ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА TO STAGE

PER FORMA.vol.1


ΕΚΤΟΝΙΚΏΝ / ТЕКТОНИКОН
для синусоид, шумов и риояля


«Архитектура — это онемевшая музыка» («Изречения в прозе» И.В.Гете). «Тектоникон» — многоканальная звуковая композиция, созданная для пространства Каменноостровского театра. Метрические единицы, указанные в поэтажных чертежах театра — размеры самого здания, зрительного зала, балконов, колонн, окон и других архитектурных элементов — преобразуются в высоту звукового сигнала, воспроизводимую посредством чистого тона звуковых генераторов разной частоты. Глиссандо, в свою очередь, соответствуют радиусу/диаметру окружностей здания.

Звуковые частоты, обусловленные архитектурой здания, воспроизводятся через струны рояля, который уже 123 года является частью этого здания, проявляя явные ритмические структуры и едва слышимые биения и пульсации звука. Кроме генераторов звука, вибрационных динамиков и рояля, в композиции также используются технические шумы самого здания, например, шум вентиляционной системы и т.д.

Поток звуковых волн, распространяющихся в темноте зрительного зала, сопровождает свет. Свет становится отражением звука, подчеркивая и усиливая каждое его проявление. Образуется единая форма, в результате чего звук воспроизводит архитектуру театра, воссоздавая его образ, а свет, формируя пространство, стирает его отличительные признаки.

«Тектоникон» — звуковое пространство, в котором можно — и нужно — перемещаться. Сам звук здесь — скорее материал, «кирпичики» звукового здания, но в композицию они могут быть сложены (и всегда по-разному) только самим слушателем, который и выступает в данном случае исполнителем, перформером: без него «Тектоникон» одномерен, невозможен, нереализуем.

Авторы:
Дмитрий Шубин — композитор, пианист, импровизатор, идеолог и организатор различных проектов в современной импровизационной музыке (St.Petersburg Improvisers Orchestra, Школа импровизационной музыки, Импровизационный хор, «Графика звука» – экспозиционный проект графической нотации, и др.). Дмитрий работает с «остаточными» явлениями в звуке, тембровыми резонансами фортепианного «тела», выявляемыми и структурируемыми работой с электроникой в режиме реального времени.

Наталья Быстрянцева — канд. Арх. Наук, руководитель CLD ITMO University и творческого объединения светодизайнеров RULD. Является ведущим российским экспертом в области светового дизайна. Фокусируется на трансформации световой среды городов.

Илья Смилга — руководитель проектной лаборатории кафедры Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО.

Любовь Ангелова — художник, студент магистратуры Высшей школы светового дизайна университета ИТМО (CLD ITMO University).

Александр и Михаил Андреевы — художники, выпускники Академии им. А.Л. Штиглица, ученики курса Кати Бочавар «Холистическая комбинаторика», фонд «ПРО АРТЕ», участники групповых международных и российских выставок, фестивалей.
Михаил является магистрантом CLD ITMO University.

Фото — Белла Рич


Перформанс «Закрыв глаза, я слушаю Стамбул»
Авторы: Валентина Луценко и Паша Бумажный
Кураторы: Альбина Мотор, Татьяна Гордеева


Художники, работая в паре, исследуют понятие «сенсорная депривация», что случается, когда у человека отключается (блокируется) одно из чувств? Как потеря одного из способов восприятия влияет на наши ощущения в целом?

Паша Бумажный — художник и иллюстратор, работающий как на улице, так и в галереях. Паша интегрирует в городскую среду свои работы в жанре микрострит-арт или «невидимое искусство» — это очень деликатный подход к пространству, своеобразное оживление неодушевленных предметов, диалог с прохожими (уличные кроссворды и ребусы), работа с баффами («заплатками», оставленными коммунальными службами на фасадах).

Валентина Луценко — танцовщица, хореограф, преподаватель, искусствовед, участница разнообразных проектов, отечественных и зарубежных, а также коллабораций в области сценического танца и художественного перформанса.

Фото — Белла Рич


Перформанс «История переписки»
Авторы и перформеры: Антон Виноградов, Руслан Рычагов
Звук: Марк Коммер
Кураторы: Татьяна Гордеева, Наталья Федорова


«История переписки» — это звуковой перформанс, основанный на тексте Маргариты Меклиной «Моя преступная связь с искусством».
Перформанс построен на звуковой знаковой системе, цель которой — исследование зазора между документацией и событием. В своей работе перформеры стараются акцентировать внимание на происходящем здесь и сейчас.

Между нами воздух.
Звук, это возможность диалога.
Звук ускользает, он недолговечен, отделен от тела и никому не принадлежит.
Как сохранить удар ладони о свою грудь или колено?
Документация лишь увеличит разрыв между настоящим и прошлым,
А воспоминание ютится между ними
Неясными очертаниями.
Здесь и сейчас.
Удар кулака о грудь. Здесь и сейчас. Удар ладони о бедро. Здесь и сейчас стопа бьет в пол.
Наше присутствие неясно, мы можем слушать истории о человеке, которого никогда не было.
Мы слушаем истории о произведениях, смысл которых меняется с каждым прочтением, с каждой (не)вымышленной деталью.
В конце концов важна только история воспроизводимая здесь и сейчас.
Здесь и сейчас.
Поезд тормозит, моя остановка.
Время написания - 622 с
Время доставки сообщения - 0,103 с
(А. Р. 1927 г)

Руслан Рычагов — перформер, художник, художник по костюмам, выпускник магистерской программы «Художественные практики современного танца» в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой (2013).

Антон Виноградов – художник, работающий в различных медиумах. Выпускник программ ФотоДепартамент. Институт (2014 - 2016), Школы Вовлеченного Искусства “Что делать” (2018). Участник выставок в России и за рубежом.

Прозаик Маргарита Меклина родилась и выросла в Санкт-Петербурге, училась на филологическом факультете Российского педагогического университета им. Герцена. Лауреат премии Андрея Белого за книгу «Сражение при Петербурге». Лауреат «Русской Премии» за книгу «Моя преступная связь с искусством», фрагменты из которой легли в основу перформанса. Автор шести книг. Последние три года живет в Ирландии, город Дублин.

Фото — Белла Рич


Перформанс «Я здесь. Слышишь?»
Авторы: Лиза Бобкова, Юлия Кравченко
Кураторы: Лиза Савина, Дмитрий Шубин


Темой исследования перформанса «Я здесь. Слышишь?» дуэта художника Лизы Бобковой и композитора Юлии Кравченко является информационное пространство города. То, что теперь принято называть тканью города, на самом деле представляет собой лоскутное одеяло, живой ниткой сшитое из слов, звуков, изображений, запахов и прочих потертостей бытия. Художники же в некотором смысле исповедуют принцип бритвы Оккама, не множат сущности, не увеличивают энтропию, но, напротив, соединяют разбросанные пазлы в единый гармонически-медитативный музыкальный ряд, попутно причесывая разваливающееся на атомы пространство, играя с превращением образа в смысл. И вполне естественно, что главным героем перформанса, базовым знаком присутствия, физического или эмоционального, становится селфи, точнее его прототип, отпечаток лица на обрывке ткани. Восходящая к христианскому иконографическому канону попытка фактически передать свой образ, память о себе сквозь время.

Лиза Бобкова – художник, работает с графикой, скульптурой, инсталляцией.
В 2011 закончила СПбГХПА им. А. Л. Штиглица, кафедру художественной обработки металла.

Юлия Кравченко – композитор, окончила философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета, выпускница Школы импровизационной музыки при Санкт-Петербургском Музее звука. Постоянный участник St Petersburg Improvisers Orchestra, организатор проекта «.TXT: Модели письма», в котором участники St Petersburg Improvisers Orchestra исполняли текстовые партитуры молодых российских композиторов.

В перформансе принимает участие молодежный хор академии им. Штиглица «Веселые щеглы», а также студенты музыкального училища им. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургской консерватории.

Фото — Белла Рич