Патракова Ирина Анатольевна

Окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства в 2004 году.
В труппе театра с 2004 года.

Роли текущего репертуара:
Основная сцена БДТ:
Три толстяка. Эпизод 7. Учитель (Спектакль Андрея Могучего Текст — Светлана Щагина) — Тетушка Мед
Три толстяка. Эпизод 1. Восстание (Спектакль Андрея Могучего по мотивам произведений Юрия Олеши) — Тетушка Мед
Слава (Виктор Гусев Режиссер — Константин Богомолов) — Профессор Черных
Губернатор (Спектакль Андрея Могучего по рассказу Леонида Андреева) — Супруга губернатора, Марья Петровна
Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце (Спектакль Андрея Могучего по мотивам произведений Юрия Олеши) — Тетушка Мед

Вторая сцена БДТ:
Женщина и мозг (По пьесе «Женщина-Фауст разговаривает со своим мозгом». Режиссер-постановщик — Кирилл Вытоптов) — Татьяна Яковлевна, свекровь Зины, женщина несгибаемой воли
В поисках утраченного времени: Свер[ш/ж]ение романа. Часть первая (М. Пруст Режиссер-постановщик – Денис Хуснияров ) — Мама
Romeo&Juliet, или Милосердная земля (По произведениям У. Шекспира и Д. Верхюлста Режиссер — Люк Персеваль) — Старшая медсестра / Меркуцио / Няня

Малая сцена БДТ:
День числа ПИ (По повести Нины Дашевской «День числа ПИ» Автор инсценировки — Клава Ильина Режиссер-постановщик — Фамил Джавадов) — Бабушка / Герда


Награды, премии, звания
Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» 2018 в номинации лучший актерский ансамбль — Марина Игнатова, Елена Попова, Ирина Патракова (Отряд светлой космической энергии «Розовые дамы») в спектакле «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание. Эпизод 2. Железное сердце» в постановке А. Могучего, БДТ им. Г. А. Товстоногова.

Роли репертуара прошлых лет
«Мария Стюарт» (Мария Стюарт, королева шотландская, английская пленница), «Время женщин» (Женсовет; Наталья),«Дом Бернарды Альбы» (Мартирио), «Томление» (Варвара Павловна),«Веселый солдат» Н. Садур (Монахиня), «Вешние воды. Вторая часть. Марья Николаевна Полозова» по И. Тургеневу (Полозова Марья Николаевна), «Власть тьмы» Л. Толстого (Марина), «Васса Железнова» М. Горького (Людмила), «Ночь перед Рождеством» Н. Гоголя (Голландский кукловод; девушка), «Дон Карлос, инфант испанский» Ф. Шиллера (Елизавета Валуа), «Мерси» И. Шприца (Бэбэ), «Карманы, полные снега» Т. Набродовой (Ксения), «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера (Мария Стюарт, королева шотландская, английская пленница) , «Дом Бернарды Альбы» Ф. Гарсиа Лорка (Мартирио), «Время женщин» Е. Чижова (член Женсовета, Наталья), «Томление» А.П. Чехова (Варвара Павловна).

Фильмография
«Опера. Хроники убойного отдела» (2004), «Мифы моего детства» (2005), «Старые дела» (2006), «Морские дьяволы — 2» (2007), «Гаишники» (2008), «Моя старшая сестра» (2008), «Б.О.М.Ж.» (2009), «Еще не вечер» (2009), «Черта» (2010), «Версия — 2» (2010), «Ретрум» (2011), «Я ему верю» (2011), «Время Синдбада» (2012), «Гончие — 4» (2012), «Хвост» (2012), «Хмуров» (2012), «Двое с пистолетами» (2013), «Тайны следствия — 13» (2013), «Такая работа» (2014), «Своя чужая» (2015), «Чума» (2015), «Чужое лицо» (2017), «Купчино» (2018–...), «Ворона» (2018–2022).
Пресса
Театр: молодые звезды. Ирина Патракова // TIME OUT ПЕТЕРБУРГ. 2006. 13-26 марта

У Ирины Патраковой огромные синие глаза. И их взгляд притягивает даже тех, кто купил билеты в третий ярус БДТ им. Г.А. Товстоногова. Главный режиссер этого театра Темур Чхеидзе не побоялся доверить молодой актрисе, до этого известной по работе в «Приюте комедианта», бенефисную роль - Марию Стюарт в одноименной пьесе Шиллера. И выиграл, открыв в театре красавицу с магнетической женственностью. Хотя для самой Ирины сложнейшая роль Стюарт стала серьезным испытанием, сейчас она все равно признается: «Хочется постоянно испытывать чувство ожидаемой премьеры!» И продолжает совершенствовать образ шотландской королевы: «Работа над спектаклем заканчивается, когда его сняли. Сейчас в каждом спектакле происходит что-то новое, и это прекрасно». Успех, пришедший после премьеры, предсказал еще режиссер: «Темур Нодарович пообещал, что проснусь знаменитой. Я искренне благодарна ему и очень надеюсь, что эта работа сыграет немаловажную роль в моей актерской судьбе».
На вопрос, что же может быть вершиной актерской карьеры, Ирина отвечает с улыбкой: «Вершина карьеры наступает только тогда, когда артист сыграл... в ящик и уже не имеет никаких творческих планов». Актриса считает, что главный показатель успеха - много, очень много работы, «Одна моя подруга говорит: «Какое счастье, когда столько работы, что дома некогда прибраться!» Я с ней абсолютно согласна. У меня нет конкретных «точек» например, хочу сыграть леди Макбет или Аркадину, и все тут! Главное, чтобы были предложения, чтобы все время куда-то звали». А на вопрос, не боится ли она падения после высокого взлета, Ирина отвечает, что «бояться нечего, нужно просто честно делать свое дело».
Ткач Т. Действующие лица: Ирина Патракова // Театральный Петербург. 2005. № 20 (100)

Трагедия Ф.Шиллера «Мария Стюарт» вновь стала необычайно популярна. И в скором времени зрители смогут оценить новую трактовку всем хорошо известной пьесы. В Большом драматическом театре имени Г.А.Товстоногова неожиданным оказалось само распределение ролей: роль Марии Стюарт, королевы Шотландской, роль мирового репертуара, по праву причисленную к бенефисным, режиссер Темур Чхеидзе доверил начинающей актрисе, недавней выпускнице Театральной академии Ирине Патраковой.
 
ПЕТЕРБУРГ, ГОРОД МЕЧТЫ
 
- Приехала я в Петербург, собственно говоря, лишь за тем, чтоб испытать судьбу, думая, что если не попробую, всю жизнь буду об этом жалеть. Очень люблю этот город, на меня он оказывает магическое воздействие. Мне всегда страстно хотелось жить именно здесь. К тому же мое желание совпало с мечтой поступить в театральный институт, попробовать запинаться актерской профессией.
 
«ВОТ, НОВЫЙ ПОВОРОТ!..»
 
- Родилась я в городе Кургане, далеко за Уралом, и с детства знала, что буду заниматься творчеством. По первому образованию я художник по обработке металла. В училище посещала студенческий театр. Видимо, меня это так затянуло, что я решила по окончании училища непременно поступить в театральный институт. Педагоги мои с удивлением отнеслись к такому решению, а папа, философски настроенный человек, поддержал: считал, что и живопись, и музыка, и актерское мастерство служат одному, только разными способами. Мама же не понимала, зачем все это мне нужно, доказывая, что ни к чему ехать в другой город. И тогда папа к ней обратился с вопросом: «Ты помнишь, где мы познакомились? У колонны театра!» Такое вот странное созвучие он вдруг обнаружил, и для него нормальным было, что меня резко развернуло в сторону театра. Сколько раз, когда проезжали мы мимо курганского театра, папа говорил о том, что именно здесь встретил маму, Он пришел с двумя билетами на спектакль «Ирония судьбы, или С легким паром!», она же, на его счастье, была без билета.
 
ОСОБО ОТМЕЧЕННЫЕ
 
- Не зная никого, я поступала сразу ко всем мастерам и очень расстроилась, когда на первом показе вообще не прошла. Уже заканчивались вступительные туры, когда в самый последний момент пришла я к Сергею Ивановичу Паршину и была поражена, узнав, что после консультации меня сразу «перекинули» на второй тур.
Когда училась, знакомые спрашивали, правда ли, что в театральном институте учебный день начинается в одиннадцать утра, а заканчивается, чуть ли не за полночь. Именно так оно и было. К вечеру я начинала себя проклинать, зачем все это нужно, но, просыпаясь, вновь с радостью шла на занятия. Хотелось сделать что-то комедийное, но таких ролей - мне не давали. И в дипломном спектакле «Сон в летнюю ночь» я играла Титанию. В Большой драматический театр показывались всем курсом - это был наш последний коллективный бросок: играли отрывки из дипломных спектаклей «Сон в летнюю ночь» У.Шекспира, «Правда - хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского, «Стеклянный зверинец» Т.Уильямса, а также чеховские отрывки. Все друг другу помогали, поскольку были завязаны на общих работах. И нам приятно было узнать о том, что курс наш особо отметили, сказав, что разительно отличаемся от всех остальных. В труппу взяли сразу несколько человек. Не знаю, привыкну ли к тому, что, заходя в актерский гардероб, иногда вижу рядом с собой Алису Бруновну - по телу всегда пробегает благоговейная дрожь.
 
НЕПРИВЫЧНО, НО ЗДОРОВО!
 
- Почти сразу в театре мне предложили маленькую, но важную роль монашки в спектакле Геннадия Рафаиловича Тростянецкого «Веселый солдат». В пьесе Нины Садур, созданной по произведениям Виктора Астафьева, есть четыре небольших эпизода с участием женщин, и все эти сцены, наверное, должна бы играть все-таки одна актриса. Но роль маленькими кусочками разделили между молодыми артистками, и каждая из нас получила выигрышный эпизод. Женские персонажи здесь тяготеют к маскам, они очень выразительны: жена, колдунья, полковая подруга-санитарка, монашка. Самопожертвование - главное в моей монахине. Нина Садур конечно же необычный драматург. Все, что я у нее читала, вызывает странные ощущения: непонятно, непривычно, но здорово. И только со временем стала что-то постигать в ее пьесе, находить близкое для себя. О войне много говорилось дома. Папе его отец, а мой дед, рассказывал о том, что с ним происходило в войну - буквально по дням. Он был водителем и на своей полуторке объездил чуть ли не полмира. И папа поражался: «Как же запомнил ты все четыре года?» А тот ему отвечал, что пережитое тогда забыть нельзя. Вот потому, как только попал мне в руки «Веселый солдат», я сразу же переправила пьесу папе. Он же художник и к 60-летию Победы делал работу - оказалось, мы занимаемся одной темой. Поразительно, что в один и тот же день у него открылась выставка, а у меня состоялась премьера.
 
ШАГ ЗА ШАГОМ!
 
- Уже второй сезон в «Приюте Комедианта» идет «Стеклянный зверинец», который был нашим дипломным спектаклем. Он вошел в репертуар театра, и я играю в нем Аманду. Эта женщина такая трогательная! У меня есть знакомая, за которой я наблюдала, работая над ролью. Она изо всех сил борется, как та лягушка, что попала в молоко и барахтается, пытаясь выбраться, и таким образом взбивает молоко в масло. 
Я снималась в фильме Юрия Фетинга «Мифы моего детства». Это не сериал а полнометражная картина. И мы шутили над тем, что воссоздаем мифы детства нашего режиссера. Ведь сценарий написан при его участии, и, насколько мне известно, в нем много автобиографических моментов. Я играла весьма странную инфернальную даму.
 
ЭКЗАМЕН НА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
 
- Вдруг позвонили мне знакомые из театра и говорят: «Висит распределение, и ты будешь играть Марию!». Я была абсолютно уверена, что предстоит репетировать с кем-то в дубле, но когда увидела, что значится только моя фамилия, была потрясена - ведь это огромная ответственность. Темур Нодарович потом сам говорил, что, безусловно, рискует, идя на такой эксперимент: играть Марию Стюарт - важная проверка на профессионализм.
Страшно волнуюсь по этому поводу, но, думаю, не Боги горшки обжигают. Первые репетиции для меня стали мастер-классом. Передо мной сидели замечательные артисты, которые тут же читали с листа - это определенный тренинг, которым нужно заниматься, ведь мастерство не возникает само по себе, оно приходит только с опытом.
 
СТРАДАЛИЦА ИЛИ ЧУДОВИЩЕ?
 
- Когда на сцене БДТ с «Марией Стюарт» гастролировал «Современник», я пошла на спектакль, хотя многие считают, что не стоит смотреть материал, который предстоит запускать в работу. Спектакль мне понравился, героини в нем неоднозначны, ведь обычно Марию идеализируют - красавица, мученица. История дает немало аргументов в ее защиту, однако все больше находится материалов, подтверждающих ее вину. Мне понравился режиссерский ход Римаса Туминаса: просидев в тюрьме более пятнадцати лет, Мария успела состариться, начала сходить с ума. И возникает странный диссонанс: поклонники, стремящиеся вызволить ее из тюрьмы, поют дифирамбы чудовищу, которое никак не может быть идеалом.
 
И ВСЕ ЖЕ ТАЙНА ЕСТЬ...
 
- Наверное, как только мы поймем, что же такое женская тайна, будет неинтересно. В привлекательности человека многое определяет столь странная вещь, как обаяние, и его никак нельзя расписать по пунктам. Порой ты видишь человека и невольно подпадаешь под его обаяние: привлекают необыкновенная улыбка и даже, казалось бы, несовершенные черты лица... Талантливый человек во всем талантлив, хотя конечно же у каждого свое понимание таланта. То, что один делает с легкостью, другому недоступно. Наверное, талант сродни обаянию: либо он есть, либо его нет. А вот мастерство достигается работой. И опытом.
Материал подготовила Татьяна ТКАЧ