Новости

Сб

18

ноя

2017

АРТИСТАМ БДТ ПРИСУЖДЕНЫ НАГРАДЫ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ

Заслуженные артисты России Евгений Чудаков и Василий Реутов
на церемонии вручения наград. Фото: Стас Левшин

 

 

18 ноября 2017 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа министр культуры Владимир Мединский вручил заслуженному артисту России Евгению Чудакову нагрудный знак «За вклад в Российскую культуру», а заслуженному артисту России Василию Реутову — почетную грамоту Министерства культуры Российской Федерации.

 

Поздравляем наших актеров с присуждением наград Министерства культуры!


Ср

15

ноя

2017

ПАМЯТИ ВАЛЕНТИНЫ КОВЕЛЬ

 

20 лет назад, 15 ноября 1997 года, ушла из жизни выдающаяся русская актриса Валентина Павловна Ковель. В Большом драматическом театре она прослужила 31 год.

 

О себе Ковель говорила: «Я — актриса острохарактерная, люблю не просто комедию — трагикомедию. Этот жанр ближе к жизни, где смех и слезы всегда рядом». Критики писали о ее работах: «вскрыто с самурайской беспощадностью», «точный снайперский выстрел». Она могла одинаково эффектно сыграть «чумичку в каракуле» — Веру Сергеевну Кузькину, напоминавшую обрюзгшую Эллочку Людоедку жену алкоголика-спекулянта, в постановке шукшинских «Энергичных людей» — и кобылу Вязопуриху в знаменитой товстоноговской «Истории лошади». По воспоминаниям завлита БДТ, Дины Шварц, Георгий Товстоногов очень ценил актрису за ее смелость.

 

 

 


Валентина Ковель родилась 23 января 1923 года в Ленинграде. В 1937 году ее семью коснулась волна репрессий — отца, Павла Ковеля, начальника Мурманского управления Главсевморпути, арестовали. «В 1956-м мы получили справку о реабилитации, где сказано, что он умер в 1941-м — неизвестно где и при каких обстоятельствах…. Я узнала правду: 17 февраля 1938 года состоялся суд «тройки», 19 февраля его расстреляли. А ведь он был членом партии с 1918 года, имел орден Ленина первых номеров, по-настоящему во все это верил…», — вспоминала актриса. Ее мать после этого не брали на работу; семью выселили из квартиры на улице Чайковского в коммуналку в том же доме. «Мне потом многие говорили: «Ты счастливая, ни тебя, ни маму не тронули», — рассказывала Валентина Павловна.

 

После школы Валя Ковель собиралась поступать в институт имени Лесгафта: обожала спорт и хотела стать баскетболистской. В Театральный институт девушке посоветовал идти директор ее школы, Аркадий Дрознин, которого она послушалась: «Заняла платье и пошла в 1941 году сдавать экзамены». Поступила в мастерскую к известному ленинградскому актеру Леониду Макарьеву.

 

«Так уж я, наверное, устроена, что с малых лет у людей со мной ассоциировалось что-то смешное, — рассказывала актриса. — Мое поступление в институт тоже было смешным. Мне задали этюд: «Вы идете по лесу, собираете грибы-ягоды. Вдруг встречаете свою собачку Тоби. Когда вы должны будете ее увидеть — раздастся хлопок». Все шло хорошо. Я иду по лесу. Полное публичное одиночество. Хлопок. И тут я говорю: «Тоби, это вы?». 

 

Начало учебы в театральном для Валентины Ковель и ее однокурсников совпало с началом Великой отечественной войны и блокады Ленинграда: «Занимались при коптилках и буржуйках. Карточки получали в институте. Из двадцати четырех мальчиков нашего курса живы три». Зимой 1942 года студентов и преподавателей Театрального института эвакуировали — сначала в Пятигорск, затем — в Томск, позже в Новосибирск. Тяготы эвакуации актриса делила с подругой Диной Шварц, вместе с которой через несколько десятилетий начала работать в БДТ. «Была молодость, чувство локтя, мы ничего не жалели друг для друга, делились последним, помогали, поддерживали — в этом большая радость и счастье. Мы даже к ужасам войны относились с оптимизмом, надеясь, что это скоро кончится. Без надежды существовать нельзя», — говорила об этом времени своей жизни актриса.

 

Театральный институт Валентина Ковель закончила в 1945 году и вскоре получила приглашение в труппу Александринского театра — в те годы Театра имени А. С. Пушкина. Многие зрители надолго запомнили ее первую роль — фронтовичку Зойку Толоконцеву в постановке пьесы Александра Арбузова «Годы странствий», несмотря на то, что эпизод с участием Зойки был довольно небольшим. «Военная девчоночка, гимнастерка ладно перетянута ремнем «в рюмочку», аккуратные сапожки, и пилотка, лихо заломленная набок, чудом держится на рыжеватых кудряшках.. Как молодая актриса, на фронте и не побывавшая, подсмотрела эти ухваточки «бывалого солдата» в коротенькой юбчонке — и как всерьез отнеслась к своей Зойке», — вспоминала эту работу Ковель критик Татьяна Марченко. Сама Валентина Павловна среди своих любимых ролей в Театре имени Пушкина называла Настю в «На дне», Поликсену в «Правда хорошо, а счастье лучше», дочь городничего Марию Антоновну в «Ревизоре». 

 

 

Вадим Медведев и Валентина Ковель в спектакле БДТ имени М. Горького «Традиционный сбор», 1967
Вадим Медведев и Валентина Ковель в спектакле БДТ имени М. Горького «Традиционный сбор», 1967

В начале 1950-х в Театре имени Пушкина актриса познакомилась со своим будущим мужем — актером Вадимом Медведевым, которого называли одним из первых красавцев ленинградской сцены тех лет. «Это была не только настоящая любовь, но и просто большая человеческая дружба. Им никогда не было скучно друг с другом. Причем и другим рядом с ними всегда было интересно, — вспоминала об этой паре Дина Шварц. — Когда они поженились с Медведевым, я сначала не поверила, потребовала паспорта показать. Потому что Вадим был очень красивым. Слишком красивым для нас, как мне казалось тогда». 

 

 

В 1966 году супруги вместе перешли работать в труппу БДТ к Георгию Товстоногову. «Мы сами попросились в БДТ. Мало сказать, что нам нравились спектакли Товстоногова. Мы мечтали с ним работать, — вспоминала Валентина Павловна, — Товстоногов меня научил нашей профессии. Он научил меня внутреннему монологу, научил не быть пустым на сцене. Вот что самое ценное на спектакле — тишина в зале. Когда стоит абсолютная тишина — значит, ты полностью захватил зал, а это искусство. Я этого раньше не понимала, думала, смеются — значит, хорошо. А тишина важнее, этому меня тоже Товстоногов научил». 

Георгий Товстоногов и Валентина Ковель на репетиции. 1980-е годы
Георгий Товстоногов и Валентина Ковель на репетиции. 1980-е годы

Первая роль, которую Валентина Ковель сыграла в спектакле Георгия Товстоногова — служащая сберкассы Лида Белова в спектакле «Традиционный сбор», — и последовавшие за ней работы отличались от репертуара, к которому привыкла актриса: «В этих ролях не было ни эксцентрики, привычной для меня, ни комедийного начала. Играть эти роли (особенно Лидию) надо было неброско, тихо. Главное в этих людях — душа». 

 

«Она не боялась выглядеть нелепо на сцене, — говорила о Валентине Павловне Дина Шварц. В репертуаре Ковель между собой уживались хабалки и скандалистки — Брандахлыстова из оперы-фарса «Смерть Тарелкина», Манефа из комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты», — и обычные женшины, переживающие тяжелые испытания: Эстер в постановке «Цены» Артура Миллера, проводница Лиза из «Валентина и Валентины», буфетчица Анна Хороших из «Прошлым летом в Чулимске», мать-одиночка Беатрис из «Влияния гамма-лучей на бледно-желтые ноготки». 

 

В Большом драматическом театре Валентину Ковель искренне любили — коллеги помнят ее яркий характер: прямоту и честность, требовательность к себе и окружающим, отзывчивость и готовность помочь, женственность, оптимизм и чувство юмора. «Она много читала, была полна энергии, гостеприимна, дома у нее всегда было очень красиво и уютно, — рассказывала о подруге Дина Шварц. — Талантливый человек — он во всем талантлив. Она даже грибы на своей даче в Назии собирала быстрее всех. Пока я три гриба найду, у нее уже полкорзинки». Ленинградские актрисы до сих пор вспоминают знаменитые девичники Ковель, на которых собирались артистки со всех театров, а друзья и коллеги — ее любовь к походам по магазинам, особенно на зарубежных гастролях. 

 

В 1988 году Валентине Ковель присвоили звание «Народная артистка СССР». На свойственное актрисе умение быть недовольной собой это практически не повлияло. «Всегда стараюсь увидеть себя как бы со стороны. У меня постоянно возникает свой «счет» к роли. Постоянно ругаю себя, порой хвалю. По-разному это бывает, — признавалась актриса в интервью». 

 

В том же году Валентина Павловна потеряла мужа. Это стало для актрисы большим испытанием. «Когда Вадима отпевали, я очень плакала в церкви, — рассказывала она. — Ко мне подошла старушка: 

— Кого хоронишь? 

— Мужа.

— Сколько прожили?

— Двадцать пять лет.

— Счастливо прожили?

— Очень счастливо.

— Так что же ты плачешь?».

 

 

По воспоминаниям коллег, даже в последние дни, тяжело больная, Валентина Павловна продолжала шутить. «Как ни страшна бывает порою жизнь, все же самое страшное — утратить способность улыбаться», — говорила она. 

В тексте цитируются интервью Валентины Ковель «Гаснет в зале свет…» («Вечерний Ленинград», 24.12.1988, автор — Е. Ефремова); «Актерский феномен Валентины Ковель» (журнал «Театр», №6, 1989), «Автограф в антракте» («Санкт-Петербургские ведомости», 10.07.1992, автор — О. Сердобольский); «Бороться в театре можно только работой…» («Невское время», 1.02.1996, автор — Т. Золотницкая). Воспоминания Дины Шварц цитируются по статье «Знаменитой артисткой Валентина Ковель стала еще в школе», «Смена», 24.02.1998

Пн

13

ноя

2017

РЕПЕРТУАР НА ЯНВАРЬ 2018 ГОДА

Уважаемые зрители!

 

Открыты продажи билетов на спектакли БДТ в январе 2018 года.

Ознакомиться с репертуаром можно в разделе «Афиша».

 

Билеты продаются нашем сайте, в кассах Большого драматического театра и театральных кассах города. 

 

До встречи в БДТ!


Вс

05

ноя

2017

РОССИЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА ШОУ ДАНИЭЛЯ ФИНЦИ ПАСКИ «LA VERITA» В БДТ

Сцена из шоу «La Verita». 
Фото: Viviana Cangialosi / Compagnia Finzi Pasca

С 13 по 21 января 2018 года в БДТ имени Г. А. Товстоногова пройдут гастроли театральной труппы всемирно известного режиссера и артиста цирка Даниэле Финци Паски. Compagnia Finzi Pasca («Компания Финци Паска») и ее лидер впервые представят российским зрителям масштабное шоу «La Verità».

 

Шоу «La Verità» вдохновлено работой Сальвадора Дали — занавесом к балету «Безумный Тристан», расписанным художником в 1940-е годы в Нью-Йорке. Постановка Даниэля Финци Паски объединяет театр и цирк, музыку и танец. «La Verità» — это акробатическая поэма: в сменяющих друг друга сюрреалистических картинах 11 артистов представляют историю о любви и размышления об истине.  

 

Билеты на спектакль —  в кассах и сайте Большого драматического театра, в театральных кассах города. 


Чт

02

ноя

2017

СПЕКТАКЛЬ «ГУБЕРНАТОР» НОМИНИРОВАН НА ПРЕМИЮ «ЗОЛОТАЯ МАСКА»

Дмитрий Воробьев — Губернатор в спектакле «Губернатор».

Фото: Стас Левшин

Спектакль Андрея Могучего «Губернатор» и участники творческой группы постановки номинированы на Российскую Национальную театральную Премию «Золотая Маска» по итогам сезона 2016/17 года. 

«Губернатор» и его создатели претендуют на победу в 5 номинациях премии в категории «Драма»: 

 

«Спектакль большой формы»;
«Работа режиссера» — Андрей Могучий;
«Мужская роль» — Дмитрий Воробьев;
«Работа художника» — Александр Шишкин;
«Работа художника по свету» — Стас Свистунович.

 

Кроме того, в лонг-лист «Золотой Маски», который официально озаглавлен «Самые заметные спектакли сезона 2017/2018 по мнению экспертного совета премии», вошли постановки БДТ «Фунт мяса» и «Три сестры»

 

Поздравляем всех номинантов!


Пн

30

окт

2017

6 НАГРАД «ЗОЛОТОГО СОФИТА» — У БДТ!

Артисты БДТ на церемонии вручения премии «Золотой Софит», октябрь 2017.

Фото — Стас Левшин

30 октября 2017 года в ТЮЗе имени А. А. Брянцева состоялась торжественная церемония вручения Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». В 2017 году БДТ стал лидером среди петербургских театров по количеству номинаций (11 из 30) и по количеству полученных наград (5 из 8 премий в разделе «Драматический театр» и специальный приз Экспертного совета «Золотого Софита»).

Приз в номинации «Лучшая мужская роль» получил Дмитрий Воробьев за роль Губернатора в спектакле Андрея Могучего «Губернатор».  

Заслуженный артист России Анатолий Петров получил приз в номинации «Лучшая роль второго плана» за исполнение роли Кулигина в спектакле Андрея Могучего «Гроза»

«Лучшей работой художника» признана сценография Александра Шишкина (спектакль Андрея Могучего «Губернатор» в БДТ и спектакль «Дядя Ваня» Юрия Бутусова в Театре имени Ленсовета).

«Лучшим спектаклем на большой сцене» по версии «Золотого Софита» стала «Гроза» Андрея Могучего. Художественный руководитель БДТ также получил приз в номинации «Лучшая работа режиссера» за постановку спектакля «Гроза».

Специальный приз Экспертного совета на сцене вручили народной артистке России Елене Поповой, заслуженным артисткам России Марии ЛавровойТатьяне АптикеевойЕкатерине Толубеевой, актрисам Юлии ДейнегеАлене КучковойКарине РазумовскойПолине ТолстунЛюдмиле Сапожниковой за исполнение ролей Ольги, Маши и Ирины Прозоровых в спектакле БДТ «Три сестры».

Поздравляем наших лауреатов с этой большой победой!


Пт

27

окт

2017

В БДТ ПРОЙДЕТ СПЕКТАКЛЬ «IN TOUCH / ПРИКАСАЕМЫЕ»

Фото:  Антон Ростовский // фонд «Соединение»

18 ноября 2017 года на Малой сцене БДТ имени Г. А. Товстоногова состоятся показы международной версии спектакля «In Touch /Прикасаемые». Проект реализуется Центром творческих проектов «Инклюзион» и театральной компанией Graeae при участии Британского Совета и Фонда «Со-единение».

Спектакль «In Touch / Прикасаемые» рассказывает о коммуникации слепоглухих и зрячеслышащих людей. Первая версия постановки — «Прикасаемые» — создавалась в Москве в рамках фестиваля «Территория» на сцене Театра Наций. Автором идеи спектакля стал художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов. Премьера «Прикасаемых» состоялась в 2015 году; за прошедшее время спектакль был сыгран более 30 раз, в разное время в нем участвовали сам Евгений Миронов, актрисы Ингеборга Дапкунайте, Чулпан Хаматова, Алиса Фрейндлих и другие выдающиеся российские актеры. 18 ноября на сцене БДТ к участникам «Прикасаемых» присоединится Евгений Цыганов.

В БДТ  будет представлен обновлённый спектакль – международная версия «In Touch / Прикасаемые», в которой примут участие актеры и слепоглухие люди из России, Франции и Великобритании. Премьера этого варианта постановки состоялась в октябре 2017 года в лондонском Королевском Национальном Театре. Показы в Большом драматическом театре пройдут под эгидой ЮНЕСКО в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Приобрести билеты можно на сайте БДТ, в кассах театра и театральных кассах города. Начало спектаклей — в 17:00 и 20:00.


Вт

24

окт

2017

БИЛЕТЫ НА ТВОРЧЕСКУЮ ВСТРЕЧУ С СЕРГЕЕМ СОЛОВЬЕВЫМ И ПОКАЗ ФИЛЬМА «НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ»

Кадр из фильма «Нежный возраст».

Уважаемые зрители!

Открыты продажи билетов на творческую встречу с режиссером Сергеем Соловьевым и показ фильма «Нежный возраст», которые состоятся 11 ноября 2017 года на Второй сцене БДТ (Каменноостровский театр).

 

Приобрести билеты можно на нашем сайте, в кассах театра и театральных кассах города.

 

Творческая встреча состоится в рамках гастролей режиссерской мастерской Сергея СоловьеваВход на  встречу и показ фильма по билетам на любой из спектаклей мастерской — свободный. 


Чт

19

окт

2017

ИЗМЕНЕНИЕ СХЕМЫ ДВИЖЕНИЯ АВТОБУСОВ К КАМЕННООСТРОВСКОМУ ТЕАТРУ

 

Уважаемые зрители!

 

Обращаем ваше внимание:  в связи с перекрытием улицы Рюхина 19-го и 29-го октября, 23 ноября 2017 года микроавтобусы к Второй сцене БДТ (Каменноостровский театр) отправляются от центрального входа в ЦПКиО (Второй Елагин мост). 

 

Подробнее о том, как попасть в Каменноостровский театр — в разделе «Схема проезда».


Ср

18

окт

2017

РЕПЕРТУАР НА ДЕКАБРЬ 2017 ГОДА

Уважаемые зрители!

 

Открыты продажи билетов на спектакли БДТ в декабре 2017 года.

Ознакомиться с репертуаром можно в разделе «Афиша».

 

Билеты продаются нашем сайте, в кассах Большого драматического театра и театральных кассах города. 

 

До встречи в БДТ!


Художественный руководитель театра – Андрей Могучий