ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ЛЕКЦИИ MASTERS

В рамках проекта БДТ «Эпоха просвещения»

Big Data («Большие данные») — совместный цикл лекций школы Masters и Большого драматического театра.

 

Хотя темы лекций связаны с основными премьерами БДТ, они не столько посвящены самим спектаклям, сколько позволяют слушателям расширить контекст восприятия эпохи, жанра, стиля и темы этих постановок.

 

Особенность проекта — в редком сочетании главных элементов передового, прогрессивного знания:

ведущих экспертов в роли лекторов, внимания

на актуальном контексте и спектаклях, провоцирующих честный разговор о самом важном.

 

Школа Masters – это частный образовательный проект

в области искусства, основанный в 2015 году.

Спикеры школы — ведущие интеллектуалы современной России, признанные эксперты в различных областях культуры и искусства, мыслители и философы с собственным, зачастую парадоксальным видением картины мира.

В школе можно прослушать лекции по истории изобразительного искусства, кино, литературе, музыке, декоративному искусству и посетить циклы и встречи, посвященные актуальным событиям культурной жизни.

 

Информация о билетах на лекции — в кассах театра
и на сайте bdt.spb.ru. Телефон касс: + 7 (812) 244-10-71.

 


РАСПИСАНИЕ

Дмитрий Ренанский

«Три толстяка» Андрея Могучего: краткая история времени

16 декабря

 

Дмитрий Ренанский — куратор, театровед, музыкальный критик. Куратор лекционных программ Нового пространства Театра Наций (Москва). Шеф-редактор блока «Театр» интернет-портала COLTA.RU, постоянный автор ИД «Коммерсантъ» и газеты «Ведомости». Помощник художественного руководителя «театра post», сооснователь творческого объединения «Опергруппа». Работал в Михайловском театре и в Театре на Таганке. В 2013-2016 — заместитель главного режиссера—программный директор Новой сцены Александринского театра.

 

Как флагманский спектакль БДТ вписывается в творческий путь Андрея Могучего и судьбу легендарного товстоноговского театра?

Как в «театральном сериале» БДТ встречаются авангард первой трети ХХ века и ленинградский андеграунд 1980-х?

Как по этому спектаклю можно изучать морфологию и поэтику современной драматической сцены? Об этом — в лекции

театрального критика и куратора Дмитрия Ренанского.

Алексей Ларионов

Искусство старых мастеров: как читать скрытые смыслы и подтексты

23 декабря

 

Алексей Ларионов — старший научный сотрудник отдела истории западно¬европейского искусства Государственного Эрмитажа, хранитель старых европейских рисунков, преподаватель Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор статей и куратор выставок, посвященных нидерландскому и немецкому искусству XV–XVII веков.

 

Творчество режиссера спектакля «ROMEO & JULIET, или Милосердная земля» Люка Персеваля, как и многих других представителей фламандской театральной школы, неразрывно связано с традициями старой европейской живописи. Язык спектаклей Персеваля,

Яна Фабра и Яна Лауэрса многое позаимствовал от аллегорической, полной иносказаний и символов живописной манеры Рубенса, Гольциуса и других выдающихся европейских художников прошлого. По каким законам строились аллегории?

Каким образом отвлеченные идеи обретали в них зримую телесную форму? Как интеллектуальный ребус может оборачиваться высоким искусством? Об этом — в лекции известного петербургского искусствоведа, хранителя собрания старых европейских рисунков Государственного Эрмитажа Алексея Ларионова.

ПРОШЕДШИЕ ЛЕКЦИИ

Антон Долин

Сталинское время Алексея Германа: от «Лапшина» до «Хрусталева»

9 декабря

 

Антон Долин — журналист, кинокритик, кандидат филологических наук. Главный редактор журнала «Искусство кино», ведущий радиостанций «Маяк», «Вести ФМ», кинообозреватель телепередачи «Вечерний Ургант» на Первом канале. Автор книг «Такеси Китано. Детские годы» (2006), «Ларс фон Триер: контрольные работы» (2007), «Уловка XXI: Очерки кино нового века» (2010), «Рой Андерссон. Похвала банальности» (2015), «Оттенки русского» (2017), «Джим Джармуш. Стихи и музыка» (2017).

 

В спектакле «Слава», поставленном по пьесе одноименной пьесе Виктора Гусева (1936), Константин Богомолов предлагает неожиданный подход к разговору об идеологии и эстетике сталинизма. Почти не изученная отечественным театром, болезненная тема

«наследии прошлого» была подробно отрефлексирована российским кинематографом. Как «стиль Сталин» проявляет себя

в русскоязычном кино рубежа ХХ-XXI веков? Почему разговор о сталинском времени стал ключевым для творчества Алексея Германа? Об этом — в лекции ведущего российского кинокритика, главного редактора журнала «Искусство кино» Антона Долина.

Юрий Сапрыкин

«Аустерлиц» В. Г. Зебальда и работа памяти

2 декабря 

 

Юрий Сапрыкин — журналист, культуролог, руководителя проекта «Полка». В прошлом — главный редактор и редакционный директор журнала «Афиша».

 

Винфрид Георг Максимилиан Зебальд (1944-2001) вошел в историю как последний великий писатель ХХ века.

Мировую славу Зебальду принесла его последняя книга — после выхода «Аустерлица» Сьюзен Зонтаг заговорила о возвращении большого романа в европейскую литературу. За последние годы Зебальд превратился в России из автора, известного узкому кругу любителей литературы, в обязательную фигуру интеллектуального канона. БДТ имени Товстоногова готовит первую в России постановку прозы Зебальда — сценическую версию романа «Аустерлиц» репетирует режиссер Евгения Сафонова.

В лекции "«Аустерлиц» В.Г. Зебальда и работа памяти" известный журналист и культуролог Юрий Сапрыкин размышляет о творческом методе писателя сквозь призму его последнего романа

Саша Обухова

От изображения к действию: роль текста в эстетике московской школы концептуализма. Лекция к опере «52»

24 ноября

 

Саша Обухова — историк искусства, куратор. Руководитель научного отдела Центра современной культуры «Гараж». В 1988—1990 и с 1999 года работала в Государственной Третьяковской галерее. Участвовала в подготовке постоянной экспозиции Третьяковской галереи «Искусство второй половины ХХ века».

Алексей Гусев

Уильям Шекспир: не наш современник. Лекция к спектаклю «ROMEO&JULIET, или Милосердная земля»

18 ноября

 

Алексей Гусев — киновед, кино- и театральный критик. Член редколлегии издательства «Сеанс», координатор Российской секции ФИПРЕССИ. Руководитель раздела «Мировое кино» энциклопедии «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000».

Лауреат Премии им. М. Левитина Гильдии киноведов и кинокритиков России (2006)..

Сергей Кавтарадзе

Сталинская архитектура: образ земли, которой нет. Лекция к спектаклю «Слава»

10 ноября

 

Сергей Кавтарадзе — искусствовед, историк архитектуры. Преподаватель Школы коллекционеров и экспертов ЦСИ «Винзавод». Лауреат премии «Просветитель» 2016 года в номинации «Гуманитарные науки». Автор книг «Stalinist Architecture» (в соавторстве с Алексеем Тархановым, 1992), «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле» (2016).

Анна Толстова

После Освенцима: образы Катастрофы в искусстве 1940-х — 2010-х. Лекция к спектаклю «Аустерлиц»

4 ноября

 

Анна Толстова — искусствовед, арт-критик, обозреватель издательского дома «КоммерсантЪ».

Виталий Куренной

Теория «большого сериального взрыва»: сериал как явление современной культуры». 

Лекция к спектаклям «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание», «Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце»

21 октября

 

Виталий Куренной — философ, культуролог, переводчик и публицист, специалист в области методов изучения современной культуры. Кандидат философских наук, профессор. Заведующий отделением культурологии Высшей школы экономики, научный редактор журнала «Логос». Автор книги «Философия фильма: упражнения в анализе» (2009).

 Марина Давыдова

Фламандский театральный бум: Персеваль, Фабр, Кассирс, Лауэрс. Лекция к спектаклю «ROMEO&JULIET,

или Милосердная земля»

14 октября

 

Марина Давыдова — театровед, театральный критик, главный редактор журнала «Театр», арт-директор фестиваля «NET: Новый европейский театр». Ученица И. Н. Соловьевой. Кандидат искусствоведения (1992, диссертация «Природа театральности английской постренессансной трагедии»). Преподавала во ВГИКе и РГГУ (c 1994 г.). В 2016 — программный директор фестиваля Wiener Festwochen. Автор книг «Конец театральной эпохи (новейшая история русского театра)» (2005), «Культура Zero. Очерки русской жизни и европейской сцены» (2018).

Алексей Бартошевич

«Ромео и Джульетта». Театральная судьба трагедии. Лекция к спектаклю «ROMEO&JULIET, или Милосердная земля»

13 октября

 

Алексей Бартошевич — театровед, историк театра, специалист по творчеству Уильяма Шекспира. Доктор искусствоведения, заведующий кафедрой истории зарубежного театра РАТИ–ГИТИСа, заведующий отделом современного западного искусства Государственного института искусствознания. Автор учебника по истории театра и книг «Шекспир. Англия. XX век», «Для кого написан „Гамлет“: Шекспир в театре. XIX, XX, XXI…» и др. Лауреат премии К. С. Станиславского. Лауреат театральной премии «Чайка» (2004)
в номинации «Патриарх». Внук актера В. И. Качалова, сын В. В. Шверубовича, основателя постановочного факультета школы-студии МХАТ.

Михаил Трофименков

Gesamtkunstwerk Сталин: советское кино 1930-х/1940-х. Лекция к спектаклю «Слава»

 

Михаил Трофименков — кинокритик, обозреватель издательского дома «КоммерсантЪ». Окончил кафедру истории искусства
в ЛГУ (1988) и аспирантуру ЛГИТМиКа (1992). Кандидат искусствоведения. В 1997–1999 гг. — преподаватель университета города
Меца (Франция). С 2000 г. — обозреватель Издательского дома «Коммерсантъ». Автор более чем 2000 статей, книги «Сергей Бодров. Последний герой» (2003), «Путеводитель по кино» (2003, 2-е изд. 2004); один из авторов статей в книге «Сокуров» (1994). Эксперт,
автор статей издания «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000». Член редколлегии издательства «Сеанс». Был членом
жюри международных кинофестивалей в Петербурге, Анжере (Франция), Женеве. Один из создателей международного кинофестиваля «Лики любви» (Москва, 1995–1996). Трижды удостоен звания «Лучший кинокритик года»: СК России (1994), на фестивале архивного кино «Белые столбы» (1999), Гильдией киноведов и кинокритиков (2004). Автор книг «Убийственный Париж» (2012), «Кинотеатр военных действий» (2014), «Красный нуар Голливуда» (2015).

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий