Историческое здание
Большого драматического театра

Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 65

ОСНОВНАЯ СЦЕНА БДТ ИМЕНИ Г. А. ТОВСТОНОГОВА

Здание на Фонтанке, в котором расположены Основная и Малая сцены Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова, было построено по проекту архитектора Людвига Фонтана в 1876–1877 годы на земельном участке, принадлежавшем графам Апраксиным. Вскоре после завершения строительства здание было арендовано Дирекцией Императорских театров и открылось для зрителей в 1879 году как Императорский Малый театр. В 1882 году Дирекция перестала арендовать театр, и владевшие им граф и графиня Апраксины предоставили сцену антрепренерам. В конце XIX века на ней выступали величайшие актеры и актрисы своей эпохи, в числе которых – Элеонора Дузе, Сара Бернар, Айседора Дункан. С 1895 года основным арендатором здания стал театр Литературно-артистического кружка, которым руководил известный издатель, журналист и драматург Алексей Суворин. Малый театр все чаще стали называть Суворинским, он получил официальное название Театра Литературно-художественного общества (впоследствии — Театр Литературно-художественного общества имени А. С. Суворина).
После революции 1917 года принадлежавшее Апраксиным здание было национализировано. С 1920 года в нём работает коллектив Большого драматического театра. В 1970 году, в годы руководства Георгия Товстоногова, в БДТ на набережной Фонтанки открылась Малая сцена.
В 2011 году здание Большого драматического театра закрылось на реконструкцию, в 2014 году труппа вернулась домой. Сегодня театр оснащен современным сценическим оборудованием; зал Основной сцены вмещает 750 зрителей, зал Малой сцены — 70. На Основной сцене появился новый занавес, выполненный по эскизу главного художника БДТ Эдуарда Кочергина – он воссоздал на нем эмблему театра, трансформировав изображение, выполненное в 1929 году художником Владимиром Щуко. В левой части фойе бельэтажа находится кабинет Георгия Товстоногова, в котором сохранена вся прежняя обстановка – мебель, фотографии, афиши, эскизы, книги. В закулисной части театра расположена восстановленная гримёрная Кирилла Лаврова.

Живописный плафон, выполненный художником Анжело Гуджиари в 1902 году: пилястры и балюстрады, увитые цветочными гирляндами, голубое небо, в котором парят амуры. Зал освещают 209 светильников большой хрустальной люстры.
Большое фойе Основной сцены БДТ расположено на втором ярусе театра; к нему ведет трехмаршевая парадная лестница белого мрамора. Над мраморной лестницей – живописное изображение колесницы Аполлона с впряженными в неё белыми лошадьми, сам Аполлон с лирой в правой руке, а в верхней части композиции – женские фигуры. Композиция носит название «Торжество Аполлона».
Зал большого фойе декорирован лепными профилированными пилястрами, пятью арками на одной оси с окнами, гладким фризом и профилированным выступающим карнизом с лепным декором. Там же расположен камин белого с темными прожилками мрамора. Зал освещает бронзовая люстра, изготовленная по образцу люстры бывшего особняка Паскевича.

МАЛАЯ СЦЕНА БДТ ИМЕНИ Г. А. ТОВСТОНОГОВА

Малая сцена БДТ открылась в 1970 году. Именно на Малой сцене начинались репетиции «Истории лошади», а Лев Додин поставил по повести Ф. М. Достоевского знаменитый спектакль «Кроткая», главную роль в котором исполнил Олег Борисов. В эпоху Георгия Товстоногова на Малой сцене часто работали молодые ленинградские режиссёры (в частности, одни из своих первых спектаклей здесь поставили Владимир Рецептер и Сергей Юрский). Площадкой для творческих лабораторий сцена остаётся и сегодня.


ИЗ ИСТОРИИ ЗДАНИЯ БОЛЬШОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА
Строительство театра на набережной реки Фонтанки инициировал и осуществил в 1876–1877 году граф Антон Степанович Апраксин. Здание по проекту архитектора Людвига Фонтана возведено на принадлежавшем Апраксиным земельном участке, в начале XVIII века выделенном дворянскому роду Петром I.
Зал театра состоял из партера, лож бенуара, бельэтажа, балкона и лож на втором ярусе, двух боковых и одной средней галереи на третьем ярусе – всего около 1400 мест. Владельцы театра предполагали самостоятельно заниматься антрепризой, однако на тот момент в Российской империи существовала государственная монополия на публичные театральные зрелища. Долгая переписка между Апраксиными и Дирекцией Императорских театров закончилась тем, что в построенном Апраксиным здании разместился филиал Александринского театра, получивший название Императорский Малый театр. Аренда здания стоила Дирекции Императорских театров 18 000 рублей ассигнациями в год.
Малый театр открылся 7 ноября 1879 года сборной постановкой, в которой участвовали артисты Императорских театральных трупп, и работал в качестве филиала Александринского театра в течение двух сезонов. В 1882 году, после отмены государственной монополии, Дирекция императорских театров перестала арендовать здание. В этом же году арендатором театра стал антрепренер Алексей Картавов, в 1885 году его сменил Григорий Арбенин.
На сцене театра часто выступали знаменитые зарубежные артисты, приезжавшие на гастроли в Петербург: актрисы Элеонора Дузе и Сара Бернар (обе – в 1882 году), танцовщица Айседора Дункан, итальянский певец Маттиа Баттистини; в 1903–1905 годах здесь проходили гастроли Московского Художественного театра. В театре исполнялись оперетты, давались симфонические концерты.
С 1895 года на сцене театра на набережной Фонтанки начал выступать Театр Литературно-артистического кружка (впоследствии – Театр Литературно-художественного общества имени А. С. Суворина), которым руководил известный петербургский журналист, драматург, издатель Алексей Сергеевич Суворин. Здание на Фонтанке все чаще стали называть Суворинским театром.
20 августа 1901 года Суворин написал в своем дневнике: «Вчера сгорел Малый театр». Пожар начался в закулисной части и затем перенесся в зал, уничтожив его практически полностью. На фотографии тех лет, запечатлевшей последствия пожара, видна только кирпичная основа здания и части металлических конструкций, торчавшие из сгоревшей сцены. Театр закрылся на реконструкцию, которая продлилась около 13 месяцев: 24 октября 1902 года, по свидетельствам современников, восстановленное здание было «торжественно освящено» к сезону 1902/03 года.

