Луспекаев Павел Борисович

заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии

Павел Борисович Луспекаев родился в Луганске 20 апреля 1927 года.
В начале 1940-х будущий актер поступил в ремесленное училище; когда началась Великая отечественная война, он в числе учащихся был эвакуирован в город Фрунзе, где осваивал профессию слесаря. В 1943 году Павел Луспекаев ушел добровольцем на фронт — был участником партизанского отряда, разведчиком опергруппы Украинского фронта, получил тяжелое ранение руки.

Демобилизовавшись, Павел Борисович вернулся в Луганск (в те годы город носил название Ворошиловград) и с 1944-го по 1946 год работал артистом вспомогательного состава в Ворошиловградском областном русском драматическом театре. Там молодой актер, в частности, сыграл Алешку в постановке «На дне» Горького, Людвига в постановке «Под каштанами Праги» Константина Симонова. 

В 1946 году Павел Луспекаев отправился в Москву, где поступил в Театральное училище имени М. С. Щепкина, на курс к известному актеру Константину Зубову. Щепкинское училище актер окончил в 1950 году и вскоре начал свой творческий путь в тбилисском Государственном драматическом русском театре имени А. С. Грибоедова. Впервые на сцену в Тбилиси актер вышел в роли Мартына Кандыбы в спектакле по пьесе Александра Корнейчука «Калиновая роща»; с 1950-го по 1955 год Павел Луспекаев сыграл на этой сцене 18 ролей. В числе его героев — Вожеватов в постановке «Бесприданницы» Островского (1951), Хлестаков  в гоголевском «Ревизоре» (1952), Алексей в «Оптимистической трагедии» (1953), Тригорин в «Чайке» (1953).

С 1956 году Павел Луспекаев  работает в Киеве, в театре русской драмы имени Леси Украинки. Именно здесь его заметил актер БДТ имени М. Горького Кирилл Лавров. «Он произвел на меня огромное впечатление», — вспоминал Кирилл Юрьевич. — «Такое проникновение в суть характера своего героя, такое поразительное органичное существование на сцене мне редко приходилось видеть, хотя я знал многих прекрасных актеров». Вернувшись в Ленинград, Кирилл Лавров рассказал о своем впечатлении главному режиссеру БДТ Георгию Товстоногов — и вскоре Павел Луспекаев встретился с режиссером. В апреле 1959 года артист подписал договор с Большим драматическим театром, а в октябре того же года был принят в труппу.

4 ноября 1959 года в Ленинграде состоялась премьера спектакля Георгия Товстоногова «Варвары», в котором Луспекаев сыграл свою первую большую роль в БДТ  — роль Черкуна. Трактовка образа героя пьесы Максима Горького, предложенная в спектакле актером, произвела сильное впечатление и на зрителей, и на критиков. 

«Ему все время хотелось сесть, устроиться удобно, уютно. Стремительные переходы, бравады Черкуна в первом акте были чужды Павлу Борисовичу. Мы много спорили с ним о пластике роли: подтянутый, прямой, жесткий — у Горького, лохматый, буйный, сонный — у Луспекаева. Попытка смирить неординарность натуры, вогнать ее в железные рамки привела в итоге Черкуна к самоуничтожению. Суперменство съедало личность», — вспоминала режиссер БДТ Роза Сирота. — «Его жадно смотрели зрители, с ним любили работать товарищи, его обожали режиссеры, ибо там, где он, — всегда было искусство, радость творчества. Георгий Александрович Товстоногов репетировал с ним с наслаждением, восхищался им. Черкун — дебют Луспекаева в Ленинграде. «Какой подарок городу», — говорил Георгий Александрович сидящим с ним за репетеционным столом».

После роли Черкуна Павел Луспекаев продолжил играть в спектаклях Георгия Товстоногова: исполнил роль Виктора в постановке «Иркутской истории» Алексея Арбузова (1960), Гайдая в постановке «Гибели эскадры» Александра Корнейчука (1960), Галлена в спектакле «Не склонившие головы» по сценарию фильма «Скованные одной цепью» (1961), Бонара в постановке «Четвертого» Константина Симонова (1961). Его следующим героем должен был стать полковник Скалозуб в постановке «Горе от ума» (1962), но болезнь помешала артисту завершить работу над ролью. «На репетициях Луспекаев импровизировал, менял и обогащал рисунок роли и по своей всегдашней привычке объяснял словами ощущения своего героя. Рассказывал нам мир, увиденный глазами Скалозуба, — вспоминал Сергей Юрский. — Делал это Паша с невероятной серьезностью, и смешно это было гомерически. Точно найденная Луспекаевым форма ставила перед фигурой Скалозуба такой мощный знак минус, что актер мог позволить себе наделять своего героя теперь любыми качествами. Скалозуб был у Луспекаева не глуп, а умен со знаком минус. Не туп, а остроумен со знаком минус. Обаятелен, красив, элегантен, тактичен, учтив — все со знаком минус. Это была минус-личность с чином, достатком и положением». После вызванного болезнью перерыва Павел Борисович сыграл Гончарова в постановке «Палаты» Самуила Алешина (1963) и — по воспоминаниям современников, блистательно — Макар Нагульнов в «Поднятой целине» по Михаилу Шолохову (1964). Из-за нарастающих проблем со здоровьем в 1967 году актер все же вынужден был покинуть труппу БДТ. 

Несмотря на болезнь, Павел Луспекаев продолжал сниматься в кино и на телевидении. На его счету более 30 работ в фильмах, среди которых — «Балтийское небо», «Иду на грозу», «Республика ШКИД», «Зеленые цепочки». В 1969 году он исполнил роль таможенника Верещагина в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» — главную в своей кинокарьере.  

В том же 1970 режиссер Наум Ардашников пригласил Павла Луспекаева на роль Вилли Старка в телефильм «Вся королевская рать». Он успел сняться в двух эпизодах и готовился к третьему, съемки были назначены на 18-е апреля. 

17 апреля 1970 года, за три дня до своего дня рождения, Павел Луспекаев умер в Москве. Он похоронен в Санкт-Петербурге на Северном кладбище.

В 1997 году артисту посмертно была присвоена Государственная премия за роль Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни». 

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий