ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА TO STAGE

PER FORMA.vol.2


«Играем в кино»
Мастер-класс Николая Хомерики
19 апреля, 19:00
Для 50 участников


Автор - Николай Хомерики и режиссер-соучастник - Егор Севастьянов.

Кинопроцесс всегда вызывает смутное желание быть к нему сопричастным. Внутри этого желания - возможность по-настоящему играть: в людей, в эмоции, в возможность стать свидетелем своей жизни или зафиксировать чужую. PER FORMA приводит кино в театр, где зритель получил возможность не только наблюдать за процессом создания экспериментального фильма вживую, но и стал его участником в мастер-классе, который провел в рамках лаборатории Николай Хомерики 19 апреля.

Для Хомерики кинематограф далеко не всегда литературный сюжет, где историю можно пересказать словами. Иногда это работа с такой составляющей как время. В основе драматургии события - переведенная на киноязык вся палитра человеческих эмоций, которая развернулась в Каменностровском театре на глазах и с участием тех, кто был готов пройти этот эксперимент. Опоздавшие приветствались. Присоединиться к мастер-классу можно было в любой момент.
20 апреля фильм, снятый во время мастер-класса, был готов, его можно было посмотреть как нон-стоп киноинсталляцию в фойе Каменноостровского театра в рамках проекта TO STAGE PER FORMA vol.2.

Николай Хомерики, кинорежиссёр и сценарист. В 1996 г. окончил экономический факультет Международного университета. После университета он работал бухгалтером в компании Coca-Cola, а через несколько лет поступил сразу в два нидерландских университета — в Маастрихте и в Амстердаме. В 2000 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерскую В. И. Хотиненко, П. К. Финн, В. А. Фенченко). Первой работой Николая Хомерики стал трёхминутный этюд «Капля», который получил приз кинофестиваля в Сопоте, жюри которого возглавлял Кшиштоф Занусси.
В 2001 году Хомерики получил грант МИД Франции на обучение, а в 2005 году окончил в Париже аспирантуру режиссёрского факультета государственной киношколы La Fémis. В 2005 году его короткометражная картина «Вдвоём» участвовала в Каннском кинофестивале в конкурсе студенческих работ Cinéfondation и получила второй приз. Первым самостоятельным не короткометражным фильмом Николая стал «977». Эта картина была конкурсантом премии «Особый взгляд». Следующий фильм — «Сказка про темноту» был в конкурсной программе Кинотавра и Каннского кинофестиваля.

Егор Севастьянов, режиссер. В 2013 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения по специальности звукорежиссер кино. В 2015 получил диплом кинорежиссера, сейчас студент, а также преподаватель звукорежиссуры в Санкт-Петербургской школе нового кино.
Фотоработы публиковались в New-York Times, Daily Telegraph, Le Figaro, El País. Участник различных фестивалей в России и за рубежом (65th International Short Film Festival Oberhausen 2019 (Германия), Артдокфест 2018 (Россия), Future Meridian Student Selection 2017/18 (uk), VII Санкт-Петербургского культурного форума, NEO International Film Festival (Лучшее видео на кинофестивале ), «Окно в интернет» 2018 (Россия), Артдокфест 2016 (Россия) и др.) Победитель в категории «Лучший игровой клип» КЛИПFEST 2017 (Россия). «Лучшее музыкальное видео» Международный кино фестиваль ВИДЕНИЕ XI (Россия).
Гран-При главного российского фестиваля музыкального видео КЛИПFEST 2017

Кураторы: Лиза Савина, Михаил Железников


«Базовый уровень романтики»
перформанс-сериал в трёх действиях и одном противодействии
20 апреля


Авторы: Дмитрий Калашников, Никита Дусто, Юра Кирюшин, Мария Ашихмина

Кураторы: Михаил Железников, Альбина Мотор, Наталья Федорова

Перформанс-сериал — это несколько эпизодов от разных авторов, объединенных сквозной темой, в которой художникам предлагается исследовать стереотипные понятия “романтика” в контексте Петербурга в образе безусловно романтичного города.

эпизод 1: аттракцион
автор: Никита Дусто

Автор, художник с граффити бэкграундом, исследует состояние “свободы” в современном мире, как человек ощущает возможность проявления собственной воли в условиях различных способов давления и воздействия на него извне. Используя весь спектр доступных медиа художник пытается осмыслить, в каких рамках находится свобода сегодня.

эпизод 2: текстура
автор: Дмитрий Калашников

Кинорежиссёр Дмитрий Калашников обращаясь к методу расщепления пространства, с которым работали художники-кубисты, разбирает город на множество визуальных и звуковых элементов и собирает его вновь, но уже без иллюзии порядка и структурированности.

Фото — Михаил Вильчук


МЫСЛЬ 688
Миниопера
20 апреля


Мысль 688: in memoriam - миниопера на основе произведения Александра Ильянена.

Ильянен собирает текст как конструктор из коротких заметок, лингвистических упражнений, постструктур жизненных опытов и эмоций. Всё это упражнение представляет собой попытку ответить на вопрос, обозначенный писателем как мысль 688: «Что такое я? Как я могу, не меняясь, оставаться и быть самим собой?»

Дмитрий Шубин, Екатерина Лопатина и Анастасия Колесник вместе со зрителями пересобирают текст Ильянена в либретто, превращая литературный текст в иное произведение, с новыми акцентами, подтекстами и коннотациями, которые возникают при изменении последовательности произносимых цитат. Подобное нарушение временного континуума внутри человеческой памяти - известный феномен - все события существуют там одновременно и могут проявиться одновременно или совершенно в произвольном порядке. Неслучайно время от времени в текстах упоминается Ролан Барт - его идея переживания множественности текста и отсутствия единственного смысла одна из формообразующих в этом перформансе.

Но за границами категорий, которыми мыслит Барт, художники находят еще одну. Звуковая дорожка миниоперы за пределами пропеваемого или проговариваемого либретто складывается непосредственно из процесса письма, сочетания разных темпов и тембров, изменяющихся в зависимости от выбранного инструмента (карандаша, фломастера, ручки, маркера, мелка). Именно этот процесс написания букв становится главным героем перформанса, придавая словам, когда-то бывшим текстом писателя Ильянена, вполне определенную физическую форму - характеристику из совершенно иного семантического поля. И если даже зритель не нашел для себя ответа на мысль 688, то наверняка оставил ее in memoriam, в мемориз, додумать потом.

Продолжительность: 30 мин

Авторы: Екатерина Лопатина, Анастасия Колесник, Дмитрий Шубин
Участники: Юлия Кравченко, Светлана Арзуманова, Маргарита Лебедева, Надежда Федотова Кураторы: Лиза Савина, Дмитрий Шубин

Фото — Михаил Вильчук


Живая инсталляция STREAM / ПОТОК
20 апреля


Авторы: группа художников А5 art project: Александр Виноградов, Александра Васькина, Анастасия Малечко, Анна Павлова, Анна Шешина; Юлия Капшук.

Участники: Актерская Анастасия, Безматерных Полина, Бондарь Екатерина, Бугаева Анастасия, Васькина Александра, Виноградов Александр, Галочкина Мария, Горлатова Елена, Лончакова Елена, Малечко Анастасия, Павлова Анна, Панькова Екатерина, Попова Анастасия, Пыльнева Анна, Руссу Александра, Сафронова Анна, Федчишина Виктория, Шешина Анна.

Хореограф: Карина Щербакова

Кураторы: Михаил Железников и Вера Мартынов

Студенты кафедры живописи и реставрации академии им. Штиглица, работающие в группе под названием А5 art project, в соавторстве с режиссером Юлией Капшук, объединились для создания живой инсталляции STREAM в пространстве Каменоостровского театра.

Художники работают с понятием театр-храм. Традиция рассматривать театр как нравственное, этическое учреждение берет начало в XVIII веке. Театр до сих пор рассматривают как место, где происходит преображение человека, где осуществляется высокое служение.

В начале XX века понятие «театр» приобретает новые коннотации, мы прошли от «обожествления» актера до полного его устранения из действия. Театр (возможный театр будущего) видится неким таинством, где совершается «совместное действие», где происходит акт со-творения, в котором равным образом принимают участие и актер, и зрители.

“Архитектура отражает внутренний мир человека. Исследуя строение архитектуры, мы можем понять мысли людей, живших до нас и, возможно, лучше понять себя.”

Авторы: группа художников А5 art project: Александр Виноградов, Александра Васькина, Анастасия Малечко, Анна Павлова, Анна Шешина; Юлия Капшук. Юлия Капшук закончила Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, режиссер, организатор и куратор лаборатории экспериментального фильма и преподаватель в Санкт-Петербургской школе нового кино.

Фото — Михаил Вильчук


Водная линия
Перформанс
20 апреля


Процесс работы над перформансом является самим перформансом. Перформанс «Водная линия» — это пространство совместной невербальной коммуникации театра и вливающихся в него новых форм. Случайно подсмотрев репетиционный процесс Каменоостровского театра, авторы полностью переосмыслили свою первоначальную идею. Они пригласили к участию в перформансе актрису БДТ Марину Адашевскую, тем самым создав для себя дополнительные рамки и проявив обычно скрытый от посторонних глаз процесс подготовки спектакля.

Юлия Долгова — танцовщица, хореограф, преподаватель, выпускница магистерской программы «Художественные практики современного танца» в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой (2015). Сертифицированный преподаватель практики движения Axis Syllabus.

Марина Стахиева — художник, студентка Академии Художеств живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, графический факультет (с 2014).

Авторы: Юлия Долгова, Марина Стахиева

Участники: Валентина Балашова, Сусанна Воюшина, Юлия Долгова, Василий Ждамиров, Евгений Кузьмичев, Анастасия Ребкало, Алина Самарина, Марина Стахиева, Татьяна Сухина, Елена Тихонова, Татьяна Щербань, Вера Фиськова

Кураторы: Татьяна Гордеева, Наталья Федорова

Фото — Михаил Вильчук


INSIDE OUT
Перформанс
20 апреля


Художница Виктория Гордеева демонстрировала погруженный в гипнагогическую фантазию образ, описывая свои ощущения изнутри тела, контакт которого с внешним миром искусственно сведен к минимуму, как в опытах учёного - нейробиолога Джона Лилли, некогда ставившего подобные эксперименты над самим собой в камере сенсорной депривации.

Режиссер Ксения Гайкова представила сюрреалистические видения по мотивам пьесы Александра Введенского «Ёлка у Ивановых», во время которых зрителей поочерёдно покидают зрение и слух. Абсурдные образы Введенского возникают и существуют только в подсознании перформера, ведь все происходящее в театре рождено мыслями, на грани сна и бодрствования.

Авторы: Ксения Гайкова, Виктория Гордеева

Кураторы: Наталья Фёдорова, Михаил Железников

Фото — Михаил Вильчук