ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ЛЕКЦИИ В БДТ    ЗИМА/ВЕСНА 2018

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова

и исследовательский центр «Прагмема» продолжают цикл

лекций о культуре и искусстве в рамках программы БДТ

«Эпоха просвещения».

 

Информация о билетах на лекции — в кассах театра
и на сайте bdt.spb.ru. Телефон касс: + 7 (812) 244-10-71.

 

Для зрителей БДТ, имеющих билеты на спектакли театра, проводимые в тот же месяц, что и лекция, вход бесплатный. Вход по билетам открывается за 10 минут

до начала лекции. Количество мест ограничено.

 

Об открытии продаж на лекции, которые состоятся в 2018 году, будет объявлено дополнительно.

 


РАСПИСАНИЕ

15 апреля 

Иосиф Райскин 

Леонид Десятников. «Русские сезоны»

 

Современные композиторы — каждый на свой лад — стремятся к более глубокому проникновению в стихию народного творчества. Композитор Леонид Десятников – горожанин, казалось бы, не близкий к крестьянскому фольклору, — всем своим воспитанием, консерваторской школой, подготовлен был к созданию «Русских сезонов» для сопрано, скрипки и камерного оркестра. Вдохновившись «Песнями русского Поозерья», он, во всеоружии композиторского мастерства, погрузил их в общеевропейский универсальный музыкальный контекст, сделав достоянием филармонических залов.

 

Иосиф Райскин — музыковед, историк музыки, музыкальный критик, главный редактор газеты «Мариинский театр», председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга. Автор большого числа статей в "Encyclopaedia Britannica",

в новом 22-томном издании "The New Grove Dictionary of  Music and Musicians".

Билеты

29 апреля 

Борис Юхананов

Новая процессуальность

 

Новая процессуальность — это художественная стратегия, согласно которой театр должен стать местом сборки всех форм искусства, связанных с протяженностью во времени. 

 

Борис Юхананов — российский режиссeр, теоретик театра, видео, кино и телевидения, писатель, педагог. С 2013 года — художественный руководитель Электротеатра Станиславский. Основатель движения новой процессуальности — философско-эстетической теории

и методологии в области искусства.

Билеты

Прошедшие лекции

Ирина Васильева 

«Тургеневские девушки» и «новые люди» в русской жизни и литературе 

 

«Тургеневские девушки» и «новые люди» — это узнаваемые литературные типы, визитная карточка второй половины XIX столетия. Какие концепции их породили и как эти литературные типы повлияли на жизни реальных людей? Как складывалась судьба «тургеневских девушек» в литературе и в культуре XX века? Можно ли встретить их в наши дни — и что мы вкладываем в это понятие? 

 

Ирина Васильева — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов: русская классическая литература XIX-го — начала XX века, теория литературы, динамика литературного процесса, поэтика повествования. Автор научных работ об Антоне Чехове, Всеволоде Гаршине,

Льве Толстом, Иване Бунине.

Евгений Стрелков

Волга-матушка и медиа-арт

 

«Все завязано и перевязано на Волге», – писал ее исследователь и певец Василий Розанов. Архивные фотоснимки и гидрологические таблицы, резные доски с фасадов домов и рекламные клейма из старых газет – все это может стать темой для медиа-арта. Художник Евгений Стрелков превращает в звук фотопортреты ярмарочных шансонеток и контуры водохранилищ, заставляет плясать русалок-берегинь с городецких досок, просвечивает вспышкой термоядерного взрыва доски иконостаса Успенского собора Серафимо-Саровского монастыря, который когда-то был секретной ядерной лабораторией. 

 

Евгений Стрелков — художник, дизайнер, режиссер анимационного кино, арт-куратор, поэт. Заведующий отделом виртуальных программ Музея науки «Нижегородская радиолаборатория». Участник Пражской триеннале графики (1998), выставок в Англии, Венгрии, России. Автор ландшафтных художественных проектов и пространственных инсталляций в Германии, Франции, России, мультимедийных работ, посвященных Волге. Режиссер шести анимационных фильмов.

Ануш Варданян

Любовь в эпоху Большого стиля: «Бумажные ласки»

 

«Бумажные ласки» — роман о любви, разыгранной в пылких письмах двух реальных людей: режиссера Исаака Менакера и его жены Анны Гринберг. Они жили и умерли в Ленинграде, оставив после себя два чемодана писем с признаниями, откровениями, упреками, ревностью, страстью и странным ощущением свободы. В их письмах становится различимо движение от модернистских 1920-х к эпохе Большого стиля. Время действия: с 1922-го по 1936 годы. Место действия: Ленинград, Москва, Киев, Одесса, Астрахань, Батум, Москва, Казантип, Кисловодск, Балаклава, Симферополь, степи, моря, коммуны, музеи, корабли и киностудии, — страна, какой она была или какой казалась. Чем величественнее признаки Стиля, тем упрямее цепляются люди за свои «мещанские» слабости, пытаются выжить.

 

Ануш Варданян — сценарист и писатель. Автор сценариев к фильмам «Обратное движение» (приз фестиваля «Кинотавр», 2010), «Василиса» (2013), «72 часа» (2015) и другим. Автор книги «Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая» (2014), романов «Воск» (2014), «Мой папа – сапожник и дон Корлеоне», «Бумажные ласки» (2017). 

Марина Михайлова 

Иосиф Бродский. Прощение. Благодарность. Свобода

 

Едва ли можно найти человека, который никогда не сталкивался с необходимостью прощать и просить прощения. Вместе с тем необходимость прощения вовсе не очевидна, и многие люди предпочтут ему справедливость, возмездие или сопротивление силой.

В поэзии Иосифа Бродского можно найти весомые эстетические и этические (именно ему принадлежат слова: «Эстетика – мать этики») аргументы в защиту прощения как освобождающей практики, открывающей путь благодарения и возвращающей человеку личное достоинство и радость жизни. 

 

Марина Михайлова — филолог, переводчик, доктор философских наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии, автор

и ведущая на радио «Град Петров». Соавтор книги «Прощение: как помириться с собой и другими» (2017).

Инна Веселова 

Между святками: «девья красота», время силы и час свободы

 

После зимних святок с девичьими гаданиями и молодежными игрищами наступало время посиделок. Вечерами девушки осваивали песенный репертуар, чтобы к летним «зеленым святкам» собираться в лесу, с песнями «хоронить стрелу» или «кукушку». Летние обряды наделяли девушек осознанием силы, похожим на ту, которую торжествуют вилисы в балете «Жизель». Зачем «обмениваться» силой

с березами, что делать с девичьим «могуществом» и почему в свадебном причитании спорят «девья красота» с «бабьей волокитою»?

 

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых — «Современный городской фольклор»(2003), «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Валентин Головин 

Дед Мазай, зайцы и другие хрестоматийные сюжеты русской культуры

 

В России хрестоматии для детей появились в 1875 году. Тогда в них прочитывались глубокие смыслы и нетривиальные стратегии. Такие тексты были популярны — например, в течение полувека дети заучивали и пели «Николашину похвалу зимним утехам» Александра Шишкова. Проходят годы, и любой «хрестоматийный текст» настолько мифологизируется, что перестает быть понятным читателю или зрителю — будь то стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Николая Некрасова и «Детство» Ивана Сурикова или картины «Охотники

на привале» Василия Перова и «Неравный брак» Василия Пукирева.

 

Валентин Головин – доктор филологических наук, директор Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, руководитель Центра исследований детской литературы, автор книг и статей, посвященных фольклору, детской литературе, русской культуре нового

и новейшего времени.

«Эпоха просвещения» — социально-образовательная программа для зрителей БДТ имени Г. А. Товстоногова. Цикл лекций о культуре и искусстве — совместная инициатива БДТ и исследовательского проекта «Прагмема». Это территория контакта академических ученых

и практиков искусства и петербургской публики. Критерии выбора тем и лекторов определены сочетанием качеств, определяющих стиль Большого драматического театра: академизм и эксперимент, уважение к прошлому и новаторство, ответственность за высказывание

и инициатива, уникальность подходов и безупречность знания.

Масштаб жизни человека определяется размером мира, в котором он живет. Над первичными потребностями (безопасности, выживания и продолжения рода) и социальными потребностями (признания, одобрения и принадлежности) размещаются те, которые делают мир большим ― высшие, или собственно человеческие, потребности — в красоте, в познании мира и себя, в истине. Просвещение — путь

к удовлетворению высших потребностей. 

«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Причина несовершеннолетия по собственной вине заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им самостоятельно.  Sapere aude  — имей мужество пользоваться своим умом! — таков девиз Просвещения» (Иммануил Кант, философ).

Куратор проекта — доктор филологических наук, профессор Светлана Адоньева.

Куратор встреч по истории и теории музыки — этномузыковед, музыкальный критик, кандидат искусствоведения Евгения Хаздан.

Куратор встреч, посвященных литературе, народному искусству и архитектуре — филолог, визуальный антрополог,

кандидат филологических наук Инна Веселова.

 

Проект реализуется при поддержке фонда ALMA MATER.

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий