К 200-ЛЕТИЮ А. Н. ОСТРОВСКОГО

Доходное место (1933)

Комедия в 5-ти актах А. Н. Островского
Литературная редакция текста — Борис Эйхенбаум 

Постановка — Владимир Люце 

Драматургия Александра Островского возникла в БДТ в 1933 году вместе с «Доходным местом». До этого театр «высокой трагедии и комедии» редко обращался к классической отечественной драматургии.

Спектакль «Доходное место» в БДТ ставили почти год, пригласив историков, философов и литературоведов. Работа была проведена масштабная. Борис Эйхенбаум – участник ОПОЯЗА, представитель «формальной школы», доктор филологических наук делал литературную редакцию текста. Художник Леонид Чупятов, занимавшийся в мастерского живописца Кузьмы Петрова-Водкина, нарисовал необычные масштабные декорации, режиссер Владимир Люце, ученик Вс. Мейерхольда, ввел в действие новых персонажей – солдат, офицеров, разносчиков, прислугу, а также самого драматурга Островского вместе с критиком Аполлоном Григорьевым. Для персонажа Островского сделали узнаваемый портретный грим и костюм, чтобы зритель, получивший программку с портретом драматурга, мог его распознать. Художник Чупятов, по словам исследователя Надежды Хмелевой, «круговорот окружающей жизни воплощал в динамике мизансцен».

В центре сцены была поставлена единая конструкция, напоминающая дом с балкончиками на разных уровнях и спиральной лестницей. По этой лестнице и шествовало безмолвное Замоскворечье – от цыган до литераторов. Все эти персонажи создавали ауру времени. На второй план ушло разоблачение взяточничества и беззакония бюрократов старого мира. Главного героя Жадова представили, как трагическую фигуру уровня Чацкого, добавив в сценический текст реплик из «Горе от ума». Авторы «Доходного места» 1933 года романтизировали Островского, любуясь царившей на сцене идиллией прошлой жизни.

Александр Гвоздев:

Для творческих путей Большого драматического театра этот спектакль играет очень значительную роль как необходимый этап проверки и подведения итогов многолетней работы и большого, накопленного за последнее десятилетие, художественного опыта.

Как же театр подошел к осуществлению этой задачи?

Основную тему спектакля театр увидел в образе Жадова. «Показ фигуры молодого человека Х1Х столетия и является основной темой нашего спектакля», — говорит режиссер В. Люце, указывая, что «в лице Жадова мы имеем фигуру нарождающегося молодого интеллигента-разночинца, трагическую фигуру, по большей части гибнущую от окружающей ее действительности». «Доходное место» — это «не комедия, а трагедия русского идеализма», и трактовка театра «придает пьесе смысл общественной трагедии и заставляет выдвинуть на первый план Жадова в его соотношении с Вышневским. При этой трактовке Юсов становится персонажем аккомпанирующим, оттеняющим и дополняющим смысл пьесы» (Б.М. Эйхенбаум).

Стремясь поставить Жадова на одно из первых после Чацкого мест, «укрупнить и идеологически уточнить фигуру Жадова