SOS (THE SONG OF SONGS)

СЦЕНИЧЕСКАЯ КАНТАТА

Вера Мартынов, Алексей Сысоев

Мировая премьера сценической кантаты SOS (THE SONG OF SONGS) для 14 певцов, 2 чтецов, перкуссии и телеграфного ключа состоялась в рамках фестиваля «NET» — 1 декабря 2017 в Новом Пространстве Театра Наций. Вторая редакция перформанса — SOS 2.0 — создана специально для Атриума музея современного искусства Гараж.

 

Существуя в рамках сайт-специфик театра, перформанс видоизменяется, каждый раз адаптируясь под новое уникальное пространство,
на этот раз перформанс разместится в деревянном театре 19 века, одной из самых красивых площадок Санкт-Петербурга. Статичное, минималистичное произведение, наполненное богатым музыкальным материалом, создано в коллаборации художника и режиссера

Веры Мартынов, композитора Алексея Сысоева, хореографа Никиты Чумакова и артистов перформанса.

 

Это первая работа-эксперимент в рамках концепции Веры Мартынов empty set. Математический термин empty set («пустое множество») задает игру слов: set в английском языке означает «множество», «состав», «сценография», «установка»; дословно термин можно перевести как «пустая сценография». Концепция возникла в ходе различных пластических опытов при работе с пространством
и с художественными средствами: как работать с пространством, максимально сохраняя его пустоту, не_наполненность; как тактично
и экономно использовать природные и энергетические ресурсы; как сместить акцент на человека исполняющего и смотрящего, избежать спецэффектов и большого количества материальных объектов, которыми сегодня переполнены театральные постановки; как создать многоуровневое пространство ассоциаций и, избегая манипулирования зрителем и артистом, раскрыть другие способы восприятия. Важной интеллектуальной базой концепции empty set стал сборник текстов о театре и музыки «Эстетика отсутствия» знаменитого немецкого композитора и режиссера Хайнера Геббельса.

 

В основе либретто лежат 3 текста: «Песнь Песней Соломона» (The Song of Songs) — каноническая книга Ветхого Завета (отсюда и аббревиатура SOS); письма Плиния Младшего, древнеримского политического деятеля, писателя и адвоката, жившего в 1 веке н. э;
а также IPhone Notes Веры Мартынов, куда вошли личные дневниковые записи, обрывки цитат выдающихся мыслителей современности, подхваченные на улице фразы. В SOS 2.0 текст меняется вместе с чтецом: на этот раз одним из чтецов станет Вера Мартынов, автор концепции перформанса, художник и режиссер.

 

Поэтические любовные тексты из «Песни Песен» переплетаются с тревожными ощущениями современных людей. Письма 18-летнего мальчика начала нашей эры (именно столько было Плинию Младшему, когда он стал свидетелем извержения Везувия, гибели города Помпеи и смерти своего дяди, выдающегося древнеримского ученого и писателя Плиния Старшего) можно легко перепутать с впечатлениями очевидцев катастроф наших дней.

 

Это перформанс о репереживании трагедии, как личной, так и планетарного масштаба. На первый взгляд неочевидная связь Песни Песен и почти журналистского репортажа с места трагедии Плиния Младшего оправдана: во время катастрофы обрываются любовная Песнь Песней и вообще все песни.

 

SOS (СОС) — международный сигнал бедствия в радиотелеграфной связи, с использованием азбуки Морзе. Сигнал представляет собой узнаваемую последовательность «три точки — три тире — три точки». На азбуку Морзе переведены также тексты из IPhone заметок.

 

Текст «Песни Песней» звучит в перформансе на английском языке в переводе 17 века. Язык Библии Короля Якова (King James Bible,
1611 г), с его архаизмами и поэтичностью, продиктовал авторам характерное музыкальное звучание, где сочетаются элегичность
и полифония, присущая добарочной музыке. Сочетание с современными приемами и электроникой делает текст Песни Песен слегка отстраненным и вневременным. Остальные тексты звучат на русском языке.

Автор концепции, текст, режиссер Вера Мартынов

Композитор Алексей Сысоев

Музыкальный руководитель Екатерина Антоненко

Хореограф Никита Чумаков

 
Перформеры

Саша Пронькин,

Вера Мартынов (чтецы);

Дарья Сафрошкина,

Мария Григорьева,

Евгения Киссина,

Екатерина Коломина,

Ольга Талышева,

Варвара Попова,

Мария Мовенко,

Иван Деревнин,

Артем Волков,

Николай Басов,

Ольга Шахова,

Григорий Кузнецов,

Глеб Кардасевич,

Владимир Красов

(солисты вокального

ансамбля INTRADA);

Дмитрий Щелкин

(перкуссионист, оператор

телеграфного ключа)

   


Вера Мартынов — художник и режиссер. С 2016 по 2018 года являлась куратором Нового Пространства Театра Наций.

