ПРОГРАММА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В БДТ.
ФАНЕРНЫЙ ТЕАТР.

ВТОРОЙ СЕЗОН


Фестиваль Анатолия Васильева в БДТ


Анатолий Васильев — театральный режиссер, педагог, лауреат Государственной премии Российский Федерации, Кавалер французского Ордена Академических Пальм и Ордена искусства и литературы.

Признанный мэтр мировой режиссуры, один из столпов русского драматического театра, создавший собственную театральную систему и «Школу драматического искусства» на Сретенке, которой руководил с 1986 по 2007 год, когда в результате конфликта со столичными властями был вынужден покинуть театр и страну.
Преподавал режиссуру в Национальной театральной школе Лиона и «педагогику для педагогов» в Венеции. Работает в разных городах мира, ставит спектакли в крупнейших театрах Европы.
В 2010 году учредил «Фонд развития искусства драматического театра режиссера и педагога Анатолия Васильева», целями которого стали сбор и передача знаний о теории и практике универсального театра, образовательная деятельность, издание книг и выпуск фильмов-спектаклей.
Опубликованы: книга Ханса-Тиса Леманна «Постдраматический театр» (М.: ABCdesign, 2013) в переводе Н. Исаевой, книга диалогов и текстов Анатолия Васильева и Зары Абдуллаевой «ВАСИЛЬЕВ PARAUTOPIA АБДУЛЛАЕВА» (М.: ABCdesign, 2016) и книга переводов выдающегося литератора, философа и теоретика театра Антонена Арто «Театр и его двойник» (перевод Н. Исаевой; М.: ABCdesign, 2018).

В планах Фонда: продолжение книжной серии о современном театре — важнейшие западные тексты теоретиков и практиков театра в новейших комментированных переводах.
Васильев регулярно ведет актерско-режиссерские курсы в Европе — пост-образование для лиц, имеющих первое профессиональное образование в области театра и смежных с театром искусств. Ключевые спектакли Васильева, поставленные в России: «Соло для часов с боем» (1973, МХТ), «Взрослая дочь молодого человека» (1979, Театр им. Станиславского), «Серсо» (1985, Театр на Таганке), «Шесть персонажей в поисках автора» (1987, ШДИ), «Плач Иеремии» (1996, ШДИ), «Моцарт и Сальери» (2000, ШДИ), «Медея. Материал» (2001, ШДИ), «Из путешествия Онегина» (2003, ШДИ), «Илиада. Песнь двадцать третья» (1997-2004, ШДИ), «Каменный гость, или Дон Жуан мертв» (2006, ШДИ).
Последний — «Старик и море» с Аллой Демидовой, по Хемингуэю, был представлен в 2017 году в рамках празднования столетия Юрия Любимова на Международном театральном фестивале им. Чехова в Москве.

С середины 1970-х Анатолий Васильев снимал документальные фильмы и киноверсии своих спектаклей, которые участвовали в европейских и российских кинофестивалях; являлся председателем и членом жюри на фестивале стран СНГ «Киношок» (2001-2015). В 80-х годах преподавал актерское мастерство и режиссуру на Высших режиссерских курсах, с 1984 по 1991 гг. вел мастерские кинорежиссуры на курсах С. Соловьева и М. Хуциева. Фильмы:
- «Степной король Лир» (1976), телеспектакль по мотивам повести И. Тургенева
- «Взрослая дочь молодого человека» (1990), телеспектакль по пьесе В. Славкина
- «Каштанка» х/ф и «Не идет» д/ф (1986/1994), в соавторстве с оператором Олегом Морозовым

Спектакли-фильмы (на этом определении настаивает автор):
- «Серсо» (1986/2013), спектакль-фильм в трех частях, по пьесе В. Славкина
- «Дорога на Чаттанугу» (1992/2014), по телеверсии спектакля «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе В. Славкина
- «Медея Материал» (2002/2014), на основе спектакля по пьесе Хайнера Мюллера с французской актрисой Валери Древиль в роли Медеи.

Фото Павла Антонова

Владимир Мартынов
«МАШИНА ВОСПОМИНАНИЙ»
Концерт
29 января
Вторая сцена БДТ (Каменноостровский театр)


В программе — соло для фортепиано «Машина воспоминаний» (2017), сочинение для флейты и контрабаса «Коан» (1996) и импровизации в исполнении самого композитора, контрабасиста Владимира ВОЛКОВА и флейтистки Марии ФЕДОТОВОЙ. В концерте также приняла участие хореограф и перформер Алина МИХАЙЛОВА.

Продолжительность концерта: 1 час 30 минут без антракта.

В 20.30 состоялась творческая встреча с В. Мартыновым и презентация книги «Это чудесный мир, не правда ли? Письма из Петраково».

Подробнее о концерте и творческой встрече

12+

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА
Эрнест Хемингуэй
СТАРИК И МОРЕ

Читка и перформанс

31 января, 1 февраля
Основная сцена БДТ

Адаптация текста, сценография и постановка — Анатолий ВАСИЛЬЕВ
От автора — Алла ДЕМИДОВА. Музыка — Владимир МАРТЫНОВ.
В спектакле музыка звучит в записи ансамбля «Опус Пост» под руководством Татьяны ГРИНДЕНКО.

Продолжительность спектакля — 2 часа без антракта.

Подробнее о спектакле
12+

Фото Павла Антонова

Наталья ИСАЕВА

ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ: ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ДВОЙНИК АНТОНЕНА АРТО
1 февраля
Зрительский буфет Основной сцены
Беседа о книге «Антонен Арто. Театр и его двойник»
Участвуют: Наталья Исаева и Анатолий Васильев.
Ведущий – Николай Песочинский

СОВРЕМЕННЫЙ ЗАПАДНЫЙ ТЕАТР — КАСТОРФ, ЛИДДЕЛЛ, МИТЧЕЛЛ, ВАСИЛЬЕВ.
«Плотность формы и энергия духа: ребро на столе»
2 февраля
Зрительский буфет Основной сцены
Лекция Натальи Исаевой

ДВОЙНОЕ ЗЕРКАЛО: КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКЕ
4 февраля
Зрительский буфет Основной сцены
Лекция Натальи Исаевой
Подробнее о программе лекций

16+

Творческая встреча с Анатолием ВАСИЛЬЕВЫМ
и показ фильма «ОСЁЛ»


3 февраля
Основная сцена

«Осёл» — первый полнометражный неигровой фильм мэтра мировой театральной режиссуры Анатолия ВАСИЛЬЕВА.

Притча о строптивом и нежном животном. В поисках истории Осла как мифологического архетипа и героя дня сегодняшнего режиссер колесил дорогами Фриули-Венеции-Джулии, Бельведере-Ланге, Пьемонта, Умбрии и Тосканы. Съемки были закончены в 2015 году.

Тексты, использованные в фильме, принадлежат Тонино Гуэрра и предоставлены его вдовой, Лорой Гуэрра. Музыка к фильму записана и предоставлена итальянским музыкантом — виолончелистом и композитором Джованни Соллима.

Подробнее о спектакле
16+

Московский Театр «ТЕНЬ»

ТЕАТР ВООБРАЖЕНИЯ. АНТОЛОГИЯ №1

13 февраля
Фанерный театр

Театр Воображения показывает воображаемые спектакли реальных постановщиков (Ильи Эпельбаума, Анатолия Васильева, Александра Бакши, Тонино Гуэрра) с точки зрения зрителя, сидящего в зале. Каждый из зрителей сможет увидеть свой спектакль, поскольку каждый умеет додумывать недосказанное и дорисовывать в собственном воображении недорисованное.
Подробнее о спектакле
16+

Спектакль Ильи Эпельбаума
АПОКАЛИПСИС

14 февраля

Идея Ильи ЭПЕЛЬБАУМА и Анатолия ВАСИЛЬЕВА, исполнение Ильи ЭПЕЛЬБАУМА. Ведет спектакль Майя КРАСНОПОЛЬСКАЯ.

Действие спектакля происходит в спичечных коробках. В полной темноте вспыхивает спичка, высвечивая спичечный коробок и руки, его держащие. Коробок открывается – внутри крошечные куклы, разыгрывающие сцены на библейско-евангельские сюжеты.
Каждая сцена длится не более 15 секунд – столько, сколько горит спичка.
Продолжительность спектакля: 12 минут.
Подробнее о спектакле
16+

Пресса