Литературно-Художественное общество арендовало театр до 1917 года — после революции здание на набережной Фонтанки было национализировано. В сентябре 1920 года здесь начал работать коллектив Большого драматического театра.

Большой драматический театр ведет отсчет своей истории с 15 февраля 1919 года. В этот день состоялась премьера первого спектакля театра – постановки пьесы «Дон Карлос» Фридриха Шиллера. В свой первый сезон БДТ давал спектакли на сцене Большого зала Консерватории; бывший театр Апраксиных в этот период оставался бесхозным и не отапливался. Вскоре усилиями комиссара петроградских театров и зрелищ, известной актрисы Марии Андреевой, он был передан коллективу Большого драматического театра. В сезоне 1920/21 года БДТ начал свою историю на набережной Фонтанки. В 1970 году, в эпоху Георгия Товстоногова, в здании открылась Малая сцена.

С 2011 по 2014 год театр на Фонтанке был закрыт на капитальную реконструкцию, по окончании которой зрители увидели обновленные интерьеры и отреставрированный зал. На Основной сцене появился новый занавес, выполненный по эскизу главного художника БДТ Эдуарда Кочергина – он воссоздал на нем эмблему театра, трансформировав изображение, выполненное в 1929 году художником Владимиром Щуко. Был отреставрирован живописный плафон в зрительном зале, созданный в начале XX века по эскизам художника Анжело Гуджиари: плафон представляет собой живописную композицию, где на голубом небе с архитектурным пейзажем изображены восемь пилястр и балюстрады, парные фигурки амуров и цветочные гирлянды. В центре плафона зал театр освещает трехъярусная хрустальная люстра. В Большое фойе, расположенное на втором ярусе, ведет широкая парадная лестница из белого мрамора. Над ней на центральном панно изображен Аполлон на колеснице в красной накидке и с лирой в правой руке. Панно это носит название «Торжество Аполлона». Зал Большого фойе разделен пятью арками, над тремя из которых расположена лепная балюстрада; на потолке фойе изображено голубое небо с пятью резвящимися путти. На верхней площадке лестницы, ведущей в фойе, установлен памятник Максиму Горькому, в самом фойе – бюст поэта Александра Блока.
К Большому фойе примыкают залы Музея Большого драматического театра, обновленная экспозиция которого выполнена под руководством Эдуарда Кочергина авторским коллективом в составе художника-дизайнера Михаила Бархина, искусствоведа Надежды Хмелевой, руководителя творческо-исследовательской части БДТ Вениамина Каплана и сотрудника творческо-исследовательской части Алёны Баскинд.
В сентябре 2015 года, накануне столетия со дня рождения Георгия Товстногова, в фойе бельэтажа был установлен бронзовый бюст выдающегося режиссера работы скульптора Ивана Корнеева и архитектора Вячеслава Бухаева. В левой части фойе бельэтажа находится кабинет Товстоногова, в котором усилиями заместителя художественного руководителя БДТ по общественно-просветительской и исследовательской деятельности Ирины Шимбаревич сохранена вся прежняя обстановка – мебель, фотографии, афиши, эскизы, книги. В закулисной части театра расположена восстановленная гримёрная Кирилла Лаврова и бывшая гримёрная Олега Басилашвили, Сергея Юрского и Анатолия Гаричева, на потолочных сводах которой по заведённой артистами традиции оставили свои автографы такие знаменитые гости театра, как художник Марк Шагал, актёр Лоуренс Оливье, маршал Советского Союза Георгий Жуков, писатели Василий Шукшин и Александр Солженицын, поэт Евгений Евтушенко, драматург Александр Володин, режиссёры Юрий Любимов и Олег Ефремов, актёры Вячеслав Тихонов и Андрей Миронов и другие.