Анатолий Васильев — театральный режиссер, педагог, лауреат Государственной премии Российский Федерации, Кавалер французского Ордена Академических Пальм и Ордена искусства и литературы.
Признанный мэтр мировой режиссуры, один из столпов русского драматического театра, создавший собственную театральную систему и «Школу драматического искусства» на Сретенке, которой руководил с 1986 по 2007 год, когда в результате конфликта со столичными властями был вынужден покинуть театр и страну.
Преподавал режиссуру в Национальной театральной школе Лиона и «педагогику для педагогов» в Венеции. Работает в разных городах мира, ставит спектакли в крупнейших театрах Европы.
В 2010 году учредил «Фонд развития искусства драматического театра режиссера и педагога Анатолия Васильева», целями которого стали сбор и передача знаний о теории и практике универсального театра, образовательная деятельность, издание книг и выпуск фильмов-спектаклей.
Опубликованы: книга Ханса-Тиса Леманна «Постдраматический театр» (М.: ABCdesign, 2013) в переводе Н. Исаевой, книга диалогов и текстов Анатолия Васильева и Зары Абдуллаевой «ВАСИЛЬЕВ PARAUTOPIA АБДУЛЛАЕВА» (М.: ABCdesign, 2016) и книга переводов выдающегося литератора, философа и теоретика театра Антонена Арто «Театр и его двойник» (перевод Н. Исаевой; М.: ABCdesign, 2018).
В планах Фонда: продолжение книжной серии о современном театре — важнейшие западные тексты теоретиков и практиков театра в новейших комментированных переводах.
Васильев регулярно ведет актерско-режиссерские курсы в Европе — пост-образование для лиц, имеющих первое профессиональное образование в области театра и смежных с театром искусств. Ключевые спектакли Васильева, поставленные в России: «Соло для часов с боем» (1973, МХТ), «Взрослая дочь молодого человека» (1979, Театр им. Станиславского), «Серсо» (1985, Театр на Таганке), «Шесть персонажей в поисках автора» (1987, ШДИ), «Плач Иеремии» (1996, ШДИ), «Моцарт и Сальери» (2000, ШДИ), «Медея. Материал» (2001, ШДИ), «Из путешествия Онегина» (2003, ШДИ), «Илиада. Песнь двадцать третья» (1997-2004, ШДИ), «Каменный гость, или Дон Жуан мертв» (2006, ШДИ).
Последний — «Старик и море» с Аллой Демидовой, по Хемингуэю, был представлен в 2017 году в рамках празднования столетия Юрия Любимова на Международном театральном фестивале им. Чехова в Москве.
С середины 1970-х Анатолий Васильев снимал документальные фильмы и киноверсии своих спектаклей, которые участвовали в европейских и российских кинофестивалях; являлся председателем и членом жюри на фестивале стран СНГ «Киношок» (2001-2015). В 80-х годах преподавал актерское мастерство и режиссуру на Высших режиссерских курсах, с 1984 по 1991 гг. вел мастерские кинорежиссуры на курсах С. Соловьева и М. Хуциева. Фильмы:
- «Степной король Лир» (1976), телеспектакль по мотивам повести И. Тургенева
- «Взрослая дочь молодого человека» (1990), телеспектакль по пьесе В. Славкина
- «Каштанка» х/ф и «Не идет» д/ф (1986/1994), в соавторстве с оператором Олегом Морозовым
Спектакли-фильмы (на этом определении настаивает автор):
- «Серсо» (1986/2013), спектакль-фильм в трех частях, по пьесе В. Славкина
- «Дорога на Чаттанугу» (1992/2014), по телеверсии спектакля «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе В. Славкина
- «Медея Материал» (2002/2014), на основе спектакля по пьесе Хайнера Мюллера с французской актрисой Валери Древиль в роли Медеи.
Фото Павла Антонова
Наталья ИСАЕВА
ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ: ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ДВОЙНИК АНТОНЕНА АРТО
1 февраля
Зрительский буфет Основной сцены
Беседа о книге «Антонен Арто. Театр и его двойник»
Участвуют: Наталья Исаева и Анатолий Васильев.
Ведущий – Николай Песочинский
СОВРЕМЕННЫЙ ЗАПАДНЫЙ ТЕАТР — КАСТОРФ, ЛИДДЕЛЛ, МИТЧЕЛЛ, ВАСИЛЬЕВ.
«Плотность формы и энергия духа: ребро на столе»
2 февраля
Зрительский буфет Основной сцены
Лекция Натальи Исаевой
ДВОЙНОЕ ЗЕРКАЛО: КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКЕ
4 февраля
Зрительский буфет Основной сцены
Лекция Натальи Исаевой
Подробнее о программе лекций
16+