С 2012 по 2015 год — главный художник «Гоголь-центра», соавтор Кирилла Серебренникова в обновлении и реновации театра. Сооснователь Лаборатории Дмитрия Крымова, в которой работала как сценограф, художник по костюмам и перформер (2004–2013 гг). С 2015 года работает как независимый художник, сотрудничает с различными театрами, музеями и галереями. Резидент программ Уотермилл-центра Роберта Уилсона (2012 г., 2013 г.). Обладатель премии в области современного искусства «Инновация», номинация «Проект года» за кураторскую программу современного театра в Новом Пространстве, премии «Петербург Будущего 2018» за дизайн выставки «Хранить Вечно», «Золотая трига» Пражской квадриеннале, Эдинбургского международного фестиваля искусств (в соавторстве с Лабораторией Д. Крымова), «Золотая маска» в номинации «Лучший театральный художник».

Алексей Сысоев —композитор, музыкант, выпусник Московского Колледжа Импровизационной Музыки, длительное время концертировал как джазовый пианист. Принимал участие в различных джазовых, электронных и экспериментальных проектах. В 2003–2008 гг. — студент Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского. В 2008–2011 гг. — аспирант. Кандидат искусствоведения Алексей сотрудничает с лучшими российскими ансамблями («Московский Ансамбль Современной Музыки» (Москва), N’Caged ensemble (Москва), «Студия Новой Музыки» (Москва), «Intrada Vocal Ensemble» (Москва), «Questa Musica» (Москва), «eNsemble» (Санкт-Петербург), «NoName» (Нижний Новгород), Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского (Москва), а также с мировыми «Ereprijs» ( Нидерланды), «Amstel Quartet» (Амстердам, Нидерланды), Slovenski Tolkalni Projekt (Любляна, Словения), BL!NDMAN (Брюссель, Бельгия), Belgrade Percussionists (Белград, Сербия), «Ensemble This, Ensemble That» (Базель, Швейцария), «Phoenix Basel» (Базель, Швейцария), «Ensemble 2e2m» (Париж, Франция) и др.

Постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей, как в России, так и за рубежом. Алексей ведëт активную деятельность музыканта-импровизатора, сотрудничает с импровизационными оркестрами со всего мира. Алексей — автор музыки к театральным постановкам Кирилла Серебренникова, Бориса Юхананова, Филиппа Григорьяна, Вадима Захарова, «Gay&Rony Club» (Голландия), обладателем премии «Золотая маска» за лучшую работу композитора в музыкальном театре.

Екатерина Антоненко — художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля «Intrada», окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории и Московскую государственную консерваторию по классу хорового дирижирования, а также аспирантуру историко-теоретического факультета Московской консерватории. В 2010 году Екатерина выиграла конкурс на стипендию ДААД, позволившую ей стажироваться в Германии, с 2012 года — педагог Московской государственной консерватории, в 2013 году защитила кандидатскую диссертацию. По инициативе Екатерины в Московской консерватории прошли мастер-классы Питера Филлипса, Петера Ноймана, Фридера Берниуса, Венсана Дюместра, Майкла Чанса, Дэйм Эммы Керкби и Деборы Йорк. Екатерина регулярно сотрудничает с ведущими европейскими коллективами и фестивалями: «The Tallis Scholars» в Christ Church Cathedral в Оксфорде, Штутгартский камерный хор, Камерный хор РИАС (Берлин), Дрезденский камерный хор, «Wratislawia Cantans» (Вроцлав) и др. Стипендиат фонда «Noël Minet Fund» 2011 года.

Вокальный ансамбль «INTRADA» под руководством Екатерины Антоненко ― московский коллектив нового поколения, чьи выступления отличают не только высокий профессиональный уровень, но и свой узнаваемый исполнительский стиль. «Intrada» регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами России и Европы, исполняя старинную и современную академическую музыку. Благодаря ансамблю для российского зрителя впервые прозвучали мессы для двойного хора а капелла
Ф. Мартена и сочинение Дэвида Лэнга «Страсти по девочке со спичками». В 2017 году ансамбль стал первым исполнителем сочинений Клауса Ланга, Франка Кристофа Езникяна, Владимира Раннева, Алексея Сысоева и Армана Гущана наряду
с российской премьерой Реквиема Жана Ришафора в рамках международного фестиваля вокальной музыки «Opera Apriori».

Никита Чумаков — окончил Воронежское государственное хореографическое училище и P.A.R.T.S. (Performing arts research and training studios) (Брюссель, Бельгия). Среди проектов: «Anechoic» хореографа Синди ван Акер в рамках международного фестиваля Expeditie Dansand в Остенде, «Funeral for Lilith/Happy Dysphemist Day» на фестивале GXI Festival, «5/2» Юрия Муравицкого на фестивале ФОРМА и перформанса-экскурсии на фестивале «Архстояние». Участник программы перформансов фестиваля IMPULSTANZ. Куратор 3-й недели лаборатории «PER FORMA» и хореограф-постановщик перформанса «PER FORMA Vol III. Адольф Лоос. «Архитектура» (Новое Пространство Театра Наций). Режиссер-постановщик перформанса «ОбрядРейв» на международном фестивале OstenSaken off-stage festival (Немешаево, Украина). Хореограф-постановщик спектакля «Антигона» (Immersive Theater, Z-Bau, Нюрнберг); музыкального перформанса «SOS» (Новое Пространство Театра Наций), «SOS 2.0» (Музей современного искусства «Гараж») и спектакля в Электротеатре Станиславский «Парасомнии».

ПРЕССА

Информация о билетах — в кассах театра
и на сайте bdt.spb.ru. Телефон касс: + 7 (812) 244-10-71.

 

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий