ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ЛЕКЦИИ В БДТ

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова

и исследовательский центр «Прагмема» продолжают цикл

лекций о культуре и искусстве в рамках программы БДТ

«Эпоха просвещения».

 

Информация о билетах на лекции — в кассах театра
и на сайте bdt.spb.ru. Телефон касс: + 7 (812) 244-10-71.

 

Для зрителей БДТ, имеющих билеты на спектакли театра, проводимые в тот же месяц, что и лекция, вход бесплатный. Вход по билетам открывается за 10 минут

до начала лекции. Количество мест ограничено.

 

 


РАСПИСАНИЕ

Инна Веселова

Тактики слабых и драмы сильных в русском эпосе

23 декабря

 

Мало кто знает, что в «старинах», а именно так эпические песни называли сказители, творили хрестоматийные богатыри и менее известные их соперники, и товарищи. Но никто точно не вспоминает о героинях русского эпоса. Меж тем в большинстве сюжетов былин богатыри оказываются пешками в многоходовой женской игре. Хитроумные трюки, дерзкие обманы, бесстрашные выборы и недюжинная сила героинь удивляют самих сказителей и сказительниц до такой степени, что им приходится прерывать рассказ, чтобы прокомментировать поступки жен, дев, волшебниц и воительниц. К сожалению, героиням чаще всего приходится платить высокую цену за своеволие и желания, но во всегда считавшемся «мужским» мире русского эпоса открыто или исподволь действуют героини не слабее Брунгильды. В каждом исполнении сказители наполняют старые сюжеты чаяниями сильных женщинах и знанием хитрых тактик.

 

Инна Сергеевна Веселова — филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, редактор-составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум»(2012), «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012).

Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы» АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры».

ПРОШЕДШИЕ ЛЕКЦИИ

Евгения Хаздан
Еврейский театр в музыке Шостаковича

30 сентября

 

В 1955 году в журнале Советская музыка появилась первая статья о «еврейском» сочинении Дмитрия Шостаковича. Со временем исследователи стали говорить об особом месте еврейской темы в творчестве композитора, выявлять характерные черты в его камерных

и симфонических произведениях. Сам он говорил, что заинтересовался миром еврейского фольклора благодаря одному из своих учеников, Вениамину Флейшману, однако главным источником впечатлений были театральные постановки 1920–1930-х годов.

 

Евгения Владимировна Хаздан — этномузыколог, кандидат искусствоведения, музыкальный критик. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Принимала участие в организации ряда культурных проектов, в том числе Международного семинара традиционной музыки восточноевропейских евреев «Клезфест в Петербурге», семинаров «Искусство и традиция» («Новая еврейская школа»), исследовательского семинара «Среды в Российском институте истории искусств» и др. Редактор научных сборников по этномузыкологии, нотных изданий, журнала «Временник Зубовского института». Сфера научных интересов Е. Хаздан включает, с одной стороны, традиционную музыкальную культуру восточноевропейских евреев, с другой — явления и процессы современной музыкальной жизни. Особое внимание уделяет новым сочинениям петербургских композиторов.

Ольга Светлакова
Театр и нет ему конца

14 октября

 

Феномен театра в культуре изумляет неистребимой силой, разнообразием и стойкостью — возможно, вследствие своей причастности

к глубинным, изучаемым лишь антропологами слоям человеческого. Его несомненная причастность к сакральности, огонь которой

по сей день не угасает в лучших современных театральных проявлениях, и к игре, абсолютно необходимой для человека, а также его познавательная мощь делают театр универсальной силой культуры. Никогда не исчезая совсем, он, однако, прошёл в Европе долгий путь, претерпев множество перемен и обновлений.

 

Лекция очень кратко и обобщённо освещает отдельные важные этапам этого пути: античную драму, эволюцию средневековых драматических форм в ренессансный профессиональный театр, испанский театр Золотого века, английскую елизаветинскую драму, классицистический французский театр, театр романтизма, отражения в драме натуралистической и символистической эстетики; упоминаются некоторые влиятельные для ХХ века режиссёрские школы.

 

Ольга Альбертовна Светлакова – филолог-романист, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербругского государственного университета, автор статей и монографий, посвященных испанской литературе Средних веков и Возрождения, поэтике и типологии европейской литературы, творчеству Мигеля де Сервантеса. Среди них: «Дон Кихот» Сервантеса. Вопросы поэтики. (1996); Сервантес. Восемь комедий и восемь интермедий (Лит. Памятники), 2011.

Николай Громов

Малый театр Суворина в сюжетах и лицах

28 октября

 

За право быть примадонной театра в разные годы состязались З. Холмская, П. Стрепетова и Л. Яворская, но «яблоко раздора» старик Суворин предпочел отдать К. Дестомбе — актрисе молодой, но очень тусклой, чем вызвал неудовольствие всей труппы. Другое событие, взволновавшее общественность — постановка пьесы «Контрабандисты»: спектакль был освистан в связи с его антисемитской подоплекой. Особая тема — Суворин и Чехов, их взаимоотношения и совместный опыт написания драмы «Татьяна Репина», навеянный самоубийством актрисы Евлапмпии Кадминой. Рассказ о Малом театре иллюстрируется картинами и портретами, созданными

И. Репиным, Н. Яорошенко, В. Серовым, А. Рицони, декорациями С. Судейкина, Н. Сапунова и др.

 

Николай Николаевич Громов — искусствовед, профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства; член Союза Художников России, автор книг и статей по вопросам отечественного и зарубежного изобразительного и театрально-декорационного искусства. Среди них: Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. 1945–1949. Становление театрально-декорационного искусства. (1978); Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства (1983);

Горизонты сценографии (2006).

Алексей Образцов

In vino veritas

11 ноября

 

Уровень потребления алкогольных напитков прямо пропорционален той социальной роли, которую они играют как средство организации общения и «ритуальной означенности узловых моментов бытия». Поэтому не кажется преувеличением утверждение, что «в напитках ещё более, чем в других формах пищи выражаются ценностные, экономические, культурные вариации данного общества». В Османской империи, как и во всех странах Средиземноморья, «благодатного пояса виноградной лозы», потребление спиртных напитков выходило далеко за пределы банального удовлетворения потребностей в алкоголе. Социальные, эмоциональные и моральные аспекты винопития породили целый круг обычаев и ритуалов, которые со временем сформировали особую скультуру. Своеобразие ей придавало то, что возникла она в полиэтнической, поликонфессиональной стране, где доминировали исламские религиозные установки, мягко говоря,

не одобрявшие, потребление алкоголя.

 

Алексей Васильевич Образцов — востоковед, тюрколог, литературовед, кандидат филологических наук, доцент восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета и Высшей школы Экономики в Санкт-Петербурге. Область занятий — средневековая турецкая (османская) литература, нормативная поэтика османской поэзии, культура и быт османских турок, становление

и развитие жанровой системы новой турецкой литературы.

Ирина Васильева

Драматургия мифа об изначальной любви

25 ноября

 

Человеку нужна биография, народу и государству — история. И в истории личной, и в истории коллективной всегда есть место мифу.

Он даёт яркость, масштаб, загадочность любому повествованию. Мифотворчество — внутренняя потребность рассказывающего, и в то же время — возможность превратить CV в биографию, а даты и сведения — в историю. Греция подарила нам мифы, в которых отразилась вся человеческая жизнь. Но и сама она стала мифом, без которого ни Европа, ни Россия не могут построить повествование о собственной истории. Как творился и как жил миф о Греции в русской культуре? Какое отношение имеют к нему русские греки? Как повлиял этот миф на творчество и судьбы Каподистрии, Щербины, Хартахая? Важен ли миф о Греции для греков сегодня? И каков он? Этим и другим вопросам непростых, но всегда эмоционально наполненных отношений Греции и России будет посвящена эта встреча.

 

Ирина Эдуардовна Васильева — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы СПбГУ. Сфера научных интересов: русская классическая литература XIX– нач. XX вв., теория литературы, динамика литературного процесса, поэтика повествования. Автор научных работ о Чехове, Гаршине, Л. Н. Толстом, Бунине.

Светлана Иванова

Юбилей и юбилейные трубы

9 декабря

 

Празднование юбилея предписывается в Ветхом Завете: юбилейный год установлен в Библии, и установлен непосредственно велением Господа, в откровении Моисею. Это особенное, священное время, когда прекращаются многие обыденные действия. Начало юбилейного года провозглашается звуками особого духового инструмента — шофара йовела. Шофар — еврейский ритуальный духовой инструмент, появившийся еще в Ветхом Завете и до настоящего времени занимающий важное место в синагогальных обрядах. Христианское искусство Средних веков связано прежде всего с евангельскими сюжетами и преданием святых отцов Церкви и замкнуто совсем в другой традиции. Тем не менее существуют все данные для того, чтоб говорить об иконографии шофара в искусстве Европы, Византии

и христианского Востока.

 

Светлана Валерьевна Иванова — филолог-медиевист, искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского Института Истории Искусств. Закончила СПбГУ; стажировалась в Университете Гумбольдта, Ганновер; проходила искусствоведческую практику в Университете Афин. Участник и организатор культурных и научных проектов, среди них: «Морфология праздника», «Русская народная глиняная игрушка: художественная практика, фольклор и культурная идентичность». Выступала с докладами на международных конференциях и семинарах, в том числе в университете Вилламет, США, в обществе «Икона», Германия. Автор статей

по искусствоведению и медиевистике, опубликованных в российских и немецких изданиях. Читает курсы лекций по западноевропейскому искусству Средних веков и искусству Византии, по теории и истории искусства.

Эпоха просвещения

«Эпоха просвещения» — социально-образовательная программа для зрителей БДТ имени Г. А. Товстоногова. Цикл лекций о культуре и искусстве — совместная инициатива БДТ и исследовательского проекта «Прагмема». Это территория контакта академических ученых

и практиков искусства и петербургской публики. Критерии выбора тем и лекторов определены сочетанием качеств, определяющих стиль Большого драматического театра: академизм и эксперимент, уважение к прошлому и новаторство, ответственность за высказывание

и инициатива, уникальность подходов и безупречность знания.

Масштаб жизни человека определяется размером мира, в котором он живет. Над первичными потребностями (безопасности, выживания и продолжения рода) и социальными потребностями (признания, одобрения и принадлежности) размещаются те, которые делают мир большим ― высшие, или собственно человеческие, потребности — в красоте, в познании мира и себя, в истине. Просвещение — путь

к удовлетворению высших потребностей. 

«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Причина несовершеннолетия по собственной вине заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им самостоятельно.  Sapere aude  — имей мужество пользоваться своим умом! — таков девиз Просвещения» (Иммануил Кант, философ).

Куратор проекта — доктор филологических наук, профессор Светлана Адоньева.

Куратор встреч по истории и теории музыки — этномузыковед, музыкальный критик, кандидат искусствоведения Евгения Хаздан.

Куратор встреч, посвященных литературе, народному искусству и архитектуре — филолог, визуальный антрополог,

кандидат филологических наук Инна Веселова.

 

Проект реализуется при поддержке фонда ALMA MATER.

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий