Вт

15

сен

2015

90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КИРИЛЛА ЛАВРОВА

Кирилл Лавров. Фото Ядрана Шетлика

15 сентября 1925 года в Ленинграде родился Кирилл Юрьевич Лавров. Сегодня со дня рождения артиста, более 50 лет выходившего на сцену БДТ и возглавлявшего театр с 1989 по 2007 год, исполняется 90 лет. 

 

В день рождения Кирилла Лаврова БДТ публикует текст театрального критика Елены Алексеевой, посвященный актёру и открывающий  памятный буклет, изданный театром этой осенью. 


Торжественный вечер в честь 90-летия со дня рождения Кирилла Лаврова состоится в Большом драматическом театре сегодня, 15 сентября 2015 года.


 

ЖИЗНЬ И СУДЬБА

 

 Кирилл Лавров не родился артистом. Мечтал о море, стал летчиком. И вдруг, сделав крутой вираж, пошел в театр. Со стороны казалось: плывет по течению. Но если приглядеться внимательней – как мог, противился судьбе. Так было и в БДТ. Едва прикоснувшись к амплуа молодого героя, сыграв в знаменитых «Пяти вечерах» Славку, со всем пылом любопытства к жизни и с максимализмом, свойственным молодости, сразу вышел в главные герои.... 

Продолжить чтение

 


Он не стал актером одной роли, как не стал и определенной краской на палитре великого режиссера. Созидая свой театр, Г.А. Товстоногов не только разрушал стереотипы восприятия драматургии и литературы, но и с амплуа расправлялся самым решительным образом.


Их отношения с Кириллом Лавровым начинались чуть ли не конфликтно. Сначала режиссер избег встречи с сыном известного актера и режиссера, не попытавшись даже взглянуть на претендента без диплома. Потом Лавров, приглашенный в БДТ К.П. Хохловым, написал заявление «по собственному желанию», опасаясь, что не впишется в формат товстоноговской труппы. И актер, и режиссер обманулись в дурных предчувствиях, что, возможно, способствовало благополучному развитию событий. За полвека на сцене Большого драматического театра артист сыграл столько разноплановых ролей, постиг столько драм и судеб, сколько иному и не снилось. Поверх барьеров шел Большой драматический театр во главе с Товстоноговым, поперек штампов развивался актерский ансамбль, в котором при образцовой внутренней дисциплине ни у кого не было раз и навсегда отведенной ниши.


Не получил своей постоянной «полочки» в товстоноговском «шкафчике» и Лавров. Его положительное обаяние даже в тех случаях, когда положительность прямо-таки требовалась, настойчиво микшировалось. В один сезон сыграв Платонова в «Океане» и Молчалина в «Горе от ума», Лавров развеял опасения насчет одномерности  своего дарования.

Были, конечно, случаи, когда театру требовался Лавров как таковой – со всем арсеналом его положительных свойств. В спектакле «Правду! Ничего кроме правды!..» он сыграл Лицо от театра. Он выходил из партера и комментировал сценические события как ленинградец, живущий в СССР в 1967 году. Зрители доверяли ему как своему, но еще и как любимому артисту, сыгравшему в любимых фильмах и спектаклях. Именно с таким багажом артист мог говорить от своего лица.

Ярлык «социального героя» – дань времени – прилепился к Кириллу Лаврову скорее благодаря киноролям. В театре Товстоногова социальность понималась более как нонконформизм. Так, Молчалин у Лаврова вовсе не «блаженствовал на свете». В задачу актера не входило разоблачение умеренности и аккуратности. В БДТ вообще этим не занимались. Сильной стороной театра была аналитика, а значит – непредсказуемые выводы. Неожиданным был пролетарий Нил в «Мещанах»: вовсе не образчик добропорядочности, с чертами «грядущего хама» и хозяина жизни. Одномерности не было ни в спектаклях, ни в персонажах. Оттого даже пройдя испытание образом В.И. Ленина в кино и на сцене, артист преодолел и это бремя далеко не однозначной славы. Мудрый Товстоногов помогал ему: недаром вслед за «Защитником Ульяновым» был Городничий в «Ревизоре», а после «Перечитывая заново» – Астров в «Дяде Ване».

 

Если чего и не доиграл Лавров в золотую пору БДТ, так это характерных ролей, в которых мог бы развернуться. Эскиз одной такой роли до сих пор помнят поклонники «Энергичных людей», где был целый букет комедийных персонажей, среди которых абсолютно неожиданно выглядел Курносый в исполнении Кирилла Лаврова. Телефильм по комедии Скриба «Стакан воды» обнаружил тонкую иронию и стильность в игре артиста, выступившего достойным партнером Аллы Демидовой: она играла герцогиню Мальборо, он – виртуозного мастера интриги лорда Болингброка. Это было счастливое время интеллектуального телевидения, и нам повезло, что Кирилл Лавров попал в избранную компанию артистов, чьи имена записаны на скрижалях отечественного телетеатра.

 

Сейчас, когда в ретроспекции смотришь на актерскую карьеру Кирилла Лаврова, все в ней кажется закономерным, логичным, выстроенным. На самом деле судьбы складываются спонтанно: роли падают буквально с неба и столь же неожиданно проваливаются в тартарары. Роль – словно крест. Одну носишь под рубахой на груди, и она тебя тихо согревает, другую тащишь, сгибаясь под тяжестью, на хребте, и она тебя равно гнет к земле и возвышает… Роли приходят и уходят, остаются седины и морщины. Возникает подобие кристаллической решетки – незримый каркас, на который нанизываются размышления, впечатления, выводы, пересечения с коллизиями личной жизни. Это ведь вопрос открытый: кто на кого больше влияет – ты на роль или роль на тебя.

 

Помимо картины внешней есть же еще и «подтекст», стороннему глазу незаметный. Были размышления об истории семьи, распадавшейся на виражах истории страны. Была попытка оторваться от театральных корней, пойти своим путем, и в то же время существовал подспудный конфликт с авторитетом отца, заслуги которого перед украинским и русским театрами могли заслонить достижения сына…

На склоне лет судьба преподнесла Кириллу Юрьевичу еще один сюрприз: после смерти Г.А. Товстоногова труппа назначила его художественным руководителем БДТ. Здесь режиссура жизни не могла не напомнить о начале творческого пути. Товстоногов и предположить не мог, что при его программном нежелании думать о преемнике, он все-таки воспитал его в своем коллективе.


Роль художественного руководителя далась Лаврову, пожалуй, труднее, чем все репертуарные роли вместе взятые. Сменить Г.А. Товстоногова в момент, переломный не только для театра, но и для страны – задача, по силам далеко не каждому. Самый режиссерский театр страны стремительно превращался в сугубо актерский. Со всех сторон надвигалась рыночная экономика, сманивая «звезд» и размывая критерии. Чтобы противостоять разрушительным процессам требовалась железная воля и глубинное знание природы театра. Как минимум, надо было сберечь построенное. Что в условиях всеобщего раздрая оказалось совсем непросто. Здесь Лаврову  помогли актерская интуиция вкупе с творческой и житейской искушенностью: годы, проведенные бок о бок с выдающимся режиссером и организатором, мудрым театральным политиком, не прошли даром. Положительно сказался и многолетний опыт общественной работы – депутатство, руководство Союзом театральных деятелей. Круг общения для Лаврова никогда не ограничивался театром, он знал, чем дышит страна и никогда не пренебрегал интересами  «обычного зрителя».



 

Он понимал, что приглашенные режиссеры не дотягивают до уровня Товстоногова, чувствовал недовольство собой и партнерами, обижался на критиков.  Однако цельность натуры не позволяла поддаваться негативным влияниям. Профессиональные успехи дочери давали шанс увидеть то новое, что возникало в молодом искусстве – в драме, режиссуре и актерском цехе.

Спустя годы после ухода Кирилла Лаврова многое в его жизни представляется  зарифмованным и закольцованным. Ранние роли отзываются в поздних. Что недосказано в 1960-х, постепенно договаривалось в новом веке… Одним из первых его киноперсонажей был Лешка Лапин («Верьте мне, люди» по прозе Ю. Германа), из семьи репрессированных, одним из поздних – вор в законе из сериала «Бандитский Петербург» (роль, снискавшая успех не только у рядовых телезрителей, но и у маргинальных структур, узнавших в герое Лаврова «своего»).

 

На сцене БДТ артист в молодости так блистательно сыграл Молчалина, что в зрелые годы роль шиллеровского Президента выглядела как актуальное развитие той же темы – «вверх по лестнице, ведущей вниз». Был человек в начале карьеры, примерявшийся к будущим вершинам, а вот он же на вершине пирамиды. Между ними бездна, полная темных тайн… Объемная картина наводит на невеселые раздумья. Но опять же ни в спектакле, ни в образе нет никаких бичеваний и разоблачений. Есть глубина прозрения и сострадания. После «Коварства и любви» казалось, что именно Лавров мог бы сыграть Бориса Годунова так, чтобы это был живой человек, а не условная историческая фигура. Но артист предпочел образ летописца Пимена, человека, пережившего и осмыслившего все судьбы современников… В кино прощальной ролью стал Понтий Пилат, итоживший не столько свою жизнь, сколько судьбу поколения, историю заблуждений и прозрений тех, кто прошел со страной длинной и тернистой дорогой, путь человека, рожденного в начале XX века и перешагнувшего в следующее тысячелетие.

 

Стройной актерская карьера кажется только со стороны. Самому Лаврову, сменившему великого режиссера на посту худрука БДТ, было не до выстраивания личной актерской судьбы. Он даже опасался, что с актерством покончено. Надо было думать о театре в целом. Слава Богу, опасения не оправдались. Хотя печать усталости и скепсиса отчетливо видна на ролях посттовстоноговского периода. Классический конфликт – между чувством и долгом – был познан Кириллом Лавровым сполна. Двадцать лет он держал театр на плаву, может быть без взлетов, но и без предательства авторитета и традиций БДТ…

 

Жизнь артиста – как полноценная роль, она интересна в развитии, со всеми перипетиями, коллизиями и подробностями, с завязкой, кульминацией и развязкой, и чем больше преград, неожиданностей, поворотов, ответвлений, тем ярче и насыщенней драматургия судьбы.

 

У Кирилла Лаврова именно так и было. В юности он мечтал о море. На корабле по имени БДТ был образцовым матросом, офицером, политруком и капитаном. Теперь его имя носит гигантский танкер, напоминая не только о прекрасном актере, но и человеке, прожившем жизнь достойно. Как сказано у Шекспира: «Он человек был в полном смысле слова».


ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА

 

(Опубликовано в издании: «Кирилл Лавров. 90 лет со дня рождения», Санкт-Петербург, БДТ имени Г. А. Товстоногова, 2015; авторы-составители: Елена Алексеева, Ирина Шимбаревич).

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий