ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ЛЕКЦИИ В БДТ.   ЗИМА/ВЕСНА 2017

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова и исследовательский центр «Прагмема» продолжают цикл лекций о культуре и искусстве в рамках программы БДТ «Эпоха просвещения».

 

С января по апрель 2017 года воскресные лекции будут проходить в театральном буфете Основной сцены БДТ (набережная реки Фонтанки, 65).

 

Начало лекций — в 15:00. Билеты на лекции можно приобрести в кассах и на сайте театра.

 

Стоимость билета — 150 рублей.

Билеты в кассе театра и на сайте bdt.spb.ru. Телефон касс: + 7 (812) 244-10-71.

Для зрителей БДТ, имеющих билеты на спектакли театра, проводимые в тот же месяц, что и лекция, вход бесплатный. Вход по билетам открывается за 10 минут до начала лекции. Количество мест ограничено.

 


РАСПИСАНИЕ

2 апреля

Иосиф Райскин

Сломанные крылья. Прерванный полет — судьба русского музыкального авангарда

 

За исключением первых послереволюционных лет, музыкальный авангард в Советской России подвергался гонениям. Имена Николая Рославца и Александра Мосолова, Артура Лурье и Ефима Голышева, Ивана Вышнеградского и Николая Обухова только сейчас выходят из забвения, а музыка этих композиторов начинает свой путь к слушателю с опозданием почти на столетие. 

 

Иосиф Райскин — музыковед, историк музыки, музыкальный критик, главный редактор газеты «Мариинский театр», председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга. 

Автор статей, рецензий, обозрений в журналах и газетах; аннотаций и буклетов к концертам, спектаклям, к грампластинкам и компакт-дискам. Редактор отдела музыки и автор статей в Русском Гуманитарном Словаре (РГС) в 3-х томах, автор статей в Encyclopaedia Britannica, в 22-томном издании The New Grove Dictionary of  Music and Musicians

Билеты

23 апреля

Константин Бронзит

Неизвестное об известном «Оскаре»

 

«Оскар» — самая престижная в мире награда в области кино. Что в общем знании о работе Американской Киноакадемии правда, а что вымысел? 

 

Константин Бронзит — российский режиссер анимационных фильмов. Лауреат двух сотен международных премий, член Национальной французской академии кинематографических искусств и Американской Академии кинематографических искусств «Оскар», ведущий режиссер студии анимационного кино «Мельница».

Билеты

Прошедшие лекции

22 января

Алексей Образцов

Роман  Ливанели «Птица счастья». В ожидании русского перевода. 

 

Омер Зюльфю Ливанелиоглу — композитор, режиссер, сценарист и писатель, известный во многих странах за пределами родной Турции, но только не в России. Но, наконец, его роман, переведенный на десятки языков, появится и на русском.

 

Алексей Образцов — востоковед, тюрколог, литературовед, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ и ВШЭ в Санкт-Петербурге. Область занятий — средневековая турецкая (османская) литература, нормативная поэтика османской поэзии, культура и быт османских турок, становление и развитие жанровой системы новой турецкой литературы.

5 февраля

Михаил Отрадин

Люди театра в театре А.Н. Островского

 

Драматург Александр Николаевич Островский хорошо знал жизнь театра и дал нам возможность взглянуть на мир «талантов и поклонников» не из зрительного зала, а со стороны кулис.

 

Михаил Отрадин — профессор, доктор филологических наук, член Союза писателей Санкт-Петербурга. Автор статей и монографий, посвященных русской литературе XIX века, среди них: «Проза И. А. Гончарова в литературном контексте», «На пороге как бы двойного бытия...». Читает  курсы «История русской литературы второй половины XIX века»,  «Литературное путешествие» в русской литературе XIX века», «Люди 1840-х годов в жизни в литературе». Член Союза писателей Санкт-Петербурга.

19 февраля

Ольга Светлакова

Веселая наука мэтра Франсуа Рабле

 

Рабле — ренессансная титаническая личность: он был  врачом и богословом, гуманистом и остроумцем, философом, юристом, педагогом, переводчиком, гурманом и кулинаром. А еще — автором книги, которая сокращенно называется по-русски «Гаргантюа и Пантагрюэль». По большей части непонятая, она неожиданно оказывается чрезвычайно актуальной.

 

Ольга Светлакова — филолог-романист, кандидат филологических наук, доцент СПБГУ, автор статей и монографий, посвященных испанской литературе Средних веков и Возрождения, поэтике и типологии  европейской литературы, творчеству Мигеля де Сервантеса. Среди них: «Дон Кихот» Сервантеса. Вопросы поэтики», «Сервантес. Восемь комедий и восемь интермедий».

26 февраля

Марина Разбежкина 

Горизонтальное кино

 

«Когда есть только ты один  с маленькой камерой, реальность ведет себя замечательно: очень близко к тому, какая она есть без тебя. И потом, когда смотришь кино, даже непонятно, где он – этот человек с камерой, ты совершенно о нем забываешь».

 

Марина Разбежкина — российский сценарист, кинорежиссер, продюсер. Член Союза кинематографистов России. Член КиноСоюза, Гильдии Неигрового Кино и Телевидения, Российской Академии кинематографических искусств «Ника», Европейской Академии киноискусства. Лауреат национальной премии «Лавр», Автор более 30 документальных картин и 2 художественных полнометражных фильмов. Победитель множества российских и зарубежных кинофестивалей.

5 марта

Людмила Ковнацкая

Смерть в Венеции: от новеллы Томаса Манна к опере Б. Бриттена

 

Новелла Томаса Манна «Смерть в Венеции»,  долго считавшаяся непереводимой на язык других искусств, была дважды пересочинена и предстала кинофильмом Лукино Висконти и оперой Бенджамина Бриттена. Переплетение автобиографических и культурных мотивов в каждом из трех произведений, предоставляет богатые возможности интерпретаций.

 

Людмила Ковнацкая — музыковед, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств. Глава Регионального отделения Международного музыковедческого общества (IMS). Обладатель звания «ученый года» за 1993 год, (Кембриджский биографический центр). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Автор многих книг и статей, посвященных отечественной и зарубежной музыке, среди них: «Бенджамин Бриттен»,  «Английская музыка XX века. Истоки и этапы развития: Очерки».

19 марта

Андрей Бобрихин

Советское наивное искусство — дитя Просвещения

 

Художественное творчество — индивидуальная проекция большого социального мифа. Осмысление работ наивных художников позволяет рассмотреть историю и практики социального мифотворчества, а также понять функционирование массовых символов эпохи.

 

Андрей Бобрихин — исследователь наивного и народного искусства, коллекционер. Доцент кафедры философии, культурологии и искусствоведения Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург), заведующий отделом наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, кандидат философских наук. Автор альбома «Народное искусство Урала. Традиционный костюм», монографий «Вещь и пространство в культуре этноса», «Пространство народной культуры», альбома «Музей наивного искусства».

«Эпоха просвещения» — социально-образовательная программа для зрителей БДТ имени Г. А. Товстоногова. Цикл лекций о культуре и искусстве — совместная инициатива БДТ и исследовательского проекта «Прагмема». Это территория контакта академических ученых и практиков искусства и петербургской публики. Критерии выбора тем и лекторов определены сочетанием качеств, определяющих стиль Большого драматического театра: академизм и эксперимент, уважение к прошлому и новаторство, ответственность за высказывание и инициатива, уникальность подходов и безупречность знания.

Масштаб жизни человека определяется размером мира, в котором он живет. Над первичными потребностями (безопасности, выживания и продолжения рода) и социальными потребностями (признания, одобрения и принадлежности) размещаются те, которые делают мир большим ― высшие, или собственно человеческие, потребности — в красоте, в познании мира и себя, в истине. Просвещение — путь к удовлетворению высших потребностей. 

«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Причина несовершеннолетия по собственной вине заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им самостоятельно.  Sapere aude  — имей мужество пользоваться своим умом! — таков девиз Просвещения» (Иммануил Кант, философ).

Куратор проекта — доктор филологических наук, профессор Светлана Адоньева.

Куратор встреч по истории и теории музыки — этномузыковед, музыкальный критик, кандидат искусствоведения Евгения Хаздан.

Куратор встреч, посвященных литературе, народному искусству и архитектуре — филолог, визуальный антрополог,

кандидат филологических наук Инна Веселова.

 

Проект реализуется при поддержке фонда ALMA MATER.

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий