Лебедев Евгений Алексеевич

народный артист СССР

15 января 1917 — 9 июня 1997

ВИДЕОАРХИВ

«Мещане», 1966

«Мещане», БДТ имени М. Горького, 1966

Максим Горький | Постановка Георгия Товстоногова

 

Действующие лица и исполнители: 

Василий Васильевич Бессеменов — Евгений Лебедев; Акулина Ивановна, жена его — Мария Призван-Соколова; Татьяна, его дочь — Эмма Попова; Пётр, его сын — Владимир Рецептер; Нил, воспитанник Бессеменова — Кирилл Лавров; Тетерев, певчий — Павел Панков; Елена Николаевна Кривцова — Людмила Макарова; Перчихин, торговец певчими птицами — Николай Трофимов; Поля, его дочь — Людмила Сапожникова; Шишкин, студент — Владимир Четвериков; Цветаева, учительница — Елена Немченко; Степанида, кухарка — Марина Адашевская; доктор — Изиль Заблудовский; извозчик — Юрий Соловьёв.

Телеверсия спектакля создана на студии «Ленфильм» в 1971 году. Авторы сценария — Георгий Товстоногов и Евгений Лебедев, режиссер — Геннадий Беглов.

«Энергичные люди», 1974

«Энергичные люди», БДТ имени М. Горького, 1974

Василий Шукшин | постановка Георгия Товстоногова

Действующие лица и исполнители:

Аристарх Петрович — Евгений Лебедев, Вера Сергеевна — Валентина Ковель, Лысый — Михаил Данилов, Курносый — Анатолий Пустохин, Брюхатый — Всеволод Кузнецов, Чернявый — Михаил Волков, Простой человек — Сергей Лосев, Соня — Елена Немченко.

Телеверсия спектакля создана телевизионным творческим центром «Лира». 

«Дядя Ваня», 1982

«Дядя Ваня», БДТ имени М. Горького, 1982

Антон Чехов | постановка Георгия Товстоногова

Действующие лица и исполнители:

Профессор Серебряков — Евгений Лебедев; Елена Андреевна — Наталья Данилова; Соня — Татьяна Бедова; Мария Васильевна Войницкая — Мария Призван-Соколова; Войницкий — Олег Басилашвили; Астров — Кирилл Лавров; Телегин — Николай Трофимов; Марина, няня — Зинаида Шарко; работник — Евгений Чудаков. 

Телеверсия спектакля создана на студии «Лентелефильм» в 1986 году. Постановка и сценарий — Георгий Товстоногов, режиссер — Евгений Макаров.

Евгений Алексеевич Лебедев родился 15 января 1917 года в городе Балаково Саратовской губернии. Отец Евгения Алексеевича был священником, жизнь семьи в эпоху массового боговорчества была тяжелой, Лебедевы были вынуждены постоянно переезжать с места на место. В конце 1920-х родители отправили маленького Женю к родственникам матери в Самару, где ему было проще скрыть свое происхождение.

В Самаре Евгений Лебедев учился в Школе фабрично-заводского ученичества, вступил в комсомол, увлекся самодеятельностью и в 1932 стал актером местного Театра рабочей молодежи (ТРАМа). В 1933 году происхождение Лебедева открылось, и он, объявленный «поповским сыном», покинул Самару. Вскоре актер переехал в Москву, где прошел через несколько театральных училищ: начав заниматься в студии при Театре Красной армии,  в 1936 году поступил в Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС), а после переформирования ЦЕТЕГИСа в ГИТИС перешёл в студию при Камерного театра, где учился у Владимира Готовцева, известного актера МХАТа. В 1938 году студию соединили с двумя другими театральными училищами при московских театрах; вместе они образовали Московское городское театральное училище, которое Евгений Лебедев и закончил в 1940 году. В студенческие годы актер работал грузчиком, разнорабочим на кондитерской фабрике «Красный октябрь», вальцовщиком, бутафором. В 1937 году пережил личную трагедию — отец и мать актера Евгения Лебедева были репрессированы, семья распалась. 

В 1940 году Евгений Лебедев стал актером тбилисского ТЮЗа; в Тбилиси познакомился с режиссером Георгием Товстоноговым. В 1949-м году Георгий Товстоногов возглавил театр имени Ленинского комсомола в Ленинграде и пригласил Евгения Лебедева в свой театр. 

 Впервые на сцену ленинградского Ленкома в спектакле Товстоногова Евгений Лебедев вышел в спектакле «Из искры…», где сыграл роль Сталина (и Евгений Лебедев, и Георгий Товстоногов, — дети репрессированных, — получили за этот спектакль Сталинские премии). В 1956 актер вслед за Георгием Товстоноговым перешел в Большой драматический театр им. М. Горького (БДТ), в котором служил до конца жизни. 

Актерские школы, через которые прошел Евгений Лебедев, природная наблюдательность и внимание к деталям сформировали двойственную природу его игры. С одной стороны, работы артиста отличались тонким психологизмом, он тщательно продумывал характер, внутренний мир своих персонажей. С другой — был безудержным эксцентриком, мог играть на грани буффонады, заострял характерные черты до гротеска, придумывал яркие внешние детали. 

За 41 год службы Евгений Лебедев сыграл в БДТ более 30 ролей. Среди его самых значительных работ на сцене Большого драматического театра — роли Артуро Уи в спектакле «Карьера Артуро Уи», Василия Бессеменова в спектакле «Мещане» (1966), Холстомера в спектакле «История лошади» (1975).
Умер Евгений Алексеевич Лебедев в Санкт-Петербурге 9 июня 1997 года. Он похоронен в музее-некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Награды, премии, звания

Герой Социалистического Труда (1987), народный артист СССР (1968).

Лауреат Ленинской премии (1986), Государственной премии СССР (1968, за исполнение роли Василия Бессеменова в спектакле «Мещане» БДТ им. М. Горького), Сталинской премии первой степени (1950, за исполнение роли Сталина в спектакле «Из искры…» ленинградского Театра им. Ленинского комсомола). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1980, за исполнение роли Королёва в фильме «Блокада»). 

Кавалер ордена Ленина (1971, 1987), ордена Трудового Красного Знамени (1977), ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997, за большой вклад в развитие театрального искусства). Обладателей медалей «Ветеран труда» (1984), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За оборону Кавказа» (1945), «В память 250-летия Ленинграда» (1957) Обладатель нагрудного знака «За заслуги перед польской культурой» (1979).

Обладатель приза «Золотая нимфа» Международного фестиваля в Монте-Карло (1977, за участие в фильме «Блокада»), приза кинофестиваля в Мар-дель-Плата за лучшую мужскую роль (1966, Аргентина, за фильм «Последний месяц осени»). Обладатель премии КГБ СССР в области литературы и искусства I степени (1984, за участие в фильме «Синдикат-2», роль террориста Савинкова).

Обладатель премии мэра Санкт-Петербурга А.Собчака «За выдающиеся заслуги в развитии культуры» (1994). 

Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» — специальная премия «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру» (1996).

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1996), Тбилиси (1992), города Балаково (1987).

Работы в театре

В БДТ

«Безымянная звезда» (1956, постановка Г. Товстоногова) — мадемуазель Куку

«Метелица» (1957, постановка М. Сулимова) — Балютин

«Достигаев и другие» (1957, постановка Н. Рашевской, возобновление) — Алексей Матвеевич Губин

«Идиот» (1957, постановка Г. Товстоногов) — Рогожин

«Дали неоглядные» (1958, постановка И. Владимирова и Р. Сироты) — Стёпкин

«Трасса» (1959, постановка Г. Товстоногова) — Патлай

«Варвары» (1959, постановка Г. Товстоногова) — Монахов

«Неравный бой» (1960, постановка 3. Корогодского) — Григорий Степанович

«Гибель эскадры» (1960, постановка Г. Товстоногова) — Боцман Кобза

«Океан» (1961, постановка Г. Товстоногова) — Миничев

«Моя старшая сестра» (1961, постановка Г. Товстоногова) — Ухов

«Божественная комедия» (1962, постановка Г. Товстоногова) — Ангел Д

«Горе от ума» (1962, постановка Г. Товстоногова) — Загорецкий

«Карьера Артуро Уи» (1963, постановка Э. Аксера) — Артуро Уи

«Поднятая целина» (1964; постановка Г. Товстоногова) — дед Щукарь

«Мещане» (1966, постановка Г. Товстоногова) — Бессеменов

«Идиот» (вторая редакция, 1966, постановка Г. Товстоногов) — Рогожин

«Правду! Ничего, кроме правды!» (1969, постановка Г. Товстоногова) — Авраам Линкольн

«Король Генрих IV» (1969, постановка Г. Товстоногова) — Фальстаф

«Два театра» (1969, постановка Э. Аксера) — Старик

«Тоот, другие и майор» (1971, постановка Г. Товстоногова) — Тоот

«Общественное мнение» (1973, постановка Г. Товстоногова) — Кристиною

«Энергичные люди» (1974, постановка Г. Товстоногова) — Аристарх Петрович Кузькин

«История лошади» (1975, постановка Г. Товстоногова) — Холстомер

«Дачники» (1976, постановка Г. Товстоногова) — Двоеточие

«Перечитывая заново» (1980, постановка Г. Товстоногова) — Шадрин

«Игра в карты» (1980, постановка Г. Товстоногова) — Уэллер Мартин

«Оптимистическая трагедия» (1981, постановка Г. Товстоногова) — Вожак

«Дядя Ваня» (1982, постановка Г. Товстоногова) —  профессор Серебряков

«На всякого мудреца довольно простоты» (1985, постановка Г. Товстоногова) — Крутицкий

«На дне» М. Горького (1987, постановка Г. Товстоногова) – Лука

«Вишнёвый сад» (1993, постановка А. Шапиро) — Фирс

«Фома» (1996, постановка А. Товстоногова) — Фома Опискин

 

В других театрах

 

Театр юных зрителей, Тбилиси

«В стороне» (1940, постановка Н. Маршака) — Виктор

«Патара Кахи» (сезон 1940/41, постановка Н. Маршака) — царь Теймураз

«Белеет парус одинокий» (сезон 1940/41, постановка Г. Товстоногова) — Хозяин тира

«Том Сойер» (сезон 1940/41, постановка Н. Маршака) — Гек

«Василиса Прекрасная» (сезон 1940/41, постановка А. Гинзбурга) — Баба-яга

«Бедность не порок» (1941, постановка А. Гинзбурга) — Митя

«Финист — ясный сокол» (1941, постановка Н. Маршака) — Солдат

«Конек-горбунок» (сезон 1941/42, постановка Д. Алексидзе) — Иванушка

«Шел солдат с фронта» (сезон 1941/42, постановка Н. Маршака) — Микола Ивасенко

«Снежная королева» (сезон 1941/42, постановка Н. Маршака) — Сказочник

«Секретарь райкома» (1942, постановка А. Гвинеева) — Кочет

«Дом на холме» (сезон 1942/43, постановка А. Гвинеева) — Борис

 «Золотой ключик» (1943, постановка Н. Маршака) — Пудель Артемон

«Князь Мстислав Удалой» (сезон 1943/44, постановка А. Гвинеева) — Суслов

«Кот в сапогах» (сезон 1943/44, постановка А. Гвинеева) — Жан

«Не все коту масленица» (сезон 1943/44, постановка А. Гвинеева) — Ипполит

«Коварство и любовь» (сезон 1943/44, постановка Н. Маршака) — Миллер

«Свои люди — сочтемся» (1944, постановка А. Гвинеева) — Подхалюзин

«Три товарища» (1945, постановка Н. Маршака) — Марк

 «Недоросль» (сезон 1945/46, постановка А. Гвинеева) — Митрофанушка

«Побег» (сезон 1945/46, постановка Н. Маршака) — Саша

«Разбойники» (сезон 1945/46, постановка Н. Маршака) — Роллер

«Слуга двух господ» (сезон 1945/46, постановка А. Аборяна) — Труффальдино

«Встреча в темноте» (сезон 1945/46, постановка А. Аборяна) — Вяткин

«Забавный случай» (сезон 1945/46, постановка Е. Лебедева) — поручик Де-ля-Котри

«Молодая гвардия» (1946, постановка Н. Маршака) —  Сергей Тюленин

«Как закалялась сталь» (сезон 1946/47, постановка Н. Маршака) — Павел Корчагин

«Тайна острова Блютенбаль» (сезон 1946/47, постановка Н. Маршака) — Нильсон, Герман

«Снежок» (сезон 1947/48, постановка Н. Маршака) — Бляйк

«Хижина дяди Тома» (сезон 1947/48, постановка Н. Маршака) — Вильсон

«Сказки» (сезон 1947/48, постановка Н. Маршака) — Иванушка

 

Театр им. Ленинского комсомола, Ленинград

«Из искры» (1949, постановка Г. Товстоногова) — Сталин

«Два капитана» (1949, постановка М. Чежегова и З. Юдкевича) — Саня Григорьев

«Аленький цветочек» (1950, постановка С. Туманова) — Баба-яга

 «Гроза» (1951, постановка Г. Товстоногова) — Тихон Кабанов

«Свои люди — сочтемся» (1951, постановка Е. Лебедева) — Подхалюзин

«Гибель эскадры» (1952, постановка Г. Товстоногова) — Балтиец

«Степная быль» (1953, постановка Г. Товстоногова) — Иван Егоров

«На улице счастливой» (1954, постановка Г. Товстоногова) — Степан Барабаш

«Поезд можно остановить» (1954, постановка Г. Товстоногова) — Георг Меринг

«Таланты и поклонники» (1954, постановка Ю. Киселева) — Мелузов

«Униженные и оскорбленные» (1956, постановка Г. Товстоногова и И. Ольшвангера) — Ихменев

 

МДТ — Театр Европы, Петербург

«Любовь под вязами» (1992, постановка Л. Додина) — Эфраим Кэббот

«Вишнёвый сад» (1994, постановка Л. Додина) — Фирс

«Роберто Зукко» (1994, постановка Л. Паскуаля) — Пожилой господин 

Фильмография (избранное)

«Два капитана» (1955) — Ромашов; «Поезд милосердия» (1964) — Супругов, ординатор; «Иду на грозу» (1965) — Яков Иванович Агатов; «Последний месяц осени» (1965) — отец; «В огне брода нет» (1967) —  белогвардейский полковник; «Свадьба в Малиновке» (1967) — дед Нечипор; «Записки сумасшедшего» (телеспектакль, 1968) — Поприщин; «Странные люди» (1969) — Бронька Пупков; «В лазоревой степи» (1970) — Яков Алексеевич; «Приключения жёлтого чемоданчика» (1970) — доктор; «Сценки» (телеспектакль по произведениям А. Чехова, 1973) — поручик Дубов; Денис Григорьев; Кондрашкин, папенька; «Блокада» (1974-1977) — Иван Максимович Королев; «Срочный вызов» (1978) — Терентий Петрович Жуков; «Жизнь прекрасна» (СССР, Италия; 1979) — Ростао, начальник тюрьмы

«Синдикат-2» (1980) — Савинков.

Евгений Лебедев в воспоминаниях современников

 

Ленинградец   Евгений   Лебедев   —  неукротимый,  сильный  актер,  готовый  в  поисках  правды   истязать   себя!

Василий Шукшин

 

 

Однажды  я  спросил  у  Евгения  Алексеевича  Лебедева,  игравшего  Фирса: « Как получается,  что  уже,  выйдя  из  театра, продолжаешь    еще  долго   жить  с  Вашей фразой « а  человека-то  забыли?».

Она  трогала  необычайно.  Лебедев  отвечал: «Понимаете,  Володя,  я иду  на  спектакль  пешком  и  заглядываю  в  лица  людей   и  вижу  в  этих  лицах  судьбы,  несчастья,  беспредельное  одиночество, —  всю  тяжесть  бытия.  И  я  несу  в  себе  эту  человеческую  общность страдания   и  выхожу  с  ней на  сцену.  Когда  я  надеваю белые  перчатки     слуги,  я   больше  не Лебедев,  я — Фирс».

Лебедев  мог  сыграть  не  только  Бабу  Ягу,  что  угодно   —  например,  солнце.

Садился  на  колени   и  постепенно  поднимался  из-за  края  стола:  солнце  вставало, просыпалось,  брови  двигались,  оживали  глаза…

Лебедев  был  подобен  обломку  уходящей  эпохи.  Он  нес  в  себе  атмосферу  автора.  В  театре  это  так  же  важно,  как  и  в  музыке.   Композитор  тоже  оставляет  нам  свое  видение  эпохи,  в которую  он  жил,  выраженное  в  интонациях   его  собственного  голоса.

Владимир Спиваков

 

 

Евгений  Лебедев  отличался  крепким,  трагическим  характером.  Он,  как  лучший  представитель  русской  театральной  школы,  в  полной  мере  владел  искусством  тонкого  психологического  анализа    и  яркой  буффонадной  выразительностью.  Он  сочетал  в  себе  все,  что  создало  славу  русской  театральной школы. 

А  его   проза,  его  рисунки,  его  скульптуры?

Глыба!

Кирилл Лавров

 

Это  удивительно  счастливая  судьба.

Счастье  —  в  том,  что  тот   сильный  острый   дар,  который  отпущен ему  природой,  Евгений  Лебедев  сумел  осуществить   полно  и  вовремя.  Он  играет  много, упоенно, разно.  

И  сейчас,  спустя  много  лет.  Не  могу  забыть  страха  и  ненависти,  которые  я  испытывал,  слушая  истерические  выкрики  Артуро Уи!  В нем  соединялись одновременно  и  трусость,  и  невежество,  и хитрость, и  коварство,  и отчаянность.   Передо  мною как  бы  переливалась  всеми  оттенками  порожденная  фашизмом,  но  именно   человеческая  натура.

…Общение  с  Лебедевым   —  удовольствие.  Он  талантлив  разнообразно,  он пишет,  мастерит,  лепит,  вырезает  из  дерева,  он  любит рукомесло,  любит  работать.

До  чего  привлекательна  его  всеобъемлющая  жадность,  нетерпимость,  азартность. Мне  нравится и  то, что  у  него  есть  неудачи,  что  он  неровен  в  творчестве.  Это  тоже  показатель   большого  таланта.  Все  и  всегда  получается  лишь  у  ремесленников.

В  Евгении  Лебедеве  пленяет  народность  его  дарования,  иногда  стихийность,  соединенная с  высокой  культурой,  с любознательностью   постоянно  думающего,  зорко  наблюдающего   жизнь  художника.  Он  щедр,  порой  расточителен от переполняющих   его  сил  и возможностей.

Даниил Гранин

 

 

 

 По  духу,  по  крови,  по  темпераменту,  по  вере, по  одержимости,  по  работоспособности,  по  добросовестности  и  по  талантливости  Евгений Лебедев – великий  русский  актер.

Я  играла  с ним   в  « Варварах».  Он  Маврикий  Монахов. Я – Надежда Монахова.  А  в   «Старшей сестре» А.Володина   он  играл  Дядю  Митю,  а  я Надю  Резаеву.  В  «Идиоте»  я -  Настасью  Филипповну,  он  -  Парфена  Рогожина. Своего Парфена Рогожина он,  мне  кажется,  любил  больше  других  ролей.  Финальную  сцену они  с  Кешей играли  замедленно и  с  той  идеальной сценической  простотой,  которая всегда почиталась  в  театре как высшее  проявление  драматического  таланта.  Рыдали  зрители,  а  эти  двое  — Лебедев и Смоктуновский – были  конкретны, точны, собранны,  поэтому  их  игра  была  выразительна  необыкновенно.

Везде   —  другой,  неузнаваемый,  неожиданный.  Всегда  —  открытие.  И  всегда  игра — на пределе  сил.  Не жадничал,  не  берег  себя,  работал  на  сцене,  как  работает справный мужик  в  поле  — до  черного пота  на  рубахе,  до  забвения  себя.

Татьяна Доронина

 

Георгий Товстоногов. Глубина чувств

Очень  труден  для  режиссера  этот   артист,  Евгений  Лебедев…  Он  не  удовлетворится  однозначным,  привычным  объяснением. Мучаясь  своим  желанием  докопаться  до  самой  сути  того  зернышка,  в  котором  заложен  главный  смысл  будущей  роли,  будущего характера,  он  «мучает»  и  режиссера,  и  партнеров.  Начиная  репетиции,  он  хочет  глубоко  осмыслить  всю  пьесу,  все  творчество автора,  всю  его  жизнь,  чтобы  затем  отобрать  самое  главное,  самое  существенное,  определяющее  и  типическое.

Он  должен  сделать  своим  лично  содержание  и  значение  роли,  чтобы  затем  жить  на  сцене  жизнью  героя,  стремясь  к  вершине «жизни  человеческого  духа»,  как  любил   говорить   Станиславский.

Можно  объяснить  актеру, что  такое  Бессеменов  в  пьесе  Горького  «Мещане», можно  поставить  его  в  определенные  обстоятельства, построить  отношения  с  партнерами,  но  нельзя  подсказать,  как  плачет  Бессеменов  и  вытирает  глаза  скатертью  со  стола, беспомощно  расставив  колени,  жалко  и  нелепо…  Это  дается актеру  системой  жизненных   наблюдений,  это  вдохновенный результат  кропотливейшей   работы.

Лебедев  из  тех  актеров,  которые  хотят  видеть  в  режиссере   единомышленника, вовлекают  его  в  серьезный,  глубокий  разговор  о  жизни.  Вот  пример  —  наша  последняя  работа  над  инсценировкой  толстовского  «Холстомера».  Лебедев  хочет  осмыслить  значение  всего  творчества  Толстого. И  поняв  и  прочувствовав  его,  так  сыграет  пантомиму  смерти,  что  партнеры  будут  плакать  на  репетиции  этой  сцены…

Вот  для  того,  чтобы  прийти  к  этому,  Лебедеву  и  надо  знать  все  о  Толстом,  и  надо  знать,  что  режиссер  тоже  знает,  и  тоже  мог  бы  нарисовать  или  выложить  из  дерева  портрет  великого  писателя,  если  бы  он  умел  это  делать,  как  умеет  сам  Лебедев.

С  ним  трудно  идти  вместе  к  результату,  но  результат  в  его  лучших  работах  на  такой  высоте,  что  хочется   быть  его  сотоварищем  в  поисках  единственно  точного  решения,  когда  отчетливо  ясно,  во  имя  чего  мы  сегодня  ставим  спектакль,  во  имя  чего  он  играет  роль.  И  в  награду  приходит  легкость,  сознание  осуществленного  замысла,  гордость  театральной  профессией,  понимание  ее  необходимости  и  нужности  для  людей.

Лебедев  всегда  социален   и  конкретно  историчен,  в  самом  его  облике  —  демократичность  и  народность,  он  сам  плоть  от  плоти  представитель  своего  народа,  своей  советской  страны.  Он  соединяет  в  себе  традиции  реалистического  театра  и  современность.

Народному  артисту  СССР  Евгению  Лебедеву  исполняется  60  лет.  Им  сыграны  десятки  разноплановых  ролей,  начиная  с  Павла

Корчагина  -  это  еще  до  войны, в  молодости,  в  тбилисском  ТЮЗе,  где  мы  с  ним  вместе  работали.

Я  бесконечно  рад,  что  жизнь  свела  меня  с  этим  артистом   и  человеком,  у  которого  я  многому  учусь.  Не  представляю  себе  актерскую  труппу  БДТ  без  Евгения  Лебедева,  труженика,  беспокойного  и  всегда  молодого  искателя.

«Советская  Россия»,  Москва,  13  января  1977  года

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий