Неведомский Леонид Витальевич

Леонид Витальевич Неведомский родился 13 октября 1939 года в семье врачей в Витебске. По окончании войны он с матерью переехал в Хабаровск и именно там, по воспоминаниям актера, впервые попробовал себя «в профессии». «Я, ученик третьего класса, впервые вышел на сцену в роли беспризорного мальчика, — рассказывал об этом Леонид Витальевич. — В то время было много бездомных детей, потерявших отцов, матерей, и прием у зрителя был очень теплый». После Хабаровска семья Неведомских еще несколько раз переезжала — в частности, на некоторое время обосновалась в Свердловке, и там Леонид Витальевич познакомился с известным впоследствии режиссером Владимиром Мотылем,
в середине 1950-х возглавлявшим Свердловский ТЮЗ, на сцену которого, будучи еще девятиклассником, стал выходить будущий артист. В 1959-м — 1960-м году Леонид Неведомский работал в Мурманске,
в театре Северного флота, и с тех пор он твердо определился в своем призвании. В 1963 году, окончив службу в армии, он поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, по окончании которого, в 1967 году, Леонид Витальевич получил приглашение присоединиться к труппе БДТ. В тот же год молодой актер дебютировал в роли Джона Рида
в поставленном Георгием Товстоноговым по пьесе Д. Аля спектакле «Правду! Ничего, кроме правды!». Талант артиста украшал сцену нашего театра более пятидесяти лет. Ему выпало работать с Г. А. Товстоноговым во многих легендарных спектаклях, вошедших
в летопись отечественного театра. В БДТ он исполнил более сорока ролей. Среди его героев в товстоноговских спектаклях — Дуглас
в шекспировской хронике «Король Генрих IV (1969), милиционер Уткин в «Трех мешках сорной пшеницы» по Владимиру Тендрякову (1974), Подтёлков в постановке «Тихого Дона» (1978) Михаила Шолохова, ведущий в постановке «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского (1980). В знаменитой «Хануме» Георгия Товстоногова Леонид Неведомский исполнял роль одного из кинто (1973), и даже крошечный эпизод был исполнен исключительным блеском. Среди ярких работ артиста — комические роли сначала Держиморды,
а затем судьи Ляпкина-Тяпкина в товстоноговской постановке «Ревизора» (1972) Гоголя, гротескная роль Дворника в опере-фарсе «Смерть Тарелкина» (1983). Выразительностью и точностью в передаче характеров героев отличались работы Леонида Неведомского
в постановках пьес белорусского драматурга Алексея Дударева на сцене БДТ. В семейной драме «Порог» Леонид Витальевич играл роль Отца, а в рассказывающем о событиях Великой отечественной войны спектакле Георгия Товстоногова по пьесе «Рядовые», сыграл преисполненную драматизма роль солдата Дервоеда. Также среди его театральных работ: «Луна для пасынков судьбы» Ю. О’ Нила (Хардер), «Традиционный сбор» В. Розова (Родионов), «Сколько лет, сколько зим» В. Пановой (Арефьев), «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта (Адвокат, Прокурор), «Четвертый» К. Симонова (Бонар), «Третья стража» Г. Капралова, С. Туманова (Городовой), «Защитник Ульянов» Л. Виноградова, М. Еремина (Семенов), «Тоот, майор и другие» И. Эркеня (Санитар), «Общественное мнение» А. Баранги (Константин Брана), «Борцы» С. Караса (Амфореас), «Протокол одного заседания» А. Гельмана (Зюбин, Соломахин, «Дачники» М. Горького (Пустобайка «Жестокие игры» А. Арбузова (Олег Павлович), «Эмигрант из Брисбена» Ж. Шехаде (Кучер), «Мы, нижеподписавшиеся»
А. Гельмана (Семенов), «Перечитывая заново» (Стрыжень), «Кафедра» В. Врублевской (Гурин), «Смерть Тарелкина» А. Колкер (Дворник), «Сад без земли» Л. Разумовской (Куликов), «На дне» М. Горького (Татарин), «Я построил дом» В. Павлова (Отец), «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта (Тоби), «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (Камердинер), «Салемские колдуньи» А. Миллера (Френсис Норс), «Дворянское гнездо» И. Тургенева (Лемм), «Фома» Ф. Достоевского (Гаврила), «Аркадия» Т. Стоппарда (Джелаби), «Борис Годунов» А. Пушкина (Патриарх), «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (Эбиш), «Месяц в деревне» И. Тургенева (Шааф).
 
В последние годы состояние здоровья не позволяло Леониду Витальевичу активно участвовать в жизни театра, тем не менее, артист продолжал выходить на сцену в двух спектаклях БДТ: в постановке Т. Чхеидзе «Мария Стюарт» Ф. Шиллера исполнял роль Амиаса Паулета, смотрителя мятежной королевы Марии, а в спектакле «Дама с собачкой» по А. П. Чехову — г-на Смирнова, старого друга, влюбленного в жену г-на Гурова. В 1983 году Леониду Неведомскому было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1994-м — «Народный артист Российской Федерации». В 2004 году Леонид Васильевич был награжден медалью Пушкина, в 2009 году — медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, присвоенной ему «за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность». В 2015 году артист получил благодарность президента Российской Федерации за «заслуги
в развитии культуры, образования, науки, подготовке квалифицированных специалистов и многолетнюю плодотворную деятельность». Являлся лауреатом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (за роль Захара в спектакле «Обломов», Театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, 2000) и лауреатом премии им. Николая Симонова (2001).
 
Умер Леонид Витальевич Неведомский на семьдесят девятом году жизни 3 июня 2018 года и похоронен на Волковском кладбище.
Пресса
Бойченко М. Леонид Неведомский: Однажды рассмешил Клеопатру до слез // Смена. 2008. 12 окт/
 
Стоит увидеть это выразительное лицо с мужественной ямочкой на подбородке, как сразу вспоминаешь роли Леонида Неведомского в таких легендарных фильмах, как «Мачеха» и «Возвращение Будулая». 13 октября народному артисту России исполнится семьдесят.
Юбилей для своих
 
— С наступающим юбилеем, Леонид Витальевич!
— Спасибо, но вообще-то я недолюбливаю юбилеи и свадьбы. Мне кажется, в этих событиях неизменно присутствует какая-то фальшь. Свое 70-летие отмечу в узком, домашнем кругу. 
— А какой подарок хотите получить?
— Новую роль, конечно! А пока я в 138-й раз сыграю Захара в спектакле «Обломов» в театре «Русская антреприза имени Андрея Миронова». И получу от этого удовольствия куда больше, чем от разных шарфиков и свитеров. Нескромно будет сказано, но режиссерам грешно на меня жаловаться. Я - очень исполнительный артист, руководствующийся поговоркой: «С талантом не шибко повезло, зато есть дисциплина и трудолюбие».
 
Грамота лучше конфет
 — Зачем же вы на себя наговариваете! Ведь благодаря только трудолюбию нельзя получить роль уже в третьем классе школы, как это было у вас!
— А, это вы про мой театральный дебют говорите! Да, в третьем классе я впервые вышел на подмостки студенческого театра Медицинского института в Хабаровске. Играл Ванечку — мальчика-сироту, которого воспитывают студенты. За хорошую игру мне подарили огромную коробку конфет. А я очень расстроился и заплакал. 
— Почему? Конфеты оказались невкусными? 
— Нет, потому что другие артисты получили грамоты, а я — всего лишь коробку конфет. Хотя тоже мечтал о грамоте. Хотел повесить ее потом рядом с наградными листами моей мамы, которая работала микробиологом. Увидев, как я расстроился, мне, пусть и последнему, вручили-таки заветную грамоту. Тогда я и решил пойти в артисты: а чего, подумал, хорошо — и конфеты дают, и грамоты.
 
Снимешь кепку — не будешь артистом
— Затем судьба занесла вас в Свердловск, где попали в ТЮЗ к Владимиру Мотылю…
— Я пришел на пробы к Владимиру Яковлевичу прямо из школы, где слыл жутким хулиганом и получил неблаговидное прозвище Урка. В шестом классе, когда есть стало совсем нечего, я украл из магазина кусок сыра. Не поймали. Бог уберег.
Вот с таким багажом за плечами я и явился к Мотылю. 
— Рассказали ему о своих «грехах»?
— Мне кажется, Мотылю не надо было ни в чем признаваться. Он и так все понимал. Я из лучших побуждений явился к нему
с цигаркой во рту, в ватничке и белом шарфике. Как Владимир Яковлевич меня тогда не прогнал, не знаю. И именно он дал однажды мне бесценный совет: «Если ты когда-нибудь наденешь шляпу, то перестанешь быть артистом». Вот с тех пор и ношу только шапки и кепки. 
— Почему же вы не снялись ни в одном фильме Мотыля?
— Меня можно увидеть в небольшом фрагменте в картине «Звезда пленительного счастья». А вот большой эпизод со мной вырезал сам Мотыль. Дело было так: я был в Венгрии на гастролях с БДТ, а Владимир Яковлевич просил меня прилететь на съемки, а потом сразу же улететь обратно в Венгрию. Но я забеспокоился: а вдруг рейс задержат и я подведу театр и Георгия Александровича Товстоногова? Потому и не прилетел. Мотыль на меня очень рассердился, вырезал отснятый эпизод и больше
не приглашал.
 
Совесть не востребована
— Но и без Мотыля ваша фильмография впечатляет!
— Думаю, есть только две картины, благодаря которым люди меня помнят до сих пор. Это «Мачеха» с Татьяной Дорониной
и «Возвращение Будулая» с Михаем Волонтиром и Кларой Лучко. За эти работы мои зрители прощают мне и те неудачи, что случались в моей киносудьбе. 
— Были и неудачи?
— Забудем о грустном. Мне как артисту было интересно играть людей разных - по духу, по взглядам на жизнь. Но самое главное, чтобы герои были совестливые! Даже в пахана, которого однажды сыграл, перевоплотился с удовольствием. Ведь этот человек знал, что такое совесть и стыд. К сожалению, сейчас такие качества не востребованы. 
— Почему вам никогда не предлагали сыграть положительного героя?
— Вот уж не знаю. Видимо, у меня на лице написана эта обреченность. А вообще для меня очень важно, чтобы коллеги на съемочной площадке или просто собеседники поддерживали меня и любили. И даже сейчас, во время нашего разговора,
Марина, вы должны меня любить.
 
Учусь говорить «нет»
— А разве может быть иначе, Леонид Витальевич! Вы, наверное, не одно женское сердце разбили...
— Все может быть. Думаю, только Элизабет Тейлор устояла перед моими чарами. Мы вместе с ней снимались в фильме «Синяя птица», первом советско-американском проекте. Просто чудо, что меня пригласили сниматься в эту картину, ведь мой английский был ужасен. Мне писали на листочках английские фразы по-русски. Поэтому, когда я проговаривал свою роль, Тейлор, а к тому времени она успела сняться в «Клеопатре», всегда смеялась до слез. Когда ее спрашивали, что с ней, Лиз отвечала, что не понимает ни слова из того, что я говорю! Поэтому сейчас я постоянно твержу своему внуку Артему: «Учи английский, с ним не пропадешь!» 
— Слушает ваши советы?
— Ах, если бы! Сейчас я столкнулся с огромной проблемой: как найти общий язык с внуком. Скоро ему исполнится 14 лет, и он стал, мягко говоря, неуправляемым. Но и мне есть чему поучиться у подрастающего поколения. Например, сейчас учусь говорить «нет» режиссерам, в чьих картинах не хочется сниматься. А то я всегда старался никого не обидеть, переживал, как бы с кем не поссориться. А недавно решил: все, хватит! За свою доброту я всегда плачу сполна. Поэтому и совершил по жизни немало ошибок. Но ни об одной роли в кино не жалею.
Новитченская Т. Леонид Витальевич Неведомский // Сайт: Актеры советского кино. 2009. 4 марта
Детство
Леонид Неведомский родился 13 октября 1939 года в Витебске и этот город актер любит всей своей душой. Случалось, когда актер был проездом на гастролях в своем любимом городе, всегда выходил на перрон, кланялся городу, земле, людям. 
Родители Леонида Неведомского были врачами: отец — хирург, мать — микробиолог. Умерли они в достаточно раннем возрасте
и мальчик с 14 лет жил один. Сначала парень прожил в Свердловске вторую половину юности, а затем жил на Дальнем Востоке
в Хабаровске. И все, что в этой жизни Леонид Неведомский сделал, все, что у него есть, он сделал один, своими руками, зубами, без какой-либо посторонней помощи — ни папы, ни мамы, ни его любимого старшего брата.
 
Театр
Свой творческий путь Леонид Неведомский начинал в Свердловске, в ТЮЗе, когда ему было всего шестнадцать лет. Тогда его туда пригласил прямо из школы, и ни кто-нибудь, а сам известный режиссер Владимир Яковлевич Мотыль. Вот так, почти со школьной скамьи Леонид Неведомский и стал работать рядом с популярными актерами, маститыми режиссерами. Сначала он был актером театров Свердловска, Новгорода и Мурманска, а затем стал служить ленинградскому БДТ имени Максима Горького. 
В Большой драматический к Товстоногову Леонид Неведомский пришел, когда там блистали Ефим Копелян, Евгений Лебедев, Людмила Макарова. И сам не заметил, как стал такой же звездой. На сцене Большого драматического театра актер сыграл свои лучшие роли в спектаклях «Порог» и «Рядовые» у Алексея Дударева.
А еще, как впрочем, многие актеры нынешнего времени, Леонид Неведомский работает в «Русской антерпризе» имени Андрея Миронова. Там он играет в «Отверженных» — Жана Вальжана, за что получил премию Николая Симонова, Захара в «Обломове», роль, которую отметили «Золотым сапфиром», и еще — отца Миронова в спектакле «О, шут мой, я схожу с ума...».
 
Кино
С такой же любовью складывается роман Неведомского с кинематографом. Начало было положено в 1967 году, когда он сыграл
в молдавском героико-приключенческом фильме «Горькие зерна» роль одного из фронтовых друзей с Ионом Шкурей и Юрием Горобцом. 
Дальше было знакомство с режиссером Ильей Авербахом, у которого актер параллельно снимался в одной из первых его картин «Степени риска». Там также играли Борис Ливанов, Иннокентий Смоктуновский, Алла Демидова — шикарные артисты!
И рядышком с ними молодой Леонид Неведомский... 
Затем была роль доктора Олега, который предал любящую его Нину, в картине «Монолог». И запутавшийся Петя Рубакин
в сериале «Открытая книга». И, конечно же, знаковая роль Леонида Неведомского Павел Олеванцев в мелодраме Олега Бондарева «Мачеха». В фильме вначале предполагалось, что герой Неведомского любит свою дочь. Просто так, она его же родная кровь, но тут актеру пришлось восстать: как же он может любить ее, когда не вложил в нее ни сил, ни нервов, она росла далеко от него? Против логики и упорства Неведомского не попрешь…
 
Конец 70-х, начало 80-х годов
Вообщем, как и все маститые актеры его калибра, на съемочной площадке Леонид Неведомский любил импровизировать. Сам додумывал свою роль и именно ему такая актерская инициатива обычно сходила с рук. Вот и в фильме «Цыган» благодаря предложению Леонида Неведомского появилась любовь его героя, председателя колхоза Тимофея Ильича, к героине Клары Лучко. А ведь в сценарии этих чувств не было и в помине. Так же было и с Тимофеем Сергушиным из «Старой крепости», да
и Зекуновым в приключении «Синдикат-2». 
И так почти в каждом фильме, в котором играл актер: «Дамское танго», «Впереди день», любимая картина актера Ирины Велембовской «Дела семейные». Герои Леонида Неведомского неудачливы в любви. Им не везет, вроде бы, надо обозлиться,
а они не злятся. «Лучше любить безответно, чем не любить совсем», — жизненная позиция неведомских героев. Они просто любят и это уже счастье. 
А в «белорусском» фильме «Пламя» Виталия Четверикова судьбе было угодно так распорядиться, что прообразом киношного героя Леонида Неведомского, партизанского комиссара Калиновского, был родной дядька актера. Материалы о его боевой биографии сохранились в минском Музее истории Великой Отечественной Войны... Счастлив Леонид Неведомский, что удалось сыграть у Бориса Шадурского в «Факте биографии», в фильмах Пташука «Наш бронепоезд» и «Кооператив "Политбюро"».
 
2000-е годы
Когда Леонид Неведомский пересматривает свои фильмы, то выключает звук, потому что уверен: следовало сказать иначе... Так было с ролью Пол Нидер в сериале «Воскреснуть, чтобы умереть», когда режиссеры Ниро Вульф и Арчи Гудвин решили, что такому великому актеру не надо много времени на подготовку к небольшой в сущности роли. А вот Леонид Неведомский любит настраивать себя, хотя бы за недельку он должен подготовить себя к очередной киношной работе. 
Но где кино, там порой больше напряжения сиюминутного, а творчества меньше. Очень уж актер боялся выхода на экраны фильма «Конвой», где он играл самого Уинстона Черчилля. Не роль, мечта. Актера его доброта подвела... А создателей фильма подвел один актер. Ну и приехали за Неведомским домой, уговорили. Двое суток съемок вспоминались актеру сплошным кошмаром. Но, вроде все получилось, обошлось. 
Совсем другое дело — работа в фильме «Особая миссия». За два месяца до съемок Неведомский получил на руки сценарий. Читал, перечитывал, разные варианты на себе примерял. Почти как в старые добрые времена, когда дублей дозволялось
и четыре, и пять, и огромное множество, если дело того требовало. 
За свою долгую творческую жизнь Леонид Витальевич сыграл много персонажей: генералов, лейтенантов, солдат, которые защищали Родину, и простых советских тружеников. Но главным условием соглашения на ту или иную роль для Леонида Неведомского была просто любовь, искренняя любовь его героев к земле, к родине, к дочери, к жене, к брату, к женщине,
к простому человеку.
 
Сериалы
Со временем актер стал сниматься редко. Для него ведь главное что? Чтобы не было стыдно перед теми, прошлыми ролями. Чтобы нынешние герои были близки к тем, прошлым. Вот только поэтому, нет-нет, да и промелькнет Леонид Неведомский
в эпизодах телесериалов, правда, в совсем малых дозах. 
Допустим, в «Агенте национальной безопасности» актер, раз отказался сниматься, два, а в третий просто нельзя было: роль оказалась уж больно хорошая. Так же получилось и с сериалом «Улицы разбитых фонарей». Здесь Леонид Неведомский согласился аж с четвертого раза сыграть роль бывшего летчика, который стал вести у детей авиакружок. А заодно и биться-драться за своих воспитанников с новыми русскими. 
Такая же история и с сериалом «Убойная сила». Актер отказался сниматься в одной серии, в другой, но прекрасный режиссер Сорокин нашел-таки для Леонида Неведомского роль отца героя Сережи, которого он просто обожал. Герой Неведомского живет в деревне, а к нему приехал сын. Они побили немножечко бандитов, постреляли, и сын уехал. Все, и серия, и роль закончилась.
А в сериале «Империя под ударом» актер сыграл замечательного человека, министра внутренних дел 1902 года, которого убили
в этой же серии. 
Вот так и получается, что если Леонид Неведомский и снимается в сериалах, то выбирает такие «куски», чтобы его больше, чем на две серии не задействовали. Лучше собраться, сконцентрироваться, сжаться пружиной — и отработать, как следует. «Тогда
и зрителю запомнишься, и в надоедливую долгоиграющую жвачку не превратишься», — уверено считает актер. 
Так у Неведомского получилось и с ролью отца Саши в «Трех цветах любви», и с Николаичем в «Потерявших солнце»,
и с Марягиным в «Фаворском», и с Петром в нашумевшем «Диверсанте». Или в сериале «По имени Барон» у Дмитрия Светозарова у Леонида Неведомского роль, правда, на этот раз чуть больше двух серией, но опять в духе актера. Его герой работяга, сельский житель, выпивающий, бьется за счастье своей дочери. А ведь для Неведомского главное, чтобы его герой
за кого-то боролся, кого-то защищал.
 
Личная жизнь
Актер не особо любит говорить о своих успехах, как никому никогда и не жалуется на судьбу. Короче — наш человек! Но зато
с удовольствием рассказывает о дочери, внуке и клубнике, которая растет у него на даче под Санкт-Петербургом. 
Говоря же о личном, о сокровенном Леонид Неведомский без юмора не обходится. Так сложилось, что дочка после развода осталась с отцом. Леонид Неведомский не женился, пока она не подросла и не закончила образование. Вторая жена актера — известный питерский психолог «и вообще очень серьезная дама». Кстати, жены артиста, и первая, и вторая, очень хорошо друг
к другу относятся, подолгу говорят по телефону, и даже вместе внука нянчат. 
Леонид Неведомский, как любой современный мужик, кроме «погоды в доме», безусловно, волнуется и за достаток в своем доме, который с его устоявшимися принципами приходится добывать в поте лица. Существуют и негативные вещи, о которых Леонид Неведомский смело, вспоминает в обществе журналистов. Это работа актера в жюри. Неведомский считает, что самое трудное
в конкурсном деле — выделить лучшего. Вот и голосует великий актер и добрейшей души человек за всех участников-дебютантов. Ведь шанс должен быть у каждого начинающего. Словом, наш человек! 
Карасев И. Леониду Неведомскому — 65 лет! // Новости Петербурга. 2004. 13 окт.
В Большом драматическом театре Леонид Витальевич Неведомский служит уже без малого сорок лет. «Рядовые» и «Борис Годунов», «Перед заходом солнца» и «Аркадия» — вот маленькая толика спектаклей, запомнившихся зрителям тонкой
и искренней игрой актера. С такой же любовью складывается роман Неведомского с кинематографом. Начало было положено
в 1967 году, когда он сыграл в молдавском фильме «Горькие зерна». А дальше «Мачеха», «Старая крепость», «Синяя птица», «Цыган», «Шизофрения»...
Мы решили попросить друзей Леонида Неведомского поздравить его с юбилеем.
Иван Краско, народный артист России: 
— Было это в 1978 году. На киностудии им. Горького запускали фильм «Конец императора тайги» о малоизвестных фактах биографии Аркадия Гайдара. На главную роль уже был утвержден Андрей Ростоцкий. Режиссер Владимир Саруханов искал актера на вторую по значимости роль. Меня уже практически утвердили, когда постановщик все же решил проверить в деле Неведомского. Но как мудро поступил мой коллега! Узнав, что я процентов на 90 буду играть в этой картине, он попросту отказался от просмотра в пользу моей кандидатуры. Мы с ним никогда насчет этого эпизода не разговаривали, но он врезался
в память на всю жизнь. Я знал, что этот человек никогда не подставит, не сподличает.

Клара Лучко, народная артистка СССР: 
— С Леонидом Витальевичем судьба свела только раз — в телесериале «Цыган». Я играла Клавдию, а Ленечка — председателя колхоза. Конечно же, хотелось вновь встретиться с ним на съемочной площадке. И надо же, судьба мне улыбнулась. Все произошло буквально за один день. У Леонида Витальевича была встреча со зрителями, и один из них прислал записку из зала: «Когда мы увидим вас снова вместе с Лучко на экране?» На что Леонид Витальевич сказал, что пока таких кинопроектов нет.
А поздним вечером мне домой позвонила из Питера режиссер Светлана Волошина и предложила большую роль в телесериале, но самое главное заключалось в том, что моего экранного мужа должен был играть... Леонид Неведомский. Так что я с нетерпением жду новой встречи с Ленечкой.

Кирилл Лавров, народный артист СССР: 
— Хочу сказать несколько слов о Неведомском-человеке. Это удивительно честный, порядочный и верный друг. И эти качества
я считаю определяющими. А какой он спортсмен! Раньше как только мы куда-то приезжали на гастроли, то сразу с ним и Жорой Штилем искали спортивную площадку, чтобы сыграть партию-другую в теннис. В бытность существования нашей футбольно-театральной команды Леня нередко выходил на поле, чтобы сыграть в защите, а учитывая его рост и комплекцию, пройти нападающим было практически нереально.
Подготовил Игорь Карасев
Карлюкевич А. Леонид Неведомский. Интервью // Российская газета. 2004. 10 июля
Едва ли не с пятнадцатилетнего возраста Леонид Неведомский — рядом с популярными актерами, маститыми режиссерами. Играть в театре он начал со спектакля Владимира Мотыля в Свердловском ТЮЗе. В Большой драматический к Товстоногову пришел, когда там блистали Ефим Копелян, Евгений Лебедев, Людмила Макарова... И сам не заметил, как стал такой же звездой. И в кино, и в театре. С актером, а теперь уже и певцом Леонидом Неведомским — наш разговор.
— Вы родом из Беларуси?
— Из Витебска. Случается, на гастроли в Украину едешь из Санкт-Петербурга через Витебск. Поезд приходит туда ночью, под утро. Выхожу на перрон, кланяюсь городу, земле своей, людям родным... Отец мой похоронен в Бобруйске. Кладбище — у самой дороги. Недавно вместе с Кириллом Лавровым был на его могиле. Очень рано умер мой брат, который много сделал для белорусского гандбола. И мне горько, что он не увидит моего Захара из «Обломова», Жана Вальжана из «Отверженных».
Я недавно выпустил альбом «Милый друг», где исполняю песни Леонида Утесова. Посвящаю его брату, своим друзьям. Кстати, сделал альбом без всяких спонсоров, за свои деньги. Если хотите, это и мой запоздалый подарок всем, кто в меня верил. 
— Новый и неожиданный для вас жанр...
— А иначе и нет смысла жить. Забудь, что было вчера. Начинай все заново. Не живи старым.
— Но старые свои «белорусские» фильмы помните?
— Счастлив, что снялся у Бориса Шадурского в «Факте биографии», в фильмах Пташука «Наш бронепоезд» и «Кооператив Политбюро». Играл в фильме «Пламя» Виталия Четверикова. И судьбе было угодно так распорядиться, что прообразом моего киношного партизанского комиссара Калиновского был родной дядька. Материалы о его боевой биографии хранятся в минском Музее истории Великой Отечественной... Внутри моего сердца, как частица родной Беларуси, — и спектакли «Порог», «Рядовые», в которых на сцене Большого драматического я сыграл свои лучшие роли. Спасибо Алексею Дудареву, что подарил мне такие замечательные образы.
— А легко ли было в серьезном театре начинать, когда рядом работали Копелян, Лебедев, Басилашвили?
— К Товстоногову я пришел, немного уже помотавшись по другим театрам — разумеется, далеко не равным ГАБДТу. Но ведь
и меня за что-то взяли, и в театрах, пусть себе и провинциальных, тоже были свои уроки. Но у Товстоногова каждый актер был сам по себе театром. И каждый не просто выделялся чем-то одним. Казалось, что передо мной представали в одной ипостаси сразу пять Копелянов, ничуть не меньше Луспекаевых... У них нельзя было не учиться жизни на сцене. Но видно было и другое:
с актерами работал режиссер. Георгий Александрович знал, что из кого следует вытащить, и продыху не давал, пока желаемое — по максимуму! — не выжимал.
— Но иногда, наблюдая за игрой великих, невольно ловишь себя на мысли, что природа дала ему тот или другой дар, и крутится он в рамках этого подарка, играет одних героев, один — любовников, другой — комедийные роли... И все!
— Думаю, правы вы только отчасти. Да, великий Луспекаев шел больше от нутра, вся его игра — от сердца, от натурального физического состояния. Стржельчик — другое дело. Товстоногов смог вытащить из него то, что раньше было где-то спрятанным. Из героя-романтика сделал острохарактерного, многослойного артиста. Но и самому Стржельчику было дано много, он обладал феноменальной техникой, которую выстраивал согласно театральным законам, которые сродни высшей математике. А вот Олег Борисов — обладатель мощной энергетики и сильнейшего социального заряда. Иногда кажется, что Борисов и Кирилл Лавров похожи. Но Товстоногов мог каждому из них свой вектор задать. Посмотрите, ведь Лавров в своей социальности более острохарактерный, значит — и роли ему такие.
А Олег Басилашвили... Он грандиозный, потрясающий импровизатор. Но опять же за всем этим — продуманность, выстроенность, работа, одним словом. И буквально все, кого я называл, учили меня главному для театра принципу: «Сыграй не хуже, чем вчера, привнеси что-то новое. Развивайся, двигайся вперед...» Если повторяешься — ты уже становишься мертвым, неинтересным, зал мгновенно реагирует на это, невзирая на твои чины и регалии. Заслуженными мы можем быть только для самих себя — для какого-то «внутреннего пользования», для зрителя мы всего лишь актеры.
— Вы так проникновенно говорите о театральной судьбе, театральном характере своих старых коллег, что нельзя не подумать,
а зачем им всем еще и кино... Ведь, наверное, многое потеряли в театре, отдаваясь киносъемкам?
— Не мешает ли кино театру — вопрос из вопросов. Но если говорить обо мне, то, кажется, я могу совмещать, могу впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. И люблю это совмещение. Не знаю, что делал бы, если бы у меня природа отняла что-либо одно. Но в кино, где больше напряжения сиюминутного, меньше творчества. Кино — отрезанный ломоть. Когда смотрю свои фильмы, выключаю звук, потому что уверен: следовало сказать иначе... Тот случай, когда вспоминаешь народное: семь раз отмерь, а один раз отрежь. А в кино, как правило, особенно сейчас, все осуществляется по принципу: «Дублей должно быть мало, давай скорее, давай руби, давай делай с ходу, с маху...» Вот сейчас боюсь выхода на экраны фильма «Конвой», где играл Уинстона Черчилля.
С этим фильмом целая история получилась. Меня моя доброта подвела... А создателей фильма подвел один актер. Ну и звонят мне. Отказываюсь. Все равно приезжают домой, уговаривают. Двое суток съемок сплошным кошмаром вспоминаются. А я люблю настраивать себя, за неделю готовлюсь к какой-то киношной работе. Вот совсем другое дело — работа в новом фильме «Особая миссия». За два месяца до съемок дали сценарий. Читаю, перечитываю, разные варианты на себе примеряю. Почти как в старые добрые времена, когда дублей дозволялось и четыре, и пять, и огромное множество, если дело того требовало.
— Но с сегодняшней любовью к сериалам это, пожалуй, исключение, нежели правило...
— Поэтому, если и снимаюсь в сериалах, то выбираю такие «куски», чтобы меня больше, чем на две серии не задействовали. Чтобы долго на экране не мелькать. Лучше собраться, сконцентрироваться, сжаться пружиной - и отработать как следует. Тогда
и зрителю запомнишься, и в долгоиграющую надоедливую жвачку не превратишься. Так у меня случилось и в «Улицах разбитых фонарей», и в «Убойной силе»...
— Вы по-прежнему работаете в «Русской антерпризе» имени Андрея Миронова?
— Да. Но не забывайте, что это — репертуарный театр. Необычность его только в том, что в труппе — актеры, работающие еще
и в других театрах. Я играю там два раза в месяц в «Отверженных» — Жана Вальжана, за что получил премию Николая Симонова, два раза — Захара в «Обломове», роль, которую отметили «Золотым сапфиром», и еще — два раза играю отца Миронова в спектакле «О, шут мой, я схожу с ума...» Но все это — обычные спектакли, которые готовились, репетировались,
в которых сложились свои команды. В «Русской антерпризе» никакой солянкой и не пахнет, когда бегом и спехом собралась группка и рванула куда-нибудь на заработки.
— Если говорить о сегодняшнем времени, не надоедает сниматься в фильмах «тяжелых», напоминающих худшее американское кино?
— Такого кино, мне кажется, становится меньше. И интерес к нему, верю, должен пройти. Я недавно 40 дней провел на гастролях в Японии. За все это время один американский фильм увидел по телевизору. И тот — производства 1939 года. Так неужели мы глупее?
— Вы верите в скорые социальные перемены, в то, что в России, Беларуси скоро станет жить намного легче?
— Очень надеюсь. И если судить по кино, то вы тоже, наверное, замечаете, что в последних фильмах, сериалах вектор смещается больше к добру. Мне страшно за внука, за юных. Сплошные «бах-бух», «трам-тарарам», «пиф-паф» — вот их питательная среда. Дай Бог, чтобы вся эта чужая, чернушная накипь сошла на нет. В цивилизованных странах есть какие-то ограничения. И у нас должны быть... Простите, что брюзжу. Наверное, уже и возрастное сказывается. В этом году мне исполнится 65.
— Олег Табаков часто любит повторять: «Надо помнить, что вы живете при капитализме». А вы помните?
— Наверное, реплика Олега Табакова — из области прикладной, по поводу театральных трудностей... Думаю, если возвращаться
к началу нашего разговора и вспомнить Лебедева, Луспекаева, Копеляна, попробовать перенести их в наше время, трудно им было бы. Они в душе очень стыдливые были люди. А сейчас совсем другое время. Не всегда тот, кто способен снимать талантливое кино, обладает талантом выколачивать деньги. Потому, наверное, мало сегодня фильмов сродни картинам
Марлена Хуциева, Татьяны Лиозновой. И с этим надо что-то делать... 

Беседу вел Александр Карлюкевич

Мазурова С. Интервью с Леонидом Неведомским // Восточно-Сибирская правда. 2002. 6 апр.
Народный артист России Леонид Неведомский — один из лучших актеров петербургской сцены. Не секрет, что глубинка знает столичных звезд в основном по кино- и телефильмам. 
— Неведомский? Кто это? Не знаю. Не помню. Так говорили мне почти все иркутяне, кому я рассказывала об этом артисте. Но стоило показать его фотографию, как тут же слышала: - Ну, конечно, знаю! Помню! Хороший артист. (Это -- зрители старшего поколения, смотревшие по многу раз фильмы «Мачеха», где Неведомский великолепно играет с Дорониной, и «Монолог» —
с Нееловой. «Мачеху» недавно опять показывали по ТВ).  Знаю-знаю! (Это — молодежь и среднее поколение, те, кто сегодня смотрит телесериалы «Убойная сила» и «Агент национальной безопасности»). 
Я увидела Леонида Витальевича в Санкт-Петербурге на театральных сценах. Это были великолепные работы! Захар в «Обломове» и Жан Вальжан в «Отверженных», роль отца Андрея Миронова в спектакле «О, шут мой, я схожу с ума!» (театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова), а еще спектакль с его участием «Перед заходом солнца» в знаменитом БДТ имени Г. А. Товстоногова, где актер служит с 1967 года. За роль обломовского слуги Захара Неведомский получил Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (номинация «Лучшая мужская роль», председатель номинационного совета — народный артист СССР Кирилл Лавров). 
 
Семейные заботы
Мы встретились побеседовать с Леонидом Витальевичем днем в театре, куда он пришел специально для интервью, пока его внук Артемий после детского сада обучался в «нулевом» классе колледжа. Забрать Тему (еще одно имя любимого внука — Теша) из детсада, отвезти в колледж, привезти домой — все это выпало в тот день «на долю» деда. 
— Что, больше некому?  
— Некому. У жены моей, Валентины, занятия. Она психолог, кандидат наук, преподает в Академии МВД. Дочка Полина тоже занята. 
(Полина Неведомская, педагог-балетмейстер по специальности, работала в Ленинградском «Мюзик-холле», потом танцевала
в Финляндии, в балете «Анна Каренина». Сейчас — хореограф театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова). 
— Кстати, вы хотели видеть Полину актрисой? 
— Нет, упаси бог! Я сделал все, чтобы она ею не стала. Она замечательно поступила в институт Герцена, педагогический, на исторический факультет, с иностранным языком, сдала все на отлично. Проучилась полгода и убежала в эти танцы. Ну и что? Была бы сейчас педагогом, история, иностранный язык... У нее были бы здоровые ноги, нестертая спина, несдвинутые позвонки. Балетный труд — он как у спортсменов. Что с ней дальше будет? Я боюсь... У нее позвоночник, колени хуже, чем у меня,
62-летнего...
 
Байкал, омуль, съемки
 — ... Так вы, Светлаша, из Иркутска? У меня с этим городом связаны добрые воспоминания о съемках фильма — второго в моей жизни — «Источник». В главных ролях были Дзидра Ритенбергс (такая известная, красивая актриса, она сейчас кинорежиссер
в Риге. Мое поколение помнит ее по фильму «Мальва») и Владимир Кашпур, мхатовский артист, шикарный, прелестный. Они грандиозно вдвоем играли! Я был рад, что взяли Дзидру, потому что после смерти мужа Евгения Урбанского (он погиб, как вы, наверное, знаете, на съемках фильма «Директор») ей было очень тяжело, она была одна с дочкой Женечкой. 
Все мы жили на озере Байкал. Ездили на машине по этим красивым местам. Тогда, 35 лет назад, там было так чисто! С болью, горечью узнаю о том, как Байкалу плохо сегодня. Слава богу, что вам помогают студенты, школьники, иностранцы, очищают от мусора берег... 
... А ваш омуль, о-о-о! Помню, я привозил его режиссеру Илье Авербаху, у которого параллельно снимался в «Степени риска»,
в одной из первых его картин и одной из моих любимых. Там играли Борис Ливанов, Иннокентий Смоктуновский, Алла Демидова — шикарные артисты! И я рядышком с ними... 
Об Иркутске у меня очень теплые воспоминания. Я недавно отдыхал, лечился в Железноводске, познакомился там с иркутянами. Они педагоги, супруги, замечательные люди. Сибиряки — они какой-то особой масти, которая ни с кем не сравнима. У меня когда-то была студентка из Сибири, Люда Шепкова. Я по сей день жалею, что не женился на ней. Мне кажется, если бы я женился на сибирячке, у меня была бы очень добротная жизнь...
 
Спектакли
 — По гороскопу я Кот. Кот, говорю я, который гуляет сам по себе. Я всю жизнь — и сейчас — один. 
БДТ -- это четвертый мой театр. Я начинал в Свердловске, в ТЮЗе, когда мне было 16 лет. Меня пригласил туда из школы N 36 известный режиссер Владимир Яковлевич Мотыль. Это потом он стал известным кинорежиссером («Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья»...). А тогда был главным режиссером ТЮЗа, замечательным театральным режиссером. 
-- Значит вы из Свердловска? 
-- Нет, я родился в Витебске. А жил на Дальнем Востоке, в Хабаровске. В Свердловске же прожил вторую половинку юности. Там похоронены мои мама, бабушка. 
Из Свердловска я переехал в Новгород, когда Мотыль ушел в кино, поступил в Новгородский областной театр драмы. Оттуда —
в Мурманск, в театр Северного флота. Потом решил оставить актерскую профессию. Я же не учился нигде, Мотыль взял меня со школьной скамьи. Я много играл во всех трех театрах. Но я всегда страдал, и сейчас мучаюсь, что занимаюсь этой профессией. 
Мои родители были врачами: отец — хирургом, мать — микробиологом. Их давно нет. Я с 14 лет живу один. Все, что я в этой жизни сделал, все, что у меня есть, — я сделал один, своими руками, зубами, без какой-либо посторонней помощи — ни папы, ни мамы, ни моего любимого старшего брата. Я привык много работать — в одном театре, в другом... Есть свободный промежуток — занимаюсь песнями. 
Мой родной театр в Ленинграде — БДТ имени Товстоногова. 35 лет назад я пришел сюда. Счастливо проработал 22 года
с Георгием Александровичем Товстоноговым. 13-й год работаю под руководством Кирилла Юрьевича Лаврова и очень люблю его и как артиста, и как человека, личность. Он умница, порядочный человек, мне с ним работать очень хорошо. И я ему очень благодарен за то, что он сохранил наш театр. Ведь после смерти Товстоногова многие говорили, что БДТ рухнет. На самом деле он становится другим, изменяется. Другая режиссура, другая культура, другой зритель и другие артисты. Ушло поколение мощных, великих, выдающихся актеров: Евгений Лебедев, Владислав Стржельчик, Олег Борисов, Ефим Копелян, Вадим Медведев, Валентина Ковель, Мария Александровна Призван-Соколова... — это все основа Товстоногова. Вместе с ними ушли и спектакли. Но мы пытаемся держать тот дух. Остались Николай Трофимов, Людмила Макарова, Зинаида Шарко, Нина Алексеевна Архиина, сам Лавров. Сейчас, к сожалению, очень болен Всеволод Анатольевич Кузнецов. Слава богу, что есть Алиса Бруновна Фрейндлих. Она пришла позднее, тоже товстоноговская актриса. Звезда, актриса номер один не только в БДТ, в Петербурге — в России... Для меня в России есть две актрисы, от которых просто можно умереть. Это Инна Чурикова и Алиса Фрейндлих. А из киноактрис — Нонна Мордюкова, выше всех! Удивительная совершенно мощь, сила. И Татьяна Доронина, с которой мне посчастливилось вместе работать: мы играли мужа и жену в фильме «Мачеха». До сих пор эту картину три-четыре раза в год показывают по телевидению. Судьба свела нас недавно, после 27 лет, прошедших со съемок «Мачехи». В честь 100-летия великого артиста Николая Константиновича Симонова была учреждена премия его имени. И 4 декабря Доронина приехала из Москвы получать эту премию. И мне бог послал эту премию. Так мы встретились... 
— Сейчас в БДТ у вас нет центральных ролей... 
— Мне на БДТ грех жаловаться. Я столько ролей там за свою жизнь сыграл! И хороших, и средних, и маленьких, и эпизодов. 
Да, при Товстоногове я сыграл много крупных ролей. Сейчас немного меньше играю (сейчас мы все меньше играем), и роли поменьше стали. Приходят новые режиссеры, у них свои привязанности, они приглашают других артистов. Но у меня нет никакой обиды. Когда я буду нужен, меня позовут. Допустим, сейчас я смотрю спектакли БДТ. Ну нет роли для меня! Играют, скажем, Геннадий Богачев и Андрей Толубеев. Мне не сыграть так, как играют они. Они играют лучше. 
Товстоногов взял меня в БДТ, посмотрев мою дипломную работу — роль Несчастливцева в спектакле «Лес» по Островскому. Но когда режиссер Шапиро из Москвы стал ставить «Лес», то пригласил другого актера. Казалось бы, возьми Неведомского, «готового» Несчастливцева, я трагик, у меня голос! Но он очень правильно сделал, что взял совсем безголосого, такого интеллигентного, грандиозного артиста Сергея Грейдена, который, казалось, совсем не Несчастливцев. И получилось замечательно. А Андрюшка Толубеев — гениальный Счастливцев! И прелестно! Этакая пара! А если бы был Леня Неведомский — это был бы старый театр 19 века, традиционное, скучное решение. Слава богу, что мне не дали Несчастливцева! Вышел бы на позор...
 
Кино
 — Сейчас я снимаюсь редко. И в малых дозах. Допустим, сериал «Империя под ударом», моя серия. Я играю замечательного человека, министра внутренних дел 1902 года, которого убивают в этой же серии. Значит, в следующей меня уже не будет,
я никому не надоем. Но я успеваю сыграть характер, личность. Или «Убойная сила». Я отказался сниматься в одной серии,
в другой. Сорокин, прекрасный режиссер, предложил мне сыграть отца героя Сережи, которого я очень люблю. Отец его живет
в деревне, он приезжает ко мне, мы побили немножечко бандитов, постреляли, и он уехал. Все, серия закончилась. Или «Агент национальной безопасности». Я раз отказался там сниматься, два, а в третий нельзя было отказаться: роль хорошая. Для меня главное, чтобы мои сегодняшние роли по теме своей были близки прежним. Чтобы мне было не стыдно перед теми моими семьюдесятью-восьмьюдесятью ролями (сколько их было? Я давно счет потерял!)... Что ж ты, родной, играл-играл героев, генералов, лейтенантов, солдат, которые защищали Родину, а теперь?.. Мне вот предлагают сыграть генерала, который в Чечню оружие продает, заказывает убить журналиста... Разве я могу такого играть? Что мне скажут мои зрители? «Лень, ты что делаешь? Тебе не стыдно? Ты деньги зарабатываешь?» И я отказываюсь.
 
А в «Улицах разбитых фонарей» отказался сниматься раз, два, три, а вот сейчас, в четвертый раз, ну роль, которую нельзя не сыграть. Это мой человек, Он был летчиком, сейчас ведет у детей авиакружок. Дети талантливые, такие модели делают! А их выгоняют из помещения на улицу. Новым русским оно нужно под бани, сауны. Я начинаю биться-драться за моих воспитанников. Это мне интересно, и я соглашаюсь играть.
 
Или в новом сериале «Барон» у того же Дмитрия Светозарова у меня замечательная роль, непохожая на те, которые я играл.
У меня там есть тема: я бьюсь за свою дочь. Мне главное за кого-то бороться, кого-то защищать. Мой герой, работяга, сельский житель, выпивающий, любит свою дочь до смерти. Мне обязательно надо, чтобы мой герой любил — землю, родину, дочь, жену, брата, женщину, просто человека, — простите меня, Христа ради, за такие слова. Он обязательно должен любить и страдать. Лучше, если он не очень удачлив и не очень счастлив в любви. Я больше таких людей играю, я и люблю их играть. Возьмите любой мой фильм, в котором я играл: «Мачеха», «Дамское танго», «Возвращение Будулая», «Впереди день» (моя любимая картина по Ирине Велембовской «Дела семейные»)... Мои герои неудачливы в любви, им не везет, вроде бы, надо обозлиться,
а они не злятся. Лучше любить безответно, чем не любить совсем. Мои ребята любят, и это уже счастье.
 
И также в театре. Иногда говорят: «Я для себя играю». Ничего я для себя не играю! Я выхожу к зрителям. Они пришли в театр, заплатили деньги. У меня бывают удачные спектакли, бывают неудачные. Я неровный артист. Сегодня так играю, завтра —
по-другому. Я не могу повторять интонации. Если два-три спектакля повторяю, меня это убивает. Я должен каждый раз играть по-новому. А это зависит от того, какой зритель сегодня в зале сидит, какое у меня состояние, какую мне энергетику дарят. А если ее нет, я гибну, умираю. И тогда начинаю дарить я: «Ну, возьмите мою!.. А-а-а, даете мне немного в ответ? Ну и слава богу! Давайте обменяемся...»
 
Мне ребята не верят, что мне больше нравится во время спектакля, когда нет аплодисментов, когда тихо (слышно, как муха пролетит!), когда плачут. Если слышу шум, кашель, сопенье, разговоры, значит, я потерял зал. Леня, говорю, возьми себя в руки! Кому-то со мной хорошо, а кому-то — ужасно. Как в жизни. Редко бывает, чтобы тебе было хорошо с женщиной и ей — с тобой...
 
Песни
— Вы недавно запели, Леонид Витальевич... 
— Да. Никогда не пел! До 60-ти лет! Да я и не пою — напеваю. Это произошло два года назад, случайно. Меня пригласил Рудольф Фурманов по просьбе своего сына Влада в театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова на роль Захара в спектакле «Обломов». Рудольф работал со всеми артистами БДТ — со всеми, до самого Товстоногова, кроме меня. 
Я начал репетировать Захара. В это время заболел Игорь Дмитриев. Рудольф просит меня: «Замени его в спектакле "Записки сумасшедшего антрепренера", сыграй маленький эпизод. А заодно выйди во втором акте, спой что-нибудь». Театр имени Миронова поющий, у Дмитриева — мелодекламация, поэты серебряного века. Я же не читаю, под гитару не пою. Фурманов говорит: «Во втором акте надо обязательно выйти "звездой"! Ты — звезда...» Мне это безумно смешно, но тем не менее... И вдруг пришла мысль сделать а капелла песню «Ходят кони над рекою...» из фильма «Бумбараш» (ее пел в кино Золотухин). Я решил сделать посвящение артистам, которые ушли рано. Начинаю с Саши Хочинского, с которым мы много работали в концертах. Юрий Демич, с которым мы работали в БДТ. Юрий Каморный, с которым я снимался. Юрий Богатырев. Павел Луспекаев, актер БДТ. Олег Даль, Василий Макарович Шукшин. Заканчиваю Ильей Авербахом, у которого я снимался в «Степени риска»
и в «Монологе». И Динарой Асановой. И после этого пою «Ходят кони...» (На кассете диктофона осталась мне на память запись этой песни в исполнении Л. Н. — От авт.). Зал очень хорошо принимает. Меня попросили спеть эту песню на вечере, посвященном 100-летию Симонова. И вдруг там мне вручают премию! Это был счастливый миг. Актерское счастье — оно так редко. Если оно бывает, если бог его посылает, — не успеваешь оценить, как уже пошла суровая, тяжелая, трудовая, жестокая актерская жизнь...
 
После этой грустной песни, давай-ка, думаю, что-то еще сделаю. Я очень люблю Леонида Утесова, с юности своей. Меня
и назвали Леонидом в его честь. Взял из его репертуара «Когда проходит молодость...», спел. Потом, когда в театре стал готовиться спектакль «О, шут мой...», я подумал, что надо параллельно еще что-то сделать. Меня взбесило, что нигде нет кассет, дисков Утесова, Марка Бернеса. Да что ж такое? Я достал через библиотеки, фонотеки ноты, нашел хороших музыкантов, заказал им аранжировки, сам срежиссировал, сам, извините меня, оплатил, без какой-либо помощи, спонсоров там... Сначала записал три песни, потом еще, еще, а через месяц, думаю, уже выйдет альбом. Вчера записывал пятнадцатую песню. Один композитор подарил мне песню «Петербургские женщины», сейчас сделает мне ее аранжировку, и это будет шестнадцатая. Кассета будет не для уличной, широкой продажи, а для тех, кто ко мне хорошо относится. На это меня «спровоцировали» зрители. Они приходят
в театр Андрея Миронова (а я пою теперь и в спектакле «Безумный день, или Непровинциальный бенефис» — «Песню старого извозчика», «Тайну», «Ленинградские мосты») и спрашивают: «Нет ли кассет Неведомского?»
 
Я уже выпустил несколько дисков для друзей. Поскольку я играю для простых, нормальных людей, а они, как правило, не очень богатые, у них нет дорогой аппаратуры, а есть магнитофончики, я делаю упор на аудиокассеты, чтобы они могли их слушать...

Светлана Мазурова

Курилов Н. Леонид Неведомский: Я люблю Свердловск // Подробности. 2001. 30 мая
На гастроли Большого драматического театра в наш город приехал земляк — актер Леонид Неведомский. 12 лет он не был на родине. Работа театральная не отпускала. На пресс-конференции в Театре драмы Неведомский и не думал, что журналисты его признают. Признали -таки. Ответив на вопросы, растроганный Неведомский расцеловал корреспондента «Подробностей»
и пошел играть спектакль.
— Как начиналась ваша карьера в Свердловске?
— Я занимался во Дворце пионеров у Ильи Диковского, который воспитал много замечательных актеров и режиссеров. Среди них Александр Демьяненко, Борис Преображенский. Нина Скоморохова, которая сейчас работает в Петербурге. С Сашей Демьяненко мы играли в одном спектакле «Слуга двух господ». Мы тогда учились в 7-м классе. В 9-м классе в школе № 36 я учился
в актерском кружке у Павла Федосеева.
Он и привел меня в ТЮЗ к Владимиру Мотылю. Там меня взяли на главную роль в спектакль «Я тебя найду». Я сыграл второгодника хулигана Гришу Ремешкова. Я был второгодник и немножко хулиган во Втузгородке. Кто-то об этом, наверное, помнит.
— Как вас звали местные хулиганы?
— Кличка была как имя — Леха. Меня и сейчас так зовут.
— Что было потом?
— Из школы № 36 директор отпустила меня работать в ТЮЗе. И я стал профессионалом. 45 лет назад, в мае 1956 года. А в 1957 году я сыграл в фильме «Во власти золота» на Свердловской киностудии. Если взять «Советский экран» за 1957 год, можно увидеть большую фотографию. На ней Иван Переверзин, а у ног его, с гитарой, чернявый, кудрявый, сижу я. Я в этом фильме играл цыгана. Кино и театр у меня связаны со Свердловском. Если бы Павел Федосеев не привел меня в театр, неизвестно, кем бы я был по сей день. За свое существование, и человеческое, и профессиональное, и личностное, я благодарен своему учителю Павлу Федосееву и Свердловску.
— Чем вы занимаетесь в Екатеринбурге?
— У меня здесь похоронена мама на Северном кладбище. И бабушка там же. Я ее привез с Михайловского кладбища и перезахоронил. Завтра пойду к маме и бабушке, а послезавтра — к своему учителю Федосееву вместе с его женой Маргаритой. Всем откланяюсь, а потом пойду к своему дому на улице Кузбасской, ныне Гагарина, В этом домике с печкой я прожил до последних дней своего пребывания в Свердловске.
— Там кто-нибудь живет?
— Говорят, что живут и печку топят. По местам юности во Втузгородке я уже успел походить и вспомнить. Обходил дворы, где
я когда-то бегал, на улицах Академической, Комсомольской, Мира. Послезавтра поеду с пенсионерами на экскурсию по достопримечательным местам Свердловска. Посмотрю церкви, которые еще не были отстроены, когда я тут жил.
— Почему вы так долго не были в Екатеринбурге?
— Целых 12 лет не был. А до этого приезжал каждый год. Работа не отпускает. Сейчас помимо БДТ работаю в Театре имени Андрея Миронова. А еще я выпустил альбом «Милый друг». Песни нашей юности из репертуаров Марка Бернеса и Леонида Утесова. Полтора года над ним работал. Я недавно звонил домой жене, она возила нашего внука Артемия на открытие фонтанов
в Петергоф. По дороге гуда и обратно внук не разрешал включать радио в машине и слушал мою кассету. Я счастлив. Эту кассету я делал для него. И фильмы, в которых сейчас снимаюсь, тоже для внука.
— Скучаете по Уралу?
 
— Я слежу за вашей театральной жизнью, за судьбой Николая Гусарова, который снимал «Семена Дежнева». Больно и горько, что Свердловский театр драмы сейчас гастролирует в Петербурге на сцене БДТ, а я здесь. Мне бы хотелось быть там и поддержать свердловчан из зала, порадоваться и посмотреть. Хочется увидеть на сцене Галину Умпелеву. Увидеть, осталась ли в ней та внутренняя полифония, которая всегда была ей присуща. У нас такой полифонией обладает Алиса Фрейндлих. Когда я думаю о бывших актерах Театра юного зрителя, у меня мурашки по коже. Я боготворю этот город, боготворю уральцев. Когда я услышу неповторимый уральский говор, у меня на душе тепло. Еду в поезде. Кто-то спрашивает: Какая бригада работает?- Я говорю: «Да вы послушайте! Это же уральцы». С возрастом проблем больше. Растет профессионализм, растут звания. Становишься народным артистом России. Нужно спину держать прямо. Но не всегда получается. Иногда позвоночник рушится. В такие моменты я звоню в Свердловск, поговорю с друзьями и чувствую, что прибавляется оптимизма, сил и желания работать.

Николай КУРИЛОВ