ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ЛЕКЦИИ В БДТ

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова

и исследовательский центр «Прагмема» продолжают цикл

лекций о культуре и искусстве в рамках программы БДТ

«Эпоха просвещения».

 

Информация о билетах на лекции — в кассах театра
и на сайте bdt.spb.ru. Телефон касс: + 7 (812) 244-10-71.

 

Для зрителей БДТ, имеющих билеты на спектакли театра, проводимые в тот же месяц, что и лекция, вход бесплатный. Вход по билетам открывается за 10 минут

до начала лекции. Количество мест ограничено.

 

 


РАСПИСАНИЕ

Андрей Бобрихин

Художественный примитив провинции в США и России XIX века

14 апреля

 

Провинциальный примитив — появляется одновременно в противоположных частях мира и в сходных условиях: на периферии европейски просвещенного мира. Основной жанр провинциального примитива — парадный портрет. Сходство восточноевропейских

и американских примитивных портретов, возникших в столь удаленных друг от друга регионах, наводит на мысль о существовании неких внутренних причин и условий в искусстве, не зависящих от региональной принадлежности авторов, и порождающих сходные культурные явления и художественные формы. Мы рассмотрим место и роль художественного примитива в живописной традиции, взаимоотношения «высокого» и «низкого» в изобразительном искусстве, особенности процесса усвоения европейских влияний «неофитами» в России, Восточной Европе и Америке в XVIII — первой половине XIX века.

 

Андрей Бобрихин — исследователь наивного и народного искусства, коллекционер. Заведующий отделом наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, кандидат философских наук. Сфера профессиональных интересов — наивное, народное и декоративно-прикладное искусство, антропология народов Урала, визуальная антропология, музеология. Автор альбома «Народное искусство Урала. Традиционный костюм» (2006), монографий «Вещь и пространство в культуре этноса» (2008), «Пространство народной культуры» (2010), альбома «Музей наивного искусства (2015).

Мария Станюкович

Эпос охотников за головами

28 апреля

 

Австронезийцы, великие мореплаватели, заселившие Филиппины, Индонезию, Малайзию и острова Тихого океана, изначально были охотниками за головами. Обычай охоты за головами был прочно встроен в культуру и имел как сакрально-магические, так и рациональные экологические основания. Он сохранялся до ХХ века преимущественно у горных племен, населяющих труднопроходимые территории и сохранявших независимость от любых форм государства, местных или колониальных. Один из таких народов — ифугао, живет в Кордильерах Северного Лусона (Филиппины). Их эпос худхуд сформировался в период активной охоты за головами; на ней построены все воинские конфликты в повествовании. При этом в худхудах никого никогда не только не убивают, но и не ранят. Такая ситуация уникальна для жанра героического эпоса, который во всем мире построен на описании кровавых битв и уничтожении героем врагов. Лекция иллюстрирована полевыми фотографиями и записями сказаний, которые автор записывает на Филиппинах с 1990х гг.

 

Мария Станюкович — востоковед, сфера научных интересов - архаический ритуальный эпос, полевая этнография, история

и этнография Юго-Восточной Азии; фольклористика, мифология, этноязыкознание, шаманство, символика материальной культуры народов Филиппин и коренных народов Камбоджи. Заведующая отделом Австралии, Океании, Индонезии и Филиппин МАЭ (Кунсткамера) РАН. Проводила полевые исследования в Центральной Азии, Казахстане, Дагестане, на Кубе (1976—1992 гг.), ныне —

в Камбодже (с 2015 г) и на Филиппинах (1994–2018 гг.). Основатель и ответственный редактор серии «Маклаевский сборник» (с 2008 г.). С 2013 г. руководит группой по созданию электронного корпуса филиппинских ритуальных фольклорных текстов с мультимедийной базой полевых материалов. Организатор первой международной конференции по Филиппинам в СПб (2009 г.), серии научных конференций и секций по культуре юга Азиатско-Тихоокеанского региона и этноботанике. Выступала с лекциями в США (Yale University, 1992 г.; University of Hawaii, 2003 г.) и на Филиппинах (University of the Philippines, 2006 г.; National museum of the Philippines, 2012 г.), приглашенный профессор в Японии (Minpaku, 2010–2011 гг.) и Великобритании (Coventry University, UK, 2013—2016 гг.). Член международной редколлегии ‘The Journal of History’ и ‘Mabini Journal’ (Филиппины), российских жрналов «Эпосоведение»  «Кунсткамера». В 2018 получила правительственную награду Республики Филиппины ‘Dangal ng Wika’ за выдающиеся заслуги

в исследовании филиппинского эпоса. Открыла и описала архаическую систему ритуальных эпических жанров бесписьменных горных народов ифугао и яттука (йаттука), Филиппины.

Ольга Светлакова

Тоска по барокко. Эстетика XVII века и её уроки

12 мая

 

Семнадцатый век в европейской культуре был ареной борьбы классицизма и барокко – двух противоположных с виду, но при этом взаимозависимых и сотрудничавших эстетик. По сути, речь шла о двух разных мировоззренческих основаниях познания. За классицизмом были картезианский рационализм, жажда ясности и ценность просветленной, точно выверенной гармонии; за барокко – неукротимость познавательного порыва, когда нельзя обойтись одним разумом, когда мир видится бесконечно большим, чем наши усилия его понять, и тем не менее, и вопреки этому, или именно поэтому барокко бросает вызов непознанному нами миру. Барокко при всем своём скептицизме не приводит ни к вялому релятивизму, ни к агностицизму, а порождает в своих лучших образцах особую, новую художественную дерзость, созвучную новейшему времени.

 

Ольга Светлакова — филолог-романист, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербругского государственного университета, автор статей и монографий, посвященных испанской литературе Средних веков и Возрождения, поэтике и типологии европейской литературы, творчеству Мигеля де Сервантеса. Среди них: «Дон Кихот» Сервантеса. Вопросы поэтики. (1996); Сервантес. Восемь комедий и восемь интермедий (Лит. Памятники), 2011.

ПРОШЕДШИЕ ЛЕКЦИИ

Любовь Бугаева

Мир «расходящихся тропок»: кино виртуальной реальности

31 марта

 

Что представляет собой кино виртуальной реальности? В чем состоит отличие VR-фильма от кино 2D, 3D, 3D+, 4D, видео 360°? Как именно рассказывается история в VR-фильме? Можно ли считать, что это кино будущего? В лекции предпринимается попытка не только дать ответы на эти вопросы, но и обозначить основные тенденции в развитии VR-кино.

 

Любовь Бугаева — исследователь литературы, кино и энактивных медиа, доктор филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Автор монографии «Литература и rite de passage» (СПб.: Петрополис, 2010) и более 150 статей по теории литературы, кинематографу, интертекстуальности и интермедиальности.

Евгений Стрелков

Монстры, химеры и симбиоты — от Кунсткамеры до нейролаборатории

17 марта

 

В 15-17 веках при дворах европейских монархов, а также в домах аптекарей и фармацевтов создавались кунсткамеры — собрания редкостей, среди которых были и генетические уродцы вроде двухголового телёнка, и химеры, изготовленные, как сейчас очевидно, искусными мошенниками. Именно такого рода кунсткамера была организована в начале XVIII века Петром Первым в Петербурге, в неё вошли коллекции голландских аптекарей Фредерика Рюйша и Альфреда Себы. В середине XVIII века в моду вошли автоматические фигуры, и механики-виртуозы утверждали, что смогут создавать искусственные аналоги живых существ, обладающие подвижностью, дыханием и пищеварением. Такие анатомические фигуры предполагалось применять в медицинских целях. Но лишь с появлением кибернетических систем такие автоматы перестали быть фантастикой. И, пожалуй, самые интересные среди них — нейросимбиоты, совмещающие живые нервные клетки с компьютерным чипом.

 

Евгений Стрелков — художник, дизайнер, режиссер анимационного кино, арт-куратор, поэт. Заведующий отделом виртуальных программ Музея «Нижегородская радиолаборатория» Нижегородского государственного университета, сотрудник Нижегородского Арсенала. Участник Пражской триеннале графики (1998), выставок «Форум художественных инициатив» (Москва,1998), «Арт-Россия» (Москва, 1997), Биеннале графики «Мастера искусств» (Венгрия, 1999), «The Derelict Sensation» (Лондон, 2002), «Картины мира» (Ульяновск, 2016), «Метагеография» (Москва, 2015) . Автор ландшафтных художественных проектов и пространственных инсталляций: «Проекция Неба» (Подмосковье,1997); «Каллиграфия времени» (Нижний Новгород, 1998); «Узел Связи» (Нижний Новгород, 1999), «Отпечатки» (Дуйсбург, Германия, 1999); «Северная партия» (Соловецкие острова, 2003), «Paradise-2004» (Ди, Франция, 2004). Автор мультимедиа работ, посвящённых теме Волги, в том числе инсталляций «Water-Бюст», «Сирены», «сИренада», «Вокал кефали», «Сумма речи», «Рыба! Волжское застолье», «Внутренние жители»; коммуникационного проекта «След сада» (приз Ассоциации «Открытый музей»). Режиссер анимационных фильмов «Гроза в графине» (2013), «Анти-Дарвин» (2014), «Фантомная буква» (2015), «Освобождённая фистула» (2016), «Невольный Прометей» (2016), «Эскулап революции» (2017).

Марина Михайлова

Иосиф Бродский. Прощение. Благодарность. Свобода

3 марта

 

Едва ли можно найти человека, который никогда не сталкивался с необходимостью прощать и просить прощения. Вместе с тем необходимость прощения вовсе не очевидна, и многие люди предпочтут прощению справедливость, возмездие, сопротивление злу силой. В поэзии Бродского находятся весомые эстетические и этические (вспомним его сентенцию «Эстетика — мать этики») аргументы в защиту прощения как освобождающей практики, открывающей путь благодарения и возвращающей человеку личное достоинство и радость жизни.

 

Марина Михайлова — доктор философских наук, филолог, философ, переводчик. Профессор РХГА, автор и ведущая радио «Град Петров». Один из авторов книги «Прощение: как помириться с собой и другими» (Марина Архипова, Марина Михайлова, СПб, 2017).

Сергей Булацев

Япония: этикет в искусствах; этикет как искусство

17 февраля

 

Этикет очень важен для японцев и пронизывает все сферы их существования. Японцы учатся соблюдению норм этикета всю жизнь. Это обучение проходит как «естественным образом», в процессе обыденной жизни, так и во время специально организованных занятий. Один из самых эффективных способов усвоить нормы этикета – занятия традиционными искусствами: воинскими, — такими, как кэндо, дзюдо, айкидо, — или «гражданскими», как, например, — чайная церемония или икэбана. Следование традиционным нормам поведения является неотъемлемой частью практики всех японских искусств. Военное сословие, самураи, отдельно изучали правила приличия

и хорошие манеры. Искусство соблюдения норм этикета, рэйхо, начиная, по крайней мере, с конца XII века, рассматривается в Японии как одно из важнейших воинских искусств. Школы, где обучают рэйхо, стали центрами теории и методики обучения этикету в самых разных областях жизни современных японцев.

 

Сергей Булацев — филолог, историк, востоковед, область интересов: история культуры Японии (традиционные искусства), современное японское общество (институты и практика социализации), история японской литературы Нового времени. Среди его работ: «О значении Мори Огай и Нацумэ Сосэки для современной японской литературы» // Петербургское Востоковедение, вып. 5. СПб., 1994. Социальная функция японских гэйдо («путей искусства») в период Мэйдзи (1868-1912) // 300 лет преподавания японского языка на берегах Невы. Материалы научной конференции. СПб.: СПбГУ, 2005. Boulatsev S. Specific feature of “keiko” as a training form in traditional Japanese arts // Japan Phenomenon: Views from Europe. (International Conference). M., 2001.

Светлана Адоньева

От частушки до рэп-баттла: праздничный агон

3 февраля

 

У древних греков всякая борьба и состязание. Слава, стяжаемая победителем в таком состязании,

в равной степени определяют черты русской крестьянской частушки, репа и праздничного речевого поведения современных культур.

 

Светлана Адоньева - фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, автор статей и монографий, посвященных фольклору

и современной массовой культуре. Среди них: Категория ненастоящего времени (2001); Дух народа и другие духи (2009, 2016), Символический порядок (2011). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Светлана Адоньева, Лора Олсон. Миры русской крестьянки: традиция, трансгрессия, компромисс. Висконсин Пресс. 2013). Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Татьяна Парфенова

Воздушные потоки и счастливый малыш

 

 

«Счастливый малыш — необходимое состояние для работы. Счастливым малышом можешь быть не обязательно ты сам, но кто-то рядом

с тобой: в жизни твоей он нужен. А без воздушных потоков нельзя дышать. Они могут литься на тебя сверху, могут тебя поднимать. Некоторые люди называют это творчеством. Некоторые корыстно именуют "мое"». Татьяна Парфенова

 

Татьяна Парфенова — художник, модельер, дизайнер, автор множества творческих проектов, автор книг, написанных для детей

и взрослых.

Инна Веселова

Тактики слабых и драмы сильных в русском эпосе

 

 Мало кто знает, что в «старинах», а именно так эпические песни называли сказители, творили хрестоматийные богатыри и менее известные их соперники, и товарищи. Но никто точно не вспоминает о героинях русского эпоса. Меж тем в большинстве сюжетов былин богатыри оказываются пешками в многоходовой женской игре. Хитроумные трюки, дерзкие обманы, бесстрашные выборы и недюжинная сила героинь удивляют самих сказителей и сказительниц до такой степени, что им приходится прерывать рассказ, чтобы прокомментировать поступки жен, дев, волшебниц и воительниц. К сожалению, героиням чаще всего приходится платить высокую цену за своеволие и желания, но во всегда считавшемся «мужским» мире русского эпоса открыто или исподволь действуют героини не слабее Брунгильды. В каждом исполнении сказители наполняют старые сюжеты чаяниями сильных женщинах и знанием хитрых тактик.

 

Инна Сергеевна Веселова — филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, редактор-составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум»(2012), «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012).

Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы» АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры».

Евгения Хаздан
Еврейский театр в музыке Шостаковича

 

В 1955 году в журнале Советская музыка появилась первая статья о «еврейском» сочинении Дмитрия Шостаковича. Со временем исследователи стали говорить об особом месте еврейской темы в творчестве композитора, выявлять характерные черты в его камерных

и симфонических произведениях. Сам он говорил, что заинтересовался миром еврейского фольклора благодаря одному из своих учеников, Вениамину Флейшману, однако главным источником впечатлений были театральные постановки 1920–1930-х годов.

 

Евгения Владимировна Хаздан — этномузыколог, кандидат искусствоведения, музыкальный критик. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Принимала участие в организации ряда культурных проектов, в том числе Международного семинара традиционной музыки восточноевропейских евреев «Клезфест в Петербурге», семинаров «Искусство и традиция» («Новая еврейская школа»), исследовательского семинара «Среды в Российском институте истории искусств» и др. Редактор научных сборников по этномузыкологии, нотных изданий, журнала «Временник Зубовского института». Сфера научных интересов Е. Хаздан включает, с одной стороны, традиционную музыкальную культуру восточноевропейских евреев, с другой — явления и процессы современной музыкальной жизни. Особое внимание уделяет новым сочинениям петербургских композиторов.

Ольга Светлакова
Театр и нет ему конца

 

Феномен театра в культуре изумляет неистребимой силой, разнообразием и стойкостью — возможно, вследствие своей причастности

к глубинным, изучаемым лишь антропологами слоям человеческого. Его несомненная причастность к сакральности, огонь которой

по сей день не угасает в лучших современных театральных проявлениях, и к игре, абсолютно необходимой для человека, а также его познавательная мощь делают театр универсальной силой культуры. Никогда не исчезая совсем, он, однако, прошёл в Европе долгий путь, претерпев множество перемен и обновлений.

 

Лекция очень кратко и обобщённо освещает отдельные важные этапам этого пути: античную драму, эволюцию средневековых драматических форм в ренессансный профессиональный театр, испанский театр Золотого века, английскую елизаветинскую драму, классицистический французский театр, театр романтизма, отражения в драме натуралистической и символистической эстетики; упоминаются некоторые влиятельные для ХХ века режиссёрские школы.

 

Ольга Альбертовна Светлакова – филолог-романист, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербругского государственного университета, автор статей и монографий, посвященных испанской литературе Средних веков и Возрождения, поэтике и типологии европейской литературы, творчеству Мигеля де Сервантеса. Среди них: «Дон Кихот» Сервантеса. Вопросы поэтики. (1996); Сервантес. Восемь комедий и восемь интермедий (Лит. Памятники), 2011.

Николай Громов

Малый театр Суворина в сюжетах и лицах

 

За право быть примадонной театра в разные годы состязались З. Холмская, П. Стрепетова и Л. Яворская, но «яблоко раздора» старик Суворин предпочел отдать К. Дестомбе — актрисе молодой, но очень тусклой, чем вызвал неудовольствие всей труппы. Другое событие, взволновавшее общественность — постановка пьесы «Контрабандисты»: спектакль был освистан в связи с его антисемитской подоплекой. Особая тема — Суворин и Чехов, их взаимоотношения и совместный опыт написания драмы «Татьяна Репина», навеянный самоубийством актрисы Евлапмпии Кадминой. Рассказ о Малом театре иллюстрируется картинами и портретами, созданными

И. Репиным, Н. Яорошенко, В. Серовым, А. Рицони, декорациями С. Судейкина, Н. Сапунова и др.

 

Николай Николаевич Громов — искусствовед, профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства; член Союза Художников России, автор книг и статей по вопросам отечественного и зарубежного изобразительного и театрально-декорационного искусства. Среди них: Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. 1945–1949. Становление театрально-декорационного искусства. (1978); Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства (1983);

Горизонты сценографии (2006).

Алексей Образцов

In vino veritas

 

 

Уровень потребления алкогольных напитков прямо пропорционален той социальной роли, которую они играют как средство организации общения и «ритуальной означенности узловых моментов бытия». Поэтому не кажется преувеличением утверждение, что «в напитках ещё более, чем в других формах пищи выражаются ценностные, экономические, культурные вариации данного общества». В Османской империи, как и во всех странах Средиземноморья, «благодатного пояса виноградной лозы», потребление спиртных напитков выходило далеко за пределы банального удовлетворения потребностей в алкоголе. Социальные, эмоциональные и моральные аспекты винопития породили целый круг обычаев и ритуалов, которые со временем сформировали особую скультуру. Своеобразие ей придавало то, что возникла она в полиэтнической, поликонфессиональной стране, где доминировали исламские религиозные установки, мягко говоря,

не одобрявшие, потребление алкоголя.

 

Алексей Васильевич Образцов — востоковед, тюрколог, литературовед, кандидат филологических наук, доцент восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета и Высшей школы Экономики в Санкт-Петербурге. Область занятий — средневековая турецкая (османская) литература, нормативная поэтика османской поэзии, культура и быт османских турок, становление

и развитие жанровой системы новой турецкой литературы.

Ирина Васильева

Драматургия мифа об изначальной любви

 

Человеку нужна биография, народу и государству — история. И в истории личной, и в истории коллективной всегда есть место мифу.

Он даёт яркость, масштаб, загадочность любому повествованию. Мифотворчество — внутренняя потребность рассказывающего, и в то же время — возможность превратить CV в биографию, а даты и сведения — в историю. Греция подарила нам мифы, в которых отразилась вся человеческая жизнь. Но и сама она стала мифом, без которого ни Европа, ни Россия не могут построить повествование о собственной истории. Как творился и как жил миф о Греции в русской культуре? Какое отношение имеют к нему русские греки? Как повлиял этот миф на творчество и судьбы Каподистрии, Щербины, Хартахая? Важен ли миф о Греции для греков сегодня? И каков он? Этим и другим вопросам непростых, но всегда эмоционально наполненных отношений Греции и России будет посвящена эта встреча.

 

Ирина Эдуардовна Васильева — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы СПбГУ. Сфера научных интересов: русская классическая литература XIX– нач. XX вв., теория литературы, динамика литературного процесса, поэтика повествования. Автор научных работ о Чехове, Гаршине, Л. Н. Толстом, Бунине.

Светлана Иванова

Юбилей и юбилейные трубы

 

Празднование юбилея предписывается в Ветхом Завете: юбилейный год установлен в Библии, и установлен непосредственно велением Господа, в откровении Моисею. Это особенное, священное время, когда прекращаются многие обыденные действия. Начало юбилейного года провозглашается звуками особого духового инструмента — шофара йовела. Шофар — еврейский ритуальный духовой инструмент, появившийся еще в Ветхом Завете и до настоящего времени занимающий важное место в синагогальных обрядах. Христианское искусство Средних веков связано прежде всего с евангельскими сюжетами и преданием святых отцов Церкви и замкнуто совсем в другой традиции. Тем не менее существуют все данные для того, чтоб говорить об иконографии шофара в искусстве Европы, Византии

и христианского Востока.

 

Светлана Валерьевна Иванова — филолог-медиевист, искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского Института Истории Искусств. Закончила СПбГУ; стажировалась в Университете Гумбольдта, Ганновер; проходила искусствоведческую практику в Университете Афин. Участник и организатор культурных и научных проектов, среди них: «Морфология праздника», «Русская народная глиняная игрушка: художественная практика, фольклор и культурная идентичность». Выступала с докладами на международных конференциях и семинарах, в том числе в университете Вилламет, США, в обществе «Икона», Германия. Автор статей

по искусствоведению и медиевистике, опубликованных в российских и немецких изданиях. Читает курсы лекций по западноевропейскому искусству Средних веков и искусству Византии, по теории и истории искусства.

Эпоха просвещения

«Эпоха просвещения» — социально-образовательная программа для зрителей БДТ имени Г. А. Товстоногова. Цикл лекций о культуре и искусстве — совместная инициатива БДТ и исследовательского проекта «Прагмема». Это территория контакта академических ученых

и практиков искусства и петербургской публики. Критерии выбора тем и лекторов определены сочетанием качеств, определяющих стиль Большого драматического театра: академизм и эксперимент, уважение к прошлому и новаторство, ответственность за высказывание

и инициатива, уникальность подходов и безупречность знания.

Масштаб жизни человека определяется размером мира, в котором он живет. Над первичными потребностями (безопасности, выживания и продолжения рода) и социальными потребностями (признания, одобрения и принадлежности) размещаются те, которые делают мир большим ― высшие, или собственно человеческие, потребности — в красоте, в познании мира и себя, в истине. Просвещение — путь

к удовлетворению высших потребностей. 

«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Причина несовершеннолетия по собственной вине заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им самостоятельно.  Sapere aude  — имей мужество пользоваться своим умом! — таков девиз Просвещения» (Иммануил Кант, философ).

Куратор проекта — доктор филологических наук, профессор Светлана Адоньева.

Куратор встреч по истории и теории музыки — этномузыковед, музыкальный критик, кандидат искусствоведения Евгения Хаздан.

Куратор встреч, посвященных литературе, народному искусству и архитектуре — филолог, визуальный антрополог,

кандидат филологических наук Инна Веселова.

 

Проект реализуется при поддержке фонда ALMA MATER.

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий