PER FORMA

Вера Мартынов, куратор программы: «Перформанс обнаруживает настоящее, исследует его и формулирует вопросы. Для меня сейчас это самый интересный вид искусства, который, на мой взгляд, остро необходим нашему обществу. По сути это живое общение, которое может быть облечено в простую или, наоборот, очень замысловатую форму». 

Одна из основных задач лаборатории PER FORMA – формирование и тестирование нового языка современного театра, в котором объединяются литература и паблик арт, хореография и архитектура, поэзия и sound art, уличное искусство и кино.

 

Сокураторы проекта пригласят в лабораторию молодых художников, которые впервые будут совместно работать над созданием перформансов. Каждая пара авторов будет представлять собой союз художников из разных областей. В первой мастерской сойдутся представители паблик-арта и саунд-арта, стрит-арта и хореографии, современного танца и медиа-искусства. Всего в лаборатории будет реализовано четыре мастерские, которые позволят молодым художникам как находиться в тесной междисциплинарной коллаборации друг с другом и кураторами проекта, так и поработать с уникальным пространством Каменноостровского театра, где будут представлены результаты их экспериментальных практик.

 

Один уикэнд в месяц с марта по июнь на второй сцене БДТ будет полностью посвящен перформансам, лекциям и открытым мастер-классам в рамках программы TO STAGE PER FORMA.

Сокураторы проекта:

 ● Куратор и арт-критик Лиза Савина — направление паблик-арт;

 ● Музыкант и художник Дмитрий Шубин — направление саунд-дизайн;

 ● Продюсер и куратор Альбина Мотор — направление уличное искусство;

 ● Поэт и литератор Сергей Уханов — направление драматургия;

 ● Медиапоэт и куратор Наталья Федорова — направление медиа-искусство;

 ● Хореограф и танц-драматург Татьяна Гордеева — направление хореография;

 ● Режиссер Михаил Железников — направление кино;

 ● Эксперт в области светового дизайна Наталья Быстрянцева — направление световая среда.

Открытие TO STAGE PER FORMA состоится 16 марта в 17:00

на Второй сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова, в Каменноостровском театре, где где зрителям будут представлены результаты 1 мастерской –

четыре перформанса, созданные молодыми художниками под руководством Веры Мартынов и сокураторов проекта.

Перформанс  «Я здесь. Слышишь?»

Авторы: Лиза Бобкова, Юлия Кравченко

Кураторы: Лиза Савина, Дмитрий Шубин

Темой исследования перформанса «Я здесь. Слышишь?» дуэта художника Лизы Бобковой и композитора Юлии Кравченко является информационное пространство города. То, что теперь принято называть тканью города, на самом деле представляет собой лоскутное одеяло, живой ниткой сшитое из слов, звуков, изображений, запахов и прочих потертостей бытия. Художники же в некотором смысле исповедуют принцип бритвы Оккама, не множат сущности, не увеличивают энтропию, но, напротив, соединяют разбросанные пазлы в единый гармонически-медитативный музыкальный ряд, попутно причесывая разваливающееся на атомы пространство, играя с превращением образа в смысл. И вполне естественно, что главным героем перформанса, базовым знаком присутствия, физического или эмоционального, становится селфи, точнее его прототип, отпечаток лица на обрывке ткани. Восходящая к христианскому иконографическому канону попытка фактически передать свой образ, память о себе сквозь время.

 

Лиза Бобкова – художник, работает с графикой, скульптурой, инсталляцией.

В 2011 закончила СПбГХПА им. А. Л. Штиглица, кафедру художественной обработки металла.

 

Юлия Кравченко – композитор, окончила философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета, выпускница Школы импровизационной музыки при Санкт-Петербургском Музее звука. Постоянный участник St Petersburg Improvisers Orchestra, организатор проекта «.TXT: Модели письма», в котором участники St Petersburg Improvisers Orchestra исполняли текстовые партитуры молодых российских композиторов.

 

В перформансе принимает участие молодежный хор академии им. Штиглица «Веселые щеглы», а также студенты музыкального училища им. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургской консерватории.

Перформанс «История переписки»»

Авторы и перформеры: Антон Виноградов, Руслан Рычагов

Звук: Марк Коммер

Кураторы: Татьяна Гордеева, Наталья Федорова

«История переписки» — это звуковой перформанс, основанный на тексте Маргариты Меклиной «Моя преступная связь с искусством».

Перформанс построен на звуковой знаковой системе, цель которой — исследование зазора между документацией и событием. В своей работе перформеры стараются акцентировать внимание на происходящем здесь и сейчас.

 

 

Между нами воздух.

Звук, это возможность диалога.

Звук ускользает, он недолговечен, отделен от тела и никому не принадлежит.

Как сохранить удар ладони о свою грудь или колено?

Документация лишь увеличит разрыв между настоящим и прошлым,

А воспоминание ютится между ними

Неясными очертаниями.

Здесь и сейчас.

Удар кулака о грудь. Здесь и сейчас. Удар ладони о бедро. Здесь и сейчас стопа бьет в пол.

Наше присутствие неясно, мы можем слушать истории о человеке, которого никогда не было.

Мы слушаем истории о произведениях, смысл которых меняется с каждым прочтением, с каждой (не)вымышленной деталью.

В конце концов важна только история воспроизводимая здесь и сейчас.

Здесь и сейчас.

Поезд тормозит, моя остановка.

Время написания - 622 с

Время доставки сообщения - 0,103 с

(А. Р. 1927 г)

  

Руслан Рычагов — перформер, художник, художник по костюмам, выпускник магистерской программы «Художественные практики современного танца» в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой (2013).

 

Антон Виноградов – художник, работающий в различных медиумах. Выпускник программ ФотоДепартамент. Институт (2014 - 2016), Школы Вовлеченного Искусства “Что делать” (2018). Участник выставок в России и за рубежом.

 

Прозаик Маргарита Меклина родилась и выросла в Санкт-Петербурге, училась на филологическом факультете Российского педагогического университета им. Герцена. Лауреат премии Андрея Белого за книгу «Сражение при Петербурге». Лауреат «Русской Премии» за книгу «Моя преступная связь с искусством», фрагменты из которой легли в основу перформанса. Автор шести книг. Последние три года живет в Ирландии, город Дублин.

Перформанс «Закрыв глаза, я слушаю Стамбул»

Авторы: Валентина Луценко и Паша Бумажный

Кураторы: Альбина Мотор, Татьяна Гордеева

 

Художники, работая в паре, исследуют понятие «сенсорная депривация», что случается, когда у человека отключается (блокируется) одно из чувств? Как потеря одного из способов восприятия влияет на наши ощущения в целом?

 

Паша Бумажный — художник и иллюстратор, работающий как на улице, так и в галереях. Паша интегрирует в городскую среду свои работы в жанре микрострит-арт или «невидимое искусство» — это очень деликатный подход к пространству, своеобразное оживление неодушевленных предметов, диалог с прохожими (уличные кроссворды и ребусы), работа с баффами («заплатками», оставленными коммунальными службами на фасадах).

 

Валентина Луценко — танцовщица, хореограф, преподаватель, искусствовед, участница разнообразных проектов, отечественных и зарубежных, а также коллабораций в области сценического танца и художественного перформанса. .

Перформанс «Водная линия»

Авторы Юлия Долгова, Марина Стахиева

Кураторы: Татьяна Гордеева, Наталья Федорова

Процесс работы над перформансом является самим перформансом.  Перформанс «Водная линия» — это пространство совместной невербальной коммуникации театра и вливающихся в него новых форм. Случайно подсмотрев репетиционный процесс Каменоостровского театра, авторы полностью переосмыслили свою первоначальную идею. Они пригласили к участию в перформансе актрису БДТ Марину Адашевскую, тем самым создав для себя дополнительные рамки и проявив обычно скрытый от посторонних глаз процесс подготовки спектакля.

 

Юлия Долгова — танцовщица, хореограф, преподаватель, выпускница магистерской программы «Художественные практики современного танца» в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой (2015). Сертифицированный преподаватель практики движения Axis Syllabus.

 

Марина Стахиева — художник, студентка Академии Художеств живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, графический факультет (с 2014).

ΤΕΚΤΟΝΙΚΏΝ / ТЕКТОНИКОН

для синусоид, шумов и рояля

«Архитектура — это онемевшая музыка» («Изречения в прозе» И.В.Гете).

 

«Тектоникон» — многоканальная звуковая композиция, созданная для пространства Каменноостровского театра. Метрические единицы, указанные в поэтажных чертежах театра — размеры самого здания, зрительного зала, балконов, колонн, окон и других архитектурных элементов — преобразуются в высоту звукового сигнала, воспроизводимую посредством чистого тона звуковых генераторов разной частоты. Глиссандо, в свою очередь, соответствуют радиусу/диаметру окружностей здания.

 

Звуковые частоты, обусловленные архитектурой здания, воспроизводятся через струны рояля, который уже 123 года является частью этого здания, проявляя явные ритмические структуры и едва слышимые биения и пульсации звука. Кроме генераторов звука, вибрационных динамиков и рояля, в композиции также используются технические шумы самого здания, например, шум вентиляционной системы и т.д.

 

Поток звуковых волн, распространяющихся в темноте зрительного зала, сопровождает свет. Свет становится отражением звука, подчеркивая и усиливая каждое его проявление. Образуется единая форма, в результате чего звук воспроизводит архитектуру театра, воссоздавая его образ, а свет, формируя пространство, стирает его отличительные признаки.

 

«Тектоникон» — звуковое пространство, в котором можно — и нужно — перемещаться. Сам звук здесь — скорее материал, «кирпичики» звукового здания, но в композицию они могут быть сложены (и всегда по-разному) только самим слушателем, который и выступает в данном случае исполнителем, перформером: без него «Тектоникон» одномерен, невозможен, нереализуем.

 

Авторы:

Дмитрий Шубин — композитор, пианист, импровизатор, идеолог и организатор различных проектов в современной импровизационной музыке (St.Petersburg Improvisers Orchestra, Школа импровизационной музыки, Импровизационный хор, «Графика звука» – экспозиционный проект графической нотации, и др.). Дмитрий работает с «остаточными» явлениями в звуке, тембровыми резонансами фортепианного «тела», выявляемыми и структурируемыми работой с электроникой в режиме реального времени.

 

Наталья Быстрянцева — канд. Арх. Наук, руководитель CLD ITMO University и творческого объединения светодизайнеров RULD. Является ведущим российским экспертом в области светового дизайна. Фокусируется на трансформации световой среды городов.

 

Илья Смилга — руководитель проектной лаборатории кафедры Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО .

 

Любовь Ангелова — художник, студент магистратуры Высшей школы светового дизайна университета ИТМО (CLD ITMO University).

 

Александр и Михаил Андреевы — художники, выпускники Академии им. А.Л. Штиглица, ученики курса Кати Бочавар «Холистическая комбинаторика», фонд «ПРО АРТЕ», участники групповых международных и российских выставок, фестивалей.

Михаил является магистрантом CLD ITMO University .

Информация о билетах в кассах театра
и на сайте bdt.spb.ru. Телефон касс: + 7 (812) 244-10-71.

 

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий