ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ЛЕКЦИИ MASTERS

В рамках проекта БДТ «Эпоха просвещения»

Big Data («Большие данные») — совместный цикл лекций школы Masters и Большого драматического театра.

 

Хотя темы лекций связаны с основными премьерами БДТ, они не столько посвящены самим спектаклям, сколько позволяют слушателям расширить контекст восприятия эпохи, жанра, стиля и темы этих постановок.

 

Особенность проекта — в редком сочетании главных элементов передового, прогрессивного знания:

ведущих экспертов в роли лекторов, внимания

на актуальном контексте и спектаклях, провоцирующих честный разговор о самом важном.

 

Школа Masters – это частный образовательный проект

в области искусства, основанный в 2015 году.

Спикеры школы — ведущие интеллектуалы современной России, признанные эксперты в различных областях культуры и искусства, мыслители и философы с собственным, зачастую парадоксальным видением картины мира.

В школе можно прослушать лекции по истории изобразительного искусства, кино, литературе, музыке, декоративному искусству и посетить циклы и встречи, посвященные актуальным событиям культурной жизни.

 

Информация о билетах на лекции — в кассах театра
и на сайте bdt.spb.ru. Телефон касс: + 7 (812) 244-10-71.

 


РАСПИСАНИЕ

ПРОШЕДШИЕ ЛЕКЦИИ

Демьян Кудрявцев

Почему сериалы?

К спектаклям «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание», «Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце»

26 мая, 14:00

  

«В начале XXI века сериалы торжествуют над традиционным форматом кино, постепенно захватывая не только киноэкран, но и театральную сцену. Почему все смотрят сериалы? Каковы социокультурные предпосылки возникновения этого жанра и как устроена его драматургия? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции «Почему сериалы?» известного российского медиаменеджера и поэта Демьяна Кудрявцева.

 

Демьян Кудрявцев — поэт, медиаменеджер, владелец газет «The Moscow Times», «Ведомости» и агентства «Ясно Communication Agency». В прошлом — генеральный директор издательского дома «Коммерсантъ». Автор книг «Практика русского стиха» (2002), «Имена собственные / Proper Names» (2006), «Близнецы» (2008), «Гражданская лирика» (2013).

Алексей Мунипов

Можем повторить. Краткая история музыкального минимализма в России.

К спектаклю «Волнение»

19 мая, 14:00

  

«Музыку к спектаклю Ивана Вырыпаева «Волнение» написал композитор Антон Батагов — живой классик российского музыкального минимализма. Лекция известного музыкального критика Алексея Мунипова посвящена истории этого художественного направления на российской музыкальной сцене — от ее зарождения в творчестве Арво Пярта и Владимира Мартынова до сегодняшнего дня российского минимализма в музыке Павла Карманова и Антона Батагова.

 

Алексей Мунипов — музыкальный критик, журналист. Кандидат наук, в 2002 году защитил в НИИ искусствознания диссертацию «Тема смерти в японской массовой культуре». В 2012–2013 годах — главный редактор журнала «Большой город», в 2014–2015 годах — главный редактор издания «Афиша–Воздух», в 2015–2016 годах — редакционный директор Arzamas. Ведущий телеграм-канала «Фермата».

Елена Ковальская

Иван Вырыпаев от «А» до «Я»: к спектаклю «Волнение»

21 апреля, 14:00

 

«Кислород», «Июль», «Танец Дели», «Иллюзии»: говорим «современная русская драматургия» — подразумеваем «Иван Вырыпаев». Драматург, режиссер, продюсер, сценарист, актер — мало кто сделал для сегодняшнего российского театра больше, чем Вырыпаев.

Елена Ковальская наблюдала за его творчеством с тех пор, как в 2001 году он дебютировал в Москве в качестве режиссера Театра.doc.

Как Ивану Вырыпаеву удалось стать русскоязычным драматургом номер один? Как эволюционировал его творческий метод от легендарного «Кислорода» до написанного специально по заказу БДТ «Волнения»?

Об этом — в лекции театрального критика и куратора Елены Ковальской.

 

Елена Ковальская — арт-директор Центра имени Вс. Мейерхольда. С 1999 по 2012 гг. — обозреватель журнала «Афиша». С 2012 по 2014 гг. — руководитель проекта «Школа театрального лидера» Центра им. Вс. Мейерхольда и Департамента культуры Москвы. В разные годы была экспертом Министерства культуры РФ, Департамента культуры Москвы, экспертом и членом жюри фестиваля «Золотая маска».

Алексей Гусев

«Аустерлиц» Сергея Лозницы: между беспамятством и памятью: к спектаклю «Аустерлиц»

7 апреля, 14:00

 

Название документального фильма выдающегося кинорежиссера Сергея Лозницы отнюдь не случайно отсылает к одноименному роману В. Г. Зебальда. Снятая на территории бывших концлагерей в Германии картина Лозницы и проза Зебальда посвящены памяти
о Холокосте и культуре памяти в самом широком смысле слова. Как устроен «Аустерлиц» Сергея Лозницы? Как современное кино работает с темой Холокоста? Что сближает картину Лозницы с фильмами Ники Каро и Андрея Кончаловского?

 

Алексей Гусев — киновед, кино- и театральный критик. Член редколлегии издательства «Сеанс», координатор Российской секции ФИПРЕССИ. Руководитель раздела «Мировое кино» энциклопедии «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000». Лауреат Премии им. М. Левитина Гильдии киноведов и кинокритиков России (2006).

Юрий Аввакумов

«Бумажная архитектура: фабрика утопий»: к спектаклю «52»

31 марта, 14:00

 

Опера «52» Александра Маноцкова написана на тексты поэта Льва Рубинштейна — одного из основоположников и лидеров московского концептуализма, ключевому направлению отечественной художественной сцены конца ХХ века. Очередная лекция проекта «Big Data» посвящена важнейшему феномену московского концептуализма — школе «бумажной архитектуры». Какие темы и сюжеты объединяли столичную художественную сцену в 1980-е годы? Что связывает творчество Льва Рубинштейна и архитекторов-«бумажников»?

Как после распада СССР позднесоветский арт-андеграунд встроился в мировой художественный мейнстрим?

Об этом — в лекции выдающегося российского куратора и художника Юрия Аввакумова.

 

Юрий Аввакумов — российский архитектор, художник, куратор. Организовывал выставки бумажной архитектуры в Москве, Париже, Милане, Цюрихе, Венеции. Работы находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея Виктории и Альберта (Лондон), Центра Помпиду (Париж) и др. Участвовал в Венецианской биеннале в 1996, 2003 и 2008 годах. Член-корреспондент (2012), действительный член (2017) Российской академии художеств.

Павел Гершензон

«Век модернизма — век танца»: к спектаклю «MotherFatherSistersBrother»

17 марта, 14:00

 

В спектакле «MotherFatherSistersBrother», готовящемся к постановке на малой сцене БДТ, хрестоматийный текст пьесы «Три сестры» пересказывается языком танцтеатра и встроен в контекст абсурдистской драматургии Беккета и Ионеско. Более того: авторы «MotherFatherSistersBrother» видят в Чехове предтечу модернистского искусства — искусства ХХ века. Как в ХХ и XXI веке танцевали Чехова? Какое влияние оказала идеология художественного модернизма на танцтеатр — и наоборот? Как вышло, что для ХХ века танец стал важнейшим из искусств? Об этом — в лекции известного балетного критика и куратора Павла Гершензона.

 

Павел Гершензон — балетный критик, куратор. Обозреватель газет «Коммерсант» (1993-1997) и «Русский телеграф» (1997-1998). Редактор газеты «Мариинский театр» (1994-2008), ассистент директора балетной труппы Мариинского театра по новым проектам (1998-2008). Консультант генерального директора Большого театра по планированию балетного репертуара (2009-2011), консультант директора балета театра Ла Скала (Милан, Италия) по новому репертуару (2010-2012).

Дмитрий Ренанский

Gesamtkunstwerk «ДАУ»:  к спектаклю «Три толстяка. Эпизод 1.Восстание» и «Три толстяка. Эпизод 2»

10 марта, 14:00

 

Театральный сериал «Три толстяка» Андрея Могучего и «Дау» Ильи Хржановского отражаются друг в друге, как в зеркале.

Оба произведения апеллируют к традиции отечественного авангарда 1920-х—1930-х годов. Оба выстроены в логике сверхкрупной художественной формы — эпический замысел режиссеров выбивается из привычного театрального и кино-формата. Оба исследуют механизмы власти и революции, оба проникнуты пафосом реформаторства: окружающая действительность несовершенна и требует радикального переустройства. О том, что роднит два ключевых проекта российского искусства конца 2010-х и как они встраиваются

в мировой художественный контекст, в рамках очередной лекции проекта «Big Data» размышляет очевидец парижской премьеры «Дау» Дмитрий Ренанский.

 

Дмитрий Ренанский — куратор, театровед, музыкальный критик. Куратор лекционных программ Нового пространства Театра Наций (Москва). Шеф-редактор блока «Театр» интернет-портала COLTA.RU, постоянный автор ИД «Коммерсантъ» и газеты «Ведомости». Помощник художественного руководителя «театра post», сооснователь творческого объединения «Опергруппа».

Работал в Михайловском театре и в Театре на Таганке. В 2013-2016 — заместитель главного режиссера—программный директор Новой сцены Александринского театра.

Юлия Бедерова

«Как опера стала театром: Маноцков и другие

24 февраля

 

Опера продолжает победное шествие по драматической сцене: центральным событием прошлого театрального года стала «Проза» Владимира Раннева в Электротеатре «Станиславский», в нынешнем сезоне на Малой сцене БДТ состоялась премьера оперы «52» Александра Маноцкова — причем в обеих постановках авторы музыки выступают одновременно и как постановщики собственных партитур. О том, почему современным композиторам тесно в одном амплуа и как сегодняшняя художественная сцена стирает границы между видами и жанрами искусства и отменяет привычное деление на профессии внутри них — в лекции известного российского музыковеда Юлии Бедеровой.

 

Юлия Бедерова — музыковед, музыкальный критик, обозреватель Издательского дома «Коммерсантъ».

Лилия Шитенбург

«Память, говори: Константин Богомолов и его "Слава"

10 февраля

 

Зачем современной сцене понадобилось вытаскивать из архивной пыли стихотворную пьесу 1935 года? Как постановка БДТ вписывается
в творческий путь Константина Богомолова и как она связана с лучшими спектаклями режиссера — «Лиром» и «Карамазовыми»?
Что роднит «Славу» и «Теллурию» Владимира Сорокина? О том, как устроена одна из главных премьер театрального сезона 2018/2019 — в лекции театроведа Лилии Шитенбург.

 

Лилия Шитенбург — театровед, кинокритик. В 2006–2012 гг. — главный редактор газеты «Империя драмы». Руководитель раздела «Театр» энциклопедии «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000». Специалист по английскому театру, автор книги «Труппа Ее Величества». Преподаватель Московской школы нового кино.

Сергей Чобан

Архитектура как область борьбы: судьбы русского авангарда

3 февраля

 

Театральный сериал Андрея Могучего «Три толстяка» хранит память о ключевых революциях российской художественной сцены
ХХ века — от советского авангарда 1920-х до конструктивизма 1930—х. О важнейших феноменах отечественного искусства, оказавших влияние на творчество Юрия Олеши, и о том, как их эхо отзывается в творчестве наших современников — в лекции известного российского архитектора Сергея Чобана.

 

Сергей Чобан – архитектор, член Союза немецких архитекторов (BDA), Союза архитекторов России и Союза художников России, академик Московского отделения Международной академии архитектуры и почетный академик Российской академии художеств, обладатель архитектурных премий и участник различных архитектурных выставок.

Дмитрий Ренанский

«Три толстяка» Андрея Могучего: краткая история времени

 

Дмитрий Ренанский — куратор, театровед, музыкальный критик. Куратор лекционных программ Нового пространства Театра Наций (Москва). Шеф-редактор блока «Театр» интернет-портала COLTA.RU, постоянный автор ИД «Коммерсантъ» и газеты «Ведомости». Помощник художественного руководителя «театра post», сооснователь творческого объединения «Опергруппа». Работал в Михайловском театре и в Театре на Таганке. В 2013-2016 — заместитель главного режиссера—программный директор Новой сцены Александринского театра.

 

Как флагманский спектакль БДТ вписывается в творческий путь Андрея Могучего и судьбу легендарного товстоноговского театра?

Как в «театральном сериале» БДТ встречаются авангард первой трети ХХ века и ленинградский андеграунд 1980-х?

Как по этому спектаклю можно изучать морфологию и поэтику современной драматической сцены? Об этом — в лекции

театрального критика и куратора Дмитрия Ренанского.

Алексей Ларионов

Искусство старых мастеров: как читать скрытые смыслы и подтексты

 

Алексей Ларионов — старший научный сотрудник отдела истории западно¬европейского искусства Государственного Эрмитажа, хранитель старых европейских рисунков, преподаватель Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор статей и куратор выставок, посвященных нидерландскому и немецкому искусству XV–XVII веков.

 

Творчество режиссера спектакля «ROMEO & JULIET, или Милосердная земля» Люка Персеваля, как и многих других представителей фламандской театральной школы, неразрывно связано с традициями старой европейской живописи. Язык спектаклей Персеваля,

Яна Фабра и Яна Лауэрса многое позаимствовал от аллегорической, полной иносказаний и символов живописной манеры Рубенса, Гольциуса и других выдающихся европейских художников прошлого. По каким законам строились аллегории?

Каким образом отвлеченные идеи обретали в них зримую телесную форму? Как интеллектуальный ребус может оборачиваться высоким искусством? Об этом — в лекции известного петербургского искусствоведа, хранителя собрания старых европейских рисунков Государственного Эрмитажа Алексея Ларионова.

Антон Долин

Сталинское время Алексея Германа: от «Лапшина» до «Хрусталева»

 

Антон Долин — журналист, кинокритик, кандидат филологических наук. Главный редактор журнала «Искусство кино», ведущий радиостанций «Маяк», «Вести ФМ», кинообозреватель телепередачи «Вечерний Ургант» на Первом канале. Автор книг «Такеси Китано. Детские годы» (2006), «Ларс фон Триер: контрольные работы» (2007), «Уловка XXI: Очерки кино нового века» (2010), «Рой Андерссон. Похвала банальности» (2015), «Оттенки русского» (2017), «Джим Джармуш. Стихи и музыка» (2017).

 

В спектакле «Слава», поставленном по пьесе одноименной пьесе Виктора Гусева (1936), Константин Богомолов предлагает неожиданный подход к разговору об идеологии и эстетике сталинизма. Почти не изученная отечественным театром, болезненная тема

«наследии прошлого» была подробно отрефлексирована российским кинематографом. Как «стиль Сталин» проявляет себя

в русскоязычном кино рубежа ХХ-XXI веков? Почему разговор о сталинском времени стал ключевым для творчества Алексея Германа? Об этом — в лекции ведущего российского кинокритика, главного редактора журнала «Искусство кино» Антона Долина.

Юрий Сапрыкин

«Аустерлиц» В. Г. Зебальда и работа памяти

 

Юрий Сапрыкин — журналист, культуролог, руководителя проекта «Полка». В прошлом — главный редактор и редакционный директор журнала «Афиша».

 

Винфрид Георг Максимилиан Зебальд (1944-2001) вошел в историю как последний великий писатель ХХ века.

Мировую славу Зебальду принесла его последняя книга — после выхода «Аустерлица» Сьюзен Зонтаг заговорила о возвращении большого романа в европейскую литературу. За последние годы Зебальд превратился в России из автора, известного узкому кругу любителей литературы, в обязательную фигуру интеллектуального канона. БДТ имени Товстоногова готовит первую в России постановку прозы Зебальда — сценическую версию романа «Аустерлиц» репетирует режиссер Евгения Сафонова.

В лекции "«Аустерлиц» В.Г. Зебальда и работа памяти" известный журналист и культуролог Юрий Сапрыкин размышляет о творческом методе писателя сквозь призму его последнего романа

Саша Обухова

От изображения к действию: роль текста в эстетике московской школы концептуализма. Лекция к опере «52»

 

Саша Обухова — историк искусства, куратор. Руководитель научного отдела Центра современной культуры «Гараж». В 1988—1990 и с 1999 года работала в Государственной Третьяковской галерее. Участвовала в подготовке постоянной экспозиции Третьяковской галереи «Искусство второй половины ХХ века».

Алексей Гусев

Уильям Шекспир: не наш современник. Лекция к спектаклю «ROMEO&JULIET, или Милосердная земля»

 

Алексей Гусев — киновед, кино- и театральный критик. Член редколлегии издательства «Сеанс», координатор Российской секции ФИПРЕССИ. Руководитель раздела «Мировое кино» энциклопедии «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000».

Лауреат Премии им. М. Левитина Гильдии киноведов и кинокритиков России (2006)..

Сергей Кавтарадзе

Сталинская архитектура: образ земли, которой нет. Лекция к спектаклю «Слава»

 

Сергей Кавтарадзе — искусствовед, историк архитектуры. Преподаватель Школы коллекционеров и экспертов ЦСИ «Винзавод». Лауреат премии «Просветитель» 2016 года в номинации «Гуманитарные науки». Автор книг «Stalinist Architecture» (в соавторстве с Алексеем Тархановым, 1992), «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле» (2016).

Анна Толстова

После Освенцима: образы Катастрофы в искусстве 1940-х — 2010-х. Лекция к спектаклю «Аустерлиц»

 

Анна Толстова — искусствовед, арт-критик, обозреватель издательского дома «КоммерсантЪ».

Виталий Куренной

Теория «большого сериального взрыва»: сериал как явление современной культуры». 

Лекция к спектаклям «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание», «Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце»

 

Виталий Куренной — философ, культуролог, переводчик и публицист, специалист в области методов изучения современной культуры. Кандидат философских наук, профессор. Заведующий отделением культурологии Высшей школы экономики, научный редактор журнала «Логос». Автор книги «Философия фильма: упражнения в анализе» (2009).

 Марина Давыдова

Фламандский театральный бум: Персеваль, Фабр, Кассирс, Лауэрс. Лекция к спектаклю «ROMEO&JULIET,

или Милосердная земля»

 

Марина Давыдова — театровед, театральный критик, главный редактор журнала «Театр», арт-директор фестиваля «NET: Новый европейский театр». Ученица И. Н. Соловьевой. Кандидат искусствоведения (1992, диссертация «Природа театральности английской постренессансной трагедии»). Преподавала во ВГИКе и РГГУ (c 1994 г.). В 2016 — программный директор фестиваля Wiener Festwochen. Автор книг «Конец театральной эпохи (новейшая история русского театра)» (2005), «Культура Zero. Очерки русской жизни и европейской сцены» (2018).

Алексей Бартошевич

«Ромео и Джульетта». Театральная судьба трагедии. Лекция к спектаклю «ROMEO&JULIET, или Милосердная земля»

 

 

Алексей Бартошевич — театровед, историк театра, специалист по творчеству Уильяма Шекспира. Доктор искусствоведения, заведующий кафедрой истории зарубежного театра РАТИ–ГИТИСа, заведующий отделом современного западного искусства Государственного института искусствознания. Автор учебника по истории театра и книг «Шекспир. Англия. XX век», «Для кого написан „Гамлет“: Шекспир в театре. XIX, XX, XXI…» и др. Лауреат премии К. С. Станиславского. Лауреат театральной премии «Чайка» (2004)
в номинации «Патриарх». Внук актера В. И. Качалова, сын В. В. Шверубовича, основателя постановочного факультета школы-студии МХАТ.

Михаил Трофименков

Gesamtkunstwerk Сталин: советское кино 1930-х/1940-х. Лекция к спектаклю «Слава»

 

Михаил Трофименков — кинокритик, обозреватель издательского дома «КоммерсантЪ». Окончил кафедру истории искусства
в ЛГУ (1988) и аспирантуру ЛГИТМиКа (1992). Кандидат искусствоведения. В 1997–1999 гг. — преподаватель университета города
Меца (Франция). С 2000 г. — обозреватель Издательского дома «Коммерсантъ». Автор более чем 2000 статей, книги «Сергей Бодров. Последний герой» (2003), «Путеводитель по кино» (2003, 2-е изд. 2004); один из авторов статей в книге «Сокуров» (1994). Эксперт,
автор статей издания «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000». Член редколлегии издательства «Сеанс». Был членом
жюри международных кинофестивалей в Петербурге, Анжере (Франция), Женеве. Один из создателей международного кинофестиваля «Лики любви» (Москва, 1995–1996). Трижды удостоен звания «Лучший кинокритик года»: СК России (1994), на фестивале архивного кино «Белые столбы» (1999), Гильдией киноведов и кинокритиков (2004). Автор книг «Убийственный Париж» (2012), «Кинотеатр военных действий» (2014), «Красный нуар Голливуда» (2015).

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий