (дирижер – Федор Леднёв) и камерный хор Festino (художественный руководитель – Александра Макарова).

Борис Филановский – композитор, музыкальный критик, эссеист, поэт. Выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (1995). Руководил ансамблем современной музыки eNsemble Фонда «ПРО АРТЕ» с 2000 по 2012. Лауреат международных конкурсов Irino Prize (Япония), IRCAM Reading Panel (Франция), DAAD Berliner Künstlerprogramm (Германия).

Камерный хор Festino, хормейстер Александра Макарова

eNsemble:
Варвара Захарова (флейта)
Георгий Долгов (флейта)
Евгений Кривошеи (кларнет, бас-кларнет)
Денис Сухов (кларнет, бас-кларнет)
Олег Егоров (валторна)
Богдан Дехтярук (труба)
Денис Нестеров (тромбон)
Сергей Чирков (аккордеон)
Владислав Песин (скрипка)
Ольга Нестерова (скрипка)
Иосиф Нурдаев (альт)
Дмитрий Косолапов (альт)
Артем Чирков (виолончель)
Руслан Набиев (виолончель)

Продолжительность – 1 час 10 минут.
Слушатели провели в движении те полчаса, что идет первая часть, выстраивая свою версию происходящего. Обходя все закоулки, даже те, которые на первый взгляд кажутся не столь насыщенными, как пространство фойе и лестницы.

12+