К 200-ЛЕТИЮ А. Н. ОСТРОВСКОГО

НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ (1985)


Режиссер — Георгий Товстоногов

Глумова играет В. Ивченко. Он в труппе Большого драматического сравнительно недавно. Товстоногов из тех режиссеров, для которых многое решает присутствие или отсутствие в его труппе определенного типа таланта. Он не возьмется ставить, если у него нет актера на роль, как он эту роль задумывает. Для того чтобы появился спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» Товстоногову был нужен Ивченко — его вкус к парадоксальным задачам, его острая техника, бесстрашность недвусмысленного рисунка и бьющих сценических преувеличений.

Режиссер с первой минуты задает исполнителю бешеный темп — исполнитель этот темп выдерживает.

Как вести роль «крещендо» актёру, если он от начала и до конца словно бы и не сходит с подмостков, на которые с первой минуты вступил на пределе. Можно ждать, что роль будет построена на диминуэндо – на постепенном затухании энергии. Нас ещё только успел удивить резкий, злобный, энергетический темп, взятый с первой минуты. Ещё только успел удивить чердак Глумова: право, почти чердак! Жильё где-то под крышей. В финале четвёртого акта Глумов-Ивченко, спеша распутать происшествие с похищенным дневником, не скатывается вниз по этой лестнице, а перемахивает через перила площадки и прыгает вниз в пролёт. Так спешит. Никакого диминуэндо!

В режиссёрских предложениях есть житейски точное: Глумов знает, что каши малом не испортишь, и что перебора в затеянной им игре не бывает. Это не «двадцать одно». Набирай двадцать два, набирай двадцать три. Чем больше, тем лучше. Чем жирнее и слаще, тем охотнее сглотнут. Пройтись по нутру – это совсем не то, что заставить себе поверить. Правдоподобия никто и не просит: лишь бы было принято и на пользу.

Его партнёры сами соображают, на что Глумов им сгодится.
Мамаеву – чтобы его за него ублажить жену.
Сам не может.
Городулину – чтобы за него сочинял слова.
Сам не может.
Крутицкому – чтобы за него отстоял идею.
Сам не может.

То, что одни из партнёров Глумова ретрограды, другие либеральничают, в спектакле существенным не представляется. Оттенки стёрты. Круг один.
Комедия «На всякого мудреца довольно простоты» всегда прельщала исполнителей роли Глумова возможностью обыгрывать перевоплощения персонажа: почтительный дурень с одним, ненасытный любовник с другой, воплощённое благочестие с третьей, патриот, уязвлённый болями отечества — ещё с кем-то. Но для создателя спектакля эти традиционные возможности не прельстительны. Никаких перевоплощений, Глумов занят всё время практически одним. Проходит свою стажировку. И партнеры хотят от него одного и того же: чтоб делал, что им надобно. Да и сам герой этого спектакля — не артист по натуре.

Если без своего нового актера Ивченко Товстоногов, наверное, не взялся бы за «Мудреца», — точно так же он вряд ли взялся бы за «Мудреца» без своего вечного актера, без Лебедева. В работе Лебедева над стариком Крутицким оценим прежде всего свободу этой работы. Актер ещё никогда не делал подобного. Обновлен сам способ создания роли: после кровного соединения, которым Лебедев поражал, играл ли оп профессора Серебрякова или рысака Холстомера, он находит совершенно иные контакты с персонажем. Он остался в роли соприсутствующим, отдельным. Он своего героя показывает — но показывает всеми силами души. Лебедев показывает вовсе не маску — в том-то и шутка, что нам показывается абсолютно живое существо. Показываются механизмы живого существа. Точнейше выстроенная роль Крутицкого хранит дух сценической импровизации — бурлескной, рискованной, непосредственной.

У спектакля Товстоногова внезапная и жесткая развязка. Глумов входит в круг людей, только что читавших его дневник, как победитель. «Вам я нужен...». Фраза и не обличительная и не благодушная, а жестоко, нагло разъясняющая. Раз уж они прочли его дневник, сами должны понимать: они у него теперь вот где. Каждый его во что-то ввёл, с опасностью для себя посвятил: каждый с ним уже повязан. Это-то он им и говорит внятно.

В спектакле БДТ есть постоянная, гвоздящая сила. В нём первенствуют актёры, способные на резкость — как Лебедев, как Ивченко, как Волкова. Или как Э. Попова, которая играет Турусину.
Ничего от уюта, от уютной блажи. У Турусиной-Поповой царственный жест. У неё не иконочки, не образчики – в молельне огромное «Знамение». Турусина на высотах духа. Манефу почитает не от темноты своей, а от сознания просветлённости.

Та же резкость — у Ковель, играющей Манефу. Резкость снижения. Эта Манефа так же нагло-плохо делает своё дело, как Крутицкий в генерал-губернаторах: Глумову приходится писать шпаргалки и ей.

Спектакль Товстоногова не только насмешлив, но и умён и доказателен. Смех его — смех сатиры, смех, отчуждающий нас от предмета. Спектакль не даёт того, что ждёшь. Спектакль даёт то, чего не ждёшь. Очень интересно.

Инна Соловьёва «Карьера Егора Дмитрича, которой не могло не быть»
(«Театр». 1985 г, №11)

Комедия в 5-ти действиях, шести картинах

Премьера — 12 февраля 1985 года

Постановка — Герой Соц. Труда, нар. арт. СССР, лауреата Ленинской и Гос. премий СССР Г. А. Товстоногов
Художник — заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Гос. премий СССР Э. С. Кочергин
Композитор — засл. деятель искусств РСФСР И. И. Шварц
Режиссер — Б. Н. Сапегин
Художник по костюмам — И. В. Габай
Звукорежиссер — Г. В. Изотов
Художник по свету — Е. М. Кутиков
Ведут спектакль: В. А. Соколов и Т. С. Кузютина
  Действующие лица и исполнители:
  Егор Дмитрич Глумов — нар. арт. УССР, лауреат Гос. премии СССР В. М. Ивченко
Глафира Климовна Глумова, его мать — засл. арт. РСФСР О. В. Волкова
Нил Федосенч Мамаев — нар. арт. СССР, лауреат Гос. премии РСФСР О. В. Басилашвили
Клеопатра Львовна Мамаева — засл. арт. РСФСР С. Н. Крючкова / нар. арт. СССР Л. И. Макарова
Крутицкий — нар. арт. СССР, лауреат Гос. премий СССР и РСФСР Е. А. Лебедев
Иван Иванович Городулин — нар. арт. СССР, лауреат Гос. премии РСФСР В. И. Стржельчик
Софья Игнатьевна Турусина — нар. арт. РСФСР, лауреат Гос. премии СССР Э. А. Попова
Машенька — Н. Ю. Данилова
Манефа — нар. арт. РСФСР В. П. Ковель
Егор Васильич Курчаев — Ю. Н. Стоянов
Голутвин — М. В. Данилов / нар. арт. РСФСР Н. Н. Трофимов
Григорий, человек Турусиной — нар. арт. РСФСР Б. С. Рыжухин
Приживалки Турусиной — М. К. Адашевская, В. А. Николаева
Человек Крутицкого — Ю. В. Томошевский
Человек Мамаева — Е. К. Чудаков