К 200-ЛЕТИЮ А. Н. ОСТРОВСКОГО

ВОЛКИ И ОВЦЫ (1980)


Постановка — Георгий Товстоногов

«Волки и овцы» — одна из самых значительных комедий Островского, в прошлом низменно украшавшая лучшие наши сцены, и Товстоногову, на мой взгляд, удалось поставить яркий, веселый, исторически достоверный, при этом современно звучащий спектакль. Великолепно художественное оформление Э. Кочергина, выдержанное в стиле провинциальной роскоши той эпохи. Постановщик, как мне думается, сумел по-новому взглянуть на Островского.

Спектакль играется как «театр в театре», с вводом утрированных музыкальных сопровождений, опереточно-балетных дивертисментов, пародийно дублирующих важнейшие сюжетные ходы спектакля, и с фигурой суфлера, который шепотом, отлично слышимым всему залу, напоминает тому или иному герою, как тот должен вести себя в критический для него момент. Той же цели служит галантно-гротесковая фигура дирижера. В результате действующие лица пародируют сами себя. Поэтому «волки» у Товстоногова совсем не страшны, «овцы» же не вызывают к себе ни жалости, ни сострадания.

Особое, неожиданно значительное место заняла в спектакле история обольщения Лыняева Глафирой. Еще в недалеком прошлом театр отодвигал ее на задворки, у Товстоногова же она едва ли не на первом плане. В этом спектакле Глафира (Е. Попова) не опасная буржуазная хищница, а в своем роде извечный образ молодой обольстительницы, которая, пользуясь своей привлекательной внешностью, занята погоней за «красивой жизнью». Глафира уже вкусила от ее плодов, Лыняев (О. Басилашвили) для нее оказался самой подходящей добычей. В нем тоже нетрудно увидеть столь же устойчивый тип увальня, при достаточных средствах более всего дорожащего своей вольной жизнью, но решительно не способного постоять за нее.

«Волки и овцы», рисующие яркую картину быта России 70-х годов, еще не освободившейся от крепостнических пережитков, своим острием направлены на изобличение распада нравов. Для той эпохи типичными стали люди усталые и надломленные, как раз представляющие верхние слои общества, прежде всего дворянство. Таков Беркутов (В. Стржельчик). Его принято считать этаким законником, он и в самом деле много рассуждает о законности, но ведь он только изобличил Мурзавецкую (Э. Попова), а не посадил на скамью подсудимых.

«Волки и овцы» Товстоногова ощутимо связаны с его «Мещанами» и «Ревизором» через «своего» Горького и Гоголя он шел к «своему» же Островскому. Если в «Мещанах» преобладает мировоззренческо-идеологический пафос, а в «Ревизоре» — философско-сатирический, то в «Волках и овцах» определяющей является этическая нота.

Г. Товстоногов осуществил свой великолепный замысел, соединив его в одно целое с блистательными творческими усилиями актеров, удивляющих точностью и вместе с тем импровизационной легкостью игры. Все это превращает спектакль в зрелище увлекательное и радостное.

Борис Бурсов «Праздник комедии»
(«Советская культура». 01.07.1980)

Комедия в 5-ти действиях

Премьера — 11 марта 1980 года

Постановка — народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР – Г.А. Товстоногов
Художник — заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Э.С. Кочергин
Художник по костюмам — И.В. Габай
Музыкальное оформление — С.Е. Розенцвейг
Режиссер-ассистент — В.Б. Шабалина
Режиссер-стажер — И.Я. Лобач

Действующие лица и исполнители:

Меропия Давыдовна Мурзавецкая — нар. арт. РСФСР, лауреат Гос. премии СССР Э.А. Попова
Мурзавецкий Аполлон Викторович, ее племянник — Г.П. Богачев
Глафира Алексеевна, родственница Мурзавецкой — Е.К. Попова / нар. арт. СССР А.Б. Фрейндлих
Евлампия Николаевна Купавина — С.Н. Крючкова
Анфуса Тихоновна, ее тетка — Т.А. Тарасова
Михаил Борисович Лыняев — нар. арт. РСФСР, лауреат Гос. премии РСФСР О.В. Басилашвили
Василий Иванович Беркутов — нар. арт. СССР, лауреат Гос. премии РСФСР В.И. Стржельчик
Вукол Наумович Чугунов — нар. арт. РСФСР Б.С. Рыжухин
Клавдий Горецкий, племянник Чугунова — А.Ю. Толубеев
Павлин Савельевич, дворецкий — А.Е. Гаричев
Влас, буфетчик, Лакей Купавиной — А.П. Москвин
Приживалки Мурзавецкой — И.Н. Ефремова, А.А. Федеряева, А.В. Шкомова, Г.В. Яковлева

Между действиями: ДИВЕРТИСМЕНТ
Композитор — С.Е. Веткин
Балетмейстер — засл. арт. РСФСР С.П. Кузнецов
Либретто — Д.М. Шварц

В дивертисменте участвуют: Е.П. Алексеева, Т.А. Бедова, Т.Д. Коновалова, Л.К. Сапожникова, А.А. Федеряева, А.В. Шкомова, Г.В. Яковлева, В.И. Караваев, Е.Н. Соляков
Капельмейстер — И.З. Заблудовский
Суфлер — К.Е. Копелян
Тамерлан (кукла) — В.А. Козлов

Звукорежиссер — Г.В. Изотов
Художник по свету — Е.М. Кутиков
Ведет спектакль В.А. Соколов