КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЕКТ

ФАНЕРНЫЙ ТЕАТР


«Нет ни одного искусства, которое было бы

роднее мистицизму, как зодчество; отвлеченное,

геометрическое, немо-музыкальное, бесстрастное,

оно живет символикой, образом, намеком».

«Здание ищет обитателя, это – очерченное,

расчищенное место».

 

Александр Герцен “Былое и думы”

 

Архитектурный павильон из фанеры, получивший название Фанерный театр, установлен внутри Основного здания БДТ в марте 2019 года и приурочен к 100-летию театра.

 

Вторжение фанерной конструкции в завершенное и каноническое пространство классического театра XIX века возвращает зрителя в 1919 год, революционное время рождения БДТ. Архитектурное решение Фанерного театра отсылает к работам супрематиста Эль Лисицкого («Красным клином бей белых»).

 

Фанерный театр - это посвящение художникам, работавшим в БДТ с момента его основания: Владимиру Щуко, Мстиславу Добужинскому, Александру Бенуа, Юрию Анненкову, Борису Кустодиеву, Кузьме Петрову-Водкину, Александру Самохвалову, Натану Альтману, Леониду Чупятову и многим другим (памятные мраморные доски в честь художников установлены на одной из стен Фанерного театра).

 

Фанерный театр  это театр внутри театра, игра с пространством, выход за границы так называемого “здравого смысла”.

 

В Фанерном театре есть отдельный вход, гардероб на 30 мест, фойе  нижнее и верхнее, зрительный зал и сцена. Высота зеркала сцены: 1, 40 м. Поэтому стоящий на авансцене артист не виден в полный рост, он всегда  без головы. Сама сцена треугольная, и то, что в обычном театре называется арьерсцена, здесь  вершина равнобедренного треугольника. В этот угол можно втиснуться, встать, и тогда ты будешь виден целиком, но стоя в углу.

 

Фанерный театр – это наглый нос Буратино. Согласно одной театральной легенде Алексей Толстой, сочинивший «Золотой ключик», взял в прототипы героев современников. Папа Карло и Джузеппе  это Станиславский и Немирович-Данченко. Карабас-Барабас, который оборачивался своей длинной бородой, и, чтобы не наступить, засовывал ее себе в карман  это Мейерхольд с длинным шарфом, который он тоже засовывал в карман. Буратино, Мальвина и Пьеро  писатель Максим Горький, актриса Мария Андреева и поэт Александр Блок.

В 1919 году эта троица основала Большой драматический театр, где Блок стал первым художественным руководителем. Выходит, БДТ построили Буратино, Мальвина и Пьеро.

 

Один из авторов Фанерного театра, художник Александр Шишкин-Хокусай, говорит о фанере, как о некой коже, готовой воспринимать любое насилие на собой: раны, вкрученные винты, гвозди, краску, украшение. В первоначальной концепции Фанерный театр назывался «Театр будущего»  то есть пустое, чистое пространство, которое в будущем заполнится смыслами, напитается правильными энергиями.

 

Архитектурное решение Фанерного Театра определяется не удобством функционирования, а символизмом проникновения, конфликта нового и старого. Эта архитектура связана с ритуалом, носит неутилитарный, сакральный характер. Черную кубическую постройку внутри Греческого фойе БДТ сравнивают с японским Кодо, мусульманской святыней Каабой, шумерским зиккуратом  “дорогой в небо”. В Фанерном театре есть памятники Горькому, Блоку, Товстоногову, золотая люстра – все это принадлежность старого театра на Фонтанке, его “родимые пятна”, которые выступили, проросли на теле театра нового, фанерного. Здесь есть «окна»  прорезанные в фанере «глазки» в пространство старого театра. «Глазки»  это связь, пуповина, рождение, они делают пространство фанерного театра более проницаемым, связывают его с внешним миром, с телом большого театра.

 

С апреля 2019 года Фанерный театр действует как новое сценическое пространство со своим репертуаром. Планируется, что Фанерный театр простоит в БДТ до конца 2019 года.


 С мая 2019 года на все спектакли Основной сцены можно будет приобрести билеты в ложу Фанерного театра


АВТОРЫ ПРОЕКТА

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ

 

Александр Шишкин-Хокусай, художник

Андрей Воронов, архитектор (объединение «АрхАтака»)

 



Пресса

Информация о билетах — в кассах театра
и на сайте bdt.spb.ru. Телефон касс: + 7 (812) 244-10-71.

 

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий