Чудаков Евгений Константинович

Заслуженный артист России
Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова в 1966 году.
В труппе театра с 1966 года.


«...Я учился в театральном институте на курсе Лебедева. А в это время в БДТ репетировали этакий детский утренник — «Пузырьки». Что-то там не получилось, а театр должен был уезжать на гастроли в Англию. Меня оставили репетировать, мол, если справлюсь, то сразу зачислят в театр. По возвращении Товстоногов смотрит прогон и - бац! - утверждает меня на главную роль».  

Из интервью Евгения Чудакова газете «Телесемь», 2005



«Чудаков — актер в своем роде замечательный: мягкий, правдивый, добродушный, с живыми комедийно-лирическими интонациями. [В спектакле «Дядюшкин сон»] он играет злосчастного, затюканного мужа кавалер-дамы Москалевой, простого, изруганного — забитого мужичонку, рохлю, тюху, недотепу... Актер играет такой верный и смешной этюд, что вспоминаются необозримые толпы встреченных за жизнь мужчин «под башмаком». Седовласый ребенок, не умеющий мыслить на таких бешеных скоростях, как Москалева, трепещущий перед ней, точно перед стихийным бедствием, но при этом сохраняющий простодушное достоинство доброй и верной собаки, Афанасий Матвеевич выгодно отличается от сложно-закрученных жителей города Мордасова».  

Татьяна Москвина о Евгении Чудакове в спектакле «Дядюшкин сон», 2008



Роли текущего репертуара:
Основная сцена БДТ:
Материнское сердце (Спектакль Андрея Могучего по мотивам рассказов Василия Шукшина, текстов Николая и Елены Рерих и стихотворений Козьмы Пруткова) — Павел
Палачи (Мартин МакДонах Режиссер-постановщик — Николай Пинигин) — Артур
Три сестры (А. П. Чехов Режиссер-постановщик — Владимир Панков) — Чебутыкин Иван Романович, военный доктор
Что делать (Спектакль Андрея Могучего по мотивам романа Н. Г. Чернышевского) — Чиновник по особым поручениям уголовного сыска; Полицейские
Человек (Спектакль Томи Янежича По мотивам книги Виктора Франкла «Скажи жизни «Да»: записки психолога, пережившего концлагерь») — Исполнители
Дядюшкин сон (Ф.М. Достоевский Постановка — Темур Чхеидзе) — Афанасий Матвеевич, муж ее

Вторая сцена БДТ:
Алиса (Спектакль Андрея Могучего По мотивам произведений Л. Кэрролл) — Король


Награды, премии, звания
Благодарность Министерства культуры РСФСР (1977); грамота Губернатора Санкт-Петербурга (2009) «за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие культуры и искусства» города; благодарность Министерства культуры Российской Федерации «за большой вклад в развитие театрального искусства» (2014).

Роли репертуара прошлых лет
«Пузырьки» А. Хмелика (постановка Ю. Аксенова, 1966) — Юра Узюмов, «Сколько лет, сколько зим» В. Пановой (постановка Г. Товстоногова, 1966) — Студент, «Традиционный сбор» В. Розова (постановка Г. Товстоногова, 1967) — Федор, «Король Генрих IV» У. Шекспира (постановка Г. Товстоногова, 1969) — Мальчик в трактире, «Третья стража» Г. Капралова, С. Туманова (постановка Г. Товстоногова, 1970) — Тимофей; Половой в трактире, «Валентин и Валентина» М. Рощина (постановка А. Товстоногова, 1971) — Павлик, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова (постановка А. Товстоногова, 1972) — Угаров, «Ханума» А. Цагарели (постановка Г. Товстоногова, 1972) — Кинто, «Ситуация» В. Розова (постановка А. Товстоногова, 1973) — Филипп, «Энергичные люди» В. Шукшина (постановка Г. Товстоногова, 1974) — ОБХСС; Курносый, «Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова (постановка Г. Товстоногова, 1974) — Митрофан, «Протокол одного заседания» А. Гельмана (постановка Г. Товстоногова, 1975) — Сливченко, «История лошади» по повести Л. Толстого «Холстомер» (постановка Г. Товстоногова, 1975) — Хор; Конюший, «Тихий Дон» М. Шолохова (постановка Г. Товстоногова, 1977) — Прохор Зыков, «Последний срок» В. Распутина (постановка Е. Лебедева, 1977) — Илья, «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса (постановка Г. Товстоногова, 1978) — Извозчик; Боб Сойер; Аптекарь; официант, «Наш городок» Т. Уайлдера (постановка Э. Аксера, 1979) — С. Кроэлл, «Дундо Марое» М. Држич (постановка М. Беловича, 1980) — 2-й трактирщик, «Мачеха Саманишвили» Д. Клдиашвили (постановка Г. Товстоногова, 1982) — Самсон Аристо, «Смерть Тарелкина» А. Колкера (постановка Г. Товстоногова, 1983) — Чиновник, «Киноповесть с одним антрактом» А. Володина (постановка Г. Товстоногова, 1984) — Хозяин квартиры, «Порог» А. Дударева (постановка Г. Егорова, 1984) — Шаргаев, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского (постановка Г. Товстоногова, 1985) — Человек Мамаева, «На дне» М. Горького (постановка Г. Товстоногова, 1987) — Босяк, «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта (постановка В. Воробьёва, 1989) — Доктор, «Удалой молодец — гордость Запада» Д. Синга (постановка Д. Астрахана, 1991) — Бартли, «Ревизор» Н. Гоголя (постановка Г. Товстоногова, 1972, возобновление) — Трактирный слуга; Купец, «Дворянское гнездо» И. Тургенева (постановка М. Резниковича, 1992) — Антон, слуга Лаврецкого, «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова (постановка А. Максимова, 1993) — Тимофей, «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера (постановка А. Петрова, 1994) — Цирюльник, «Дядя Ваня» А. Чехова (постановка Г. Товстоногова, 1982) — Ефим, «Фома» Ф. Достоевского (постановка А. Товстоногова, 1996) — Видоплясов, «Баллада о невеселом кабачке» Э. Олби (постановка Н. Дручека, 2002) — Макфайл, «Лес» А.  Островского (постановка А. Шапиро, 1999), «Борис Годунов» А. Пушкина (постановка Т. Чхеидзе, 1999) — Карела, «Дорогая Памела» Д. Патрика (постановка А. Максимова, 2001) — Джо Янки, «Власть тьмы» Л. Толстого (постановка Т. Чхеидзе, 2006) — Муж Марины, «Пешком» С. Мрожека (постановка А. Бубеня, 2011) — Отец, «Мера за меру» У. Шекспира (Тюремщик), «Из жизни марионеток» И. Бергмана (Следователь).

Фильмография
«Девочка и эхо» (1965), «Фиеста» (1971), «Чтобы быть счастливым» (1973), «Запасной аэродром» (1977), «Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни» (1986), «Тайны следствия 3, 4, 5, 6, 7, 8» (2003-2009), «Апостол» (2008), «Гончие-2» (2008), «Последняя встреча» (2010), «Дядюшкин сон» (фильм-спектакль, 2011), «Защита Красина-3» (2011), «Власть тьмы» (фильм-спектакль, 2012) , «Мир! Дружба! Жвачка!» (2020–...);
Пресса
Евгений Чудаков: «Сколько мне лет — понятия не имею!» // (Ксения Сологуб,  «Телесемь»,  №47(471), 2005). 
 
14 ноября заслуженному артисту России, старшему следователю Ивану Ивановичу Беляеву из сериала «Тайны следствия», исполняется 65 лет. Но сам юбиляр об этом событии забыл и искренне удивился, когда услышал поздравления от «Телесемь».
- И о чем же мы с вами будем разговаривать?
- О юбилее, конечно!
- Чьем?! Моем? Да какой это юбилей! Это раньше для меня день рождения был событием. Вот 3 ноября внуку было 6 лет - это событие! А спустя 4 месяца и у второго внука день рождения. А сколько мне будет - я и понятия не имею!
- И что же юный именинник получил в подарок?
- Он давно мечтал о большой электрической железной дороге! Вот зять ему купил. А мы с женой преподнесли конструктор. Федор страсть как любит собирать. Мастеровитый такой! В моего отца, своего прадеда, пошел. Отец у меня настоящий Левша был. Мать горя не знала - все в доме было сделано руками отца. А я-то ничего не умею. У меня даже мобильного телефона нет - обязательно не туда нажму.
- Почему внука назвали Федором?
- Теодор - значит «Богом данный» или «Богом даренный». У дочки долго не было детей, а потом появился Федор. Долгожданный внук!
- Неужели ваш юбилей пройдет незаметно?
- Отчего же! С друзьями соберемся, посидим. В театре у меня пока спектаклей нет, так что даже не знаю, будем ли там отмечать. Да и готовиться надо...
- К чему?
- После Нового года у нас с женой новоселье. Мне в свое время от театра дали однокомнатную квартиру – так вот в январе, наконец, переезжаем. Внук подрос! Раньше-то мы не переезжали от дочки, чтобы ей с внуком помочь...
- Жена у вас ведь тоже актриса?
- Да, актриса БДТ. Но сейчас она не играет, перенесла две сложнейшие операции.
- Дочь не продолжила вашу актерскую династию?
- Нет, я был против. Запретил ей даже пробовать поступать! А теперь вот жалею... Пожалуй, из нее получилась бы неплохая актриса, но что уж теперь поделаешь...
- А как вы попали в профессию?
- Это очень забавная история! Родился я в Донбассе, там же учился в школе. Не скажу, что был круглым отличником: в аттестате у меня только две четверки... остальные все тройки. Мать с отцом долго думали, куда меня дальше отдать, а тут ребята из Петербурга вернулись, стали рассказывать о культ-просветучилище. Мать отцу и говорит: «Костя, а давай мы туда Женьку определим! Там математики нету...» Отучился 2 года и поехал на Брянщину работать, а оттуда меня забрали в армию. И тут министр обороны Малиновский издает приказ - организовать в армии подготовительные курсы для поступления в институт. Поступишь - в армию не возвращаешься. А не поступил - обратно служить! Я думал, думал и решил - пойду в театральный. На вступительном экзамене читал басни на военную тему (тогда у СССР был конфликт с Кубой!). У меня спрашивают: «Что у вас?», я отвечаю: «У меня патриотические!» - и начал читать. А там 19 куплетов! На третьем меня останавливают: «Достаточно!» А я в ответ: «Нет! Я выучил 19 куплетов и все их расскажу!» И рассказал.
- А в БДТ тоже благодаря собственной находчивости попали?
- Я учился в театральном институте на курсе Лебедева. А в это время в БДТ репетировали этакий детский утренник - «Пузырьки». Что-то там не получилось, а театр должен был уезжать на гастроли в Англию. Меня оставили репетировать, мол, если справлюсь, то сразу зачислят в театр. По возвращении Товстоногов смотрит прогон и - бац! - утверждает меня на главную роль. 
- По душе ли вам современное кино - многие актеры старой закалки его ругают?
- Мне многие говорят, в том числе и Анна Ковальчук, что я патологически органичный актер. Но органика – это хорошо на раз, на два. А сейчас, смотришь, хороший актер, но то он в одном сериале занят, то в другом... И уже не понимаешь, кого он играет. Давным-давно я снялся в полнометражной ленте «Чтобы быть счастливым». Мы работали 6 месяцев, сейчас бы это заняло дней десять. Я все же за то, чтобы люди, занятые в кино, непременно работали в театре. Если ограничиться кинематографом, то быстро иссякнешь, остановишься в развитии.
- Почему?
- Нет времени на отработку материала! Вот проблема современного театра и кино...