Основы театральной педагогики в школе

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ БДТ

Программа БДТ имени Г. А. Товстоногова
совместно с ГБУ «Информационно-методический центр» Центрального района  Санкт-Петербурга

Проект «Педагогическая лаборатория БДТ» направлен на становление профессиональных компетентностей учителя в области театральной педагогики. 

Участники Педагогической лаборатории получают конкретные навыки в области театральной педагогики: обсуждение спектакля, анализ драматургии, создание театральных пьес с детьми, а также базовые навыки режиссуры урока и актерского мастерства, необходимые для решения актуальных педагогических задач. На занятиях программы участники проекта учатся не просто любить и понимать театр, но и включать его элементы в свою профессиональную деятельность. Этот проект имеет высокий просветительский потенциал и нацелен на формирование нового образа петербургского педагога. 

Педагогическая лаборатория БДТ работает в рамках социально-образовательной программы театра «Эпоха просвещения» с 2014 года.

В 2016 году на базе Педагогической лаборатории Большой драматический театр разработал для преподавателей программу курса повышения квалификации «Основы театральной педагогики в школе», которая реализуется при поддержке ГБУ «Информационно-методический центр» Центрального района Санкт-Петербурга.

Запись на программу 2017/2018 года откроется в августе 2017 года. 
Информация об открытии записи будет опубликована на сайте БДТ.

Педагогическая лаборатория БДТ в сезоне 2016/17 года

В сезоне 2016/17 года в рамках Педагогической лаборатории БДТ лучшие молодые практики и теоретики современного театрального искусства — педагоги, режиссеры, актеры, театроведы, специалисты по социальному и документальному театру — провели для участников программы «Основы театральной педагогики в школе» 30 лекционных и 42 практических занятия.

В программе приняли участие 53 учителя, 38 из них получили квалификационные сертификаты.

С ноября 2016-го по май 2017 года преподаватели знакомились с 4 курсами:

Курс «Как смотреть спектакль (анализ театрального языка)» 

Преподаватель: Борис Павлович

Восприятие художественного произведения – особый навык, которому нужно учиться. В рамках модуля учителя узнают о том, по каким законам функционирует современный театр, на какие философские и культурологические идеи опирается. Кроме того, учителя получат рекомендации по подготовке  детей к просмотру спектакля, ряд методик и возможностей обсуждения спектакля. Все эти методики они смогут опробовать в течение обучения.

Курс «Режиссура урока и актерский тренинг»

Преподаватель: Ада Мухина

Практики театра владеют инструментами по управлению вниманием аудитории, интерактивному взаимодействию и налаживанию обратной связи со зрителем, созданию художественных образов, помогающих более глубинному восприятию  тех или иных идей. Кроме того, театральные методики помогают в развитии навыков творческого мышления, командной работы, ораторского искусства, внимания. Представленные инструменты и методики будут особенно полезны учителям, а через них – учащимся. 

Курс «Документальный театр и документальная пьеса в школе» 

Преподаватель: Наташа Боренко

Создание драматургии – мощный инструмент развития креативных, коммуникативных, аналитических навыков. Существует ряд специальных методик по написанию пьес с детьми, позволяющих не только освоить структуру создания пьесы, но и актуализировать жизненный опыт детей, способствовать развитию их личностных компетенций, сделать театр живой возможностью познания. Эти методики можно будет освоить на практике в рамках модуля.

Курс «История театра на уроках в школе» 

Преподаватели: Александр Демахин, Оксана Кушляева

История европейского театра представляет собой материал, дающий возможность по-новому взглянуть на социальную историю и философские идеи различных эпох. В рамках модуля педагогам будут предложены интегративные методики построения занятий по предметам школьной программы, включающие в себя как теоретические и исторические сведения, так и варианты практических заданий, дающих возможности развития познавательных и коммуникативных компетенций учеников.

 

27 мая 2017 года в БДТ имени Г. А. Товстоногова состоялся итоговый семинар Педагогической лаборатории.

Участники программы 2016/17 года провели четыре открытых занятия в театре:

  • урок МХК в школе №206 «Красный — цвет революции» (педагог — Анна Зинштейн);
  • урок французского языка в школе №550 «Французское блюдо русской кухни» (педагог — Екатерина Новохацкая);
  • образовательное занятие для дошкольников в детском саду №85 «Играем в перелётных птиц» (педагог — Дарья Михайлова);
  • урок «Звуки моего дня» Центра внешкольной работы Центрального района (педагоги — Кирилл Выборнов, Александр Сироткин).

Также выпускники Педагогической лаборатории представили свои проекты, связанные с театральной педагогикой, которые они планируют реализовать в следующем учебном году. 

После открытых занятий состоялась панельная дискуссия, посвященная актуальным тенденциям и проблемам образования, а также анализу проектов студентов Педагогической лаборатории БДТ. Участниками дискуссии стали учитель литературы, доцент кафедры гуманитарных наук Высшей школы экономики, редактор раздела «Литература» журнала «Первое сентября» Сергей Волков, руководитель проекта «Умная школа» Марк Сартан, руководитель проекта «Педагогическая лаборатория БДТ» Александр Демахин, режиссёр, актёр, педагог, преподаватель Педагогической лаборатории Борис Павлович, директор театральных программ Нью-Йоркского департамента образования Питер Эвери.

Итоговый семинар Педагогической лаборатории БДТ в фотографиях

Публикации

Информационная поддержка проекта: Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий