ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ЛЕКЦИИ В БДТ    ЗИМА/ВЕСНА 2018

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова и исследовательский центр «Прагмема» продолжают цикл лекций о культуре и искусстве в рамках программы БДТ «Эпоха просвещения».

 

Информация о билетах на лекции — в кассах театра и на сайте bdt.spb.ru. Телефон касс: + 7 (812) 244-10-71.

 

Для зрителей БДТ, имеющих билеты на спектакли театра, проводимые в тот же месяц, что и лекция, вход бесплатный. Вход по билетам открывается за 10 минут до начала лекции. Количество мест ограничено.

 

Об открытии продаж на лекции, которые состоятся в 2018 году, будет объявлено дополнительно.

 


РАСПИСАНИЕ

18 февраля 

Марина Михайлова 

Иосиф Бродский. Прощение. Благодарность. Свобода

 

Едва ли можно найти человека, который никогда не сталкивался с необходимостью прощать и просить прощения. Вместе с тем необходимость прощения вовсе не очевидна, и многие люди предпочтут ему справедливость, возмездие или сопротивление силой. В поэзии Иосифа Бродского можно найти весомые эстетические и этические (именно ему принадлежат слова: «Эстетика – мать этики») аргументы в защиту прощения как освобождающей практики, открывающей путь благодарения и возвращающей человеку личное достоинство и радость жизни. 

 

Марина Михайлова — филолог, переводчик, доктор философских наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии, автор и ведущая на радио «Град Петров». Соавтор книги «Прощение: как помириться с собой и другими» (2017).

УВАЖАЕМЫЕ ЗРИТЕЛИ! ЛЕКЦИЯ ОТМЕНЕНА. ПРИНОСИМ СВОИ ИЗВИНЕНИЯ. 

Возврат билетов, приобретенных в БДТ, осуществляется в кассах театра. Возврат электронных билетов осуществляется в соответствии с правилами, указанными на билете. 


4 марта 

Евгений Стрелков 

Волга-матушка и медиа-арт

 

«Все завязано и перевязано на Волге», – писал ее исследователь и певец Василий Розанов. Архивные фотоснимки и гидрологические таблицы, резные доски с фасадов домов и рекламные клейма из старых газет – все это может стать темой для медиа-арта. Художник Евгений Стрелков превращает в звук фотопортреты ярмарочных шансонеток и контуры водохранилищ, заставляет плясать русалок-берегинь с городецких досок, просвечивает вспышкой термоядерного взрыва доски иконостаса Успенского собора Серафимо-Саровского монастыря, который когда-то был секретной ядерной лабораторией. 

 

Евгений Стрелков — художник, дизайнер, режиссер анимационного кино, арт-куратор, поэт. Заведующий отделом виртуальных программ Музея науки «Нижегородская радиолаборатория». Участник Пражской триеннале графики (1998), выставок в Англии, Венгрии, России. Автор ландшафтных художественных проектов и пространственных инсталляций в Германии, Франции, России, мультимедийных работ, посвященных Волге. Режиссер шести анимационных фильмов.

Билеты

18 марта 

Ануш Варданян

Любовь в эпоху Большого стиля: «Бумажные ласки»

 

«Бумажные ласки» — роман о любви, разыгранной в пылких письмах двух реальных людей: режиссера Исаака Менакера и его жены Анны Гринберг. Они жили и умерли в Ленинграде, оставив после себя два чемодана писем с признаниями, откровениями, упреками, ревностью, страстью и странным ощущением свободы. В их письмах становится различимо движение от модернистских 1920-х к эпохе Большого стиля. Время действия: с 1922-го по 1936 годы. Место действия: Ленинград, Москва, Киев, Одесса, Астрахань, Батум, Москва, Казантип, Кисловодск, Балаклава, Симферополь, степи, моря, коммуны, музеи, корабли и киностудии, — страна, какой она была или какой казалась. Чем величественнее признаки Стиля, тем упрямее цепляются люди за свои «мещанские» слабости, пытаются выжить.

 

Ануш Варданян — сценарист и писатель. Автор сценариев к фильмам «Обратное движение» (приз фестиваля «Кинотавр», 2010), «Василиса» (2013), «72 часа» (2015) и другим. Автор книги «Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая» (2014), романов «Воск» (2014), «Мой папа – сапожник и дон Корлеоне», «Бумажные ласки» (2017). 

Билеты

1 апреля 

Ирина Васильева 

«Тургеневские девушки» и «новые люди» в русской жизни и литературе 

 

«Тургеневские девушки» и «новые люди» — это узнаваемые литературные типы, визитная карточка второй половины XIX столетия. Какие концепции их породили и как эти литературные типы повлияли на жизни реальных людей? Как складывалась судьба «тургеневских девушек» в литературе и в культуре XX века? Можно ли встретить их в наши дни — и что мы вкладываем в это понятие? 

 

Ирина Васильева — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов: русская классическая литература XIX-го — начала XX века, теория литературы, динамика литературного процесса, поэтика повествования. Автор научных работ об Антоне Чехове, Всеволоде Гаршине, Льве Толстом, Иване Бунине.

Билеты

15 апреля 

Иосиф Райскин 

Леонид Десятников. «Русские сезоны»

 

Современные композиторы — каждый на свой лад — стремятся к более глубокому проникновению в стихию народного творчества. Композитор Леонид Десятников – горожанин, казалось бы, не близкий к крестьянскому фольклору, — всем своим воспитанием, консерваторской школой, подготовлен был к созданию «Русских сезонов» для сопрано, скрипки и камерного оркестра. Вдохновившись «Песнями русского Поозерья», он, во всеоружии композиторского мастерства, погрузил их в общеевропейский универсальный музыкальный контекст, сделав достоянием филармонических залов.

 

Иосиф Райскин — музыковед, историк музыки, музыкальный критик, главный редактор газеты «Мариинский театр», председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга. Автор большого числа статей в "Encyclopaedia Britannica", в новом 22-томном издании "The New Grove Dictionary of  Music and Musicians".

Билеты

29 апреля 

Борис Юхананов

Новая процессуальность

 

Новая процессуальность — это художественная стратегия, согласно которой театр должен стать местом сборки всех форм искусства, связанных с протяженностью во времени. 

 

Борис Юхананов — российский режиссeр, теоретик театра, видео, кино и телевидения, писатель, педагог. С 2013 года — художественный руководитель Электротеатра Станиславский. Основатель движения новой процессуальности — философско-эстетической теории и методологии в области искусства.

Билеты

Прошедшие лекции

21 января 

Инна Веселова 

Между святками: «девья красота», время силы и час свободы

 

После зимних святок с девичьими гаданиями и молодежными игрищами наступало время посиделок. Вечерами девушки осваивали песенный репертуар, чтобы к летним «зеленым святкам» собираться в лесу, с песнями «хоронить стрелу» или «кукушку». Летние обряды наделяли девушек осознанием силы, похожим на ту, которую торжествуют вилисы в балете «Жизель». Зачем «обмениваться» силой с березами, что делать с девичьим «могуществом» и почему в свадебном причитании спорят «девья красота» с «бабьей волокитою»?

 

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых — «Современный городской фольклор»(2003), «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

4 февраля 

Валентин Головин 

Дед Мазай, зайцы и другие хрестоматийные сюжеты русской культуры

 

В России хрестоматии для детей появились в 1875 году. Тогда в них прочитывались глубокие смыслы и нетривиальные стратегии. Такие тексты были популярны — например, в течение полувека дети заучивали и пели «Николашину похвалу зимним утехам» Александра Шишкова. Проходят годы, и любой «хрестоматийный текст» настолько мифологизируется, что перестает быть понятным читателю или зрителю — будь то стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Николая Некрасова и «Детство» Ивана Сурикова или картины «Охотники на привале» Василия Перова и «Неравный брак» Василия Пукирева.

 

Валентин Головин – доктор филологических наук, директор Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, руководитель Центра исследований детской литературы, автор книг и статей, посвященных фольклору, детской литературе, русской культуре нового и новейшего времени.

«Эпоха просвещения» — социально-образовательная программа для зрителей БДТ имени Г. А. Товстоногова. Цикл лекций о культуре и искусстве — совместная инициатива БДТ и исследовательского проекта «Прагмема». Это территория контакта академических ученых и практиков искусства и петербургской публики. Критерии выбора тем и лекторов определены сочетанием качеств, определяющих стиль Большого драматического театра: академизм и эксперимент, уважение к прошлому и новаторство, ответственность за высказывание и инициатива, уникальность подходов и безупречность знания.

Масштаб жизни человека определяется размером мира, в котором он живет. Над первичными потребностями (безопасности, выживания и продолжения рода) и социальными потребностями (признания, одобрения и принадлежности) размещаются те, которые делают мир большим ― высшие, или собственно человеческие, потребности — в красоте, в познании мира и себя, в истине. Просвещение — путь к удовлетворению высших потребностей. 

«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Причина несовершеннолетия по собственной вине заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им самостоятельно.  Sapere aude  — имей мужество пользоваться своим умом! — таков девиз Просвещения» (Иммануил Кант, философ).

Куратор проекта — доктор филологических наук, профессор Светлана Адоньева.

Куратор встреч по истории и теории музыки — этномузыковед, музыкальный критик, кандидат искусствоведения Евгения Хаздан.

Куратор встреч, посвященных литературе, народному искусству и архитектуре — филолог, визуальный антрополог,

кандидат филологических наук Инна Веселова.

 

Проект реализуется при поддержке фонда ALMA MATER.

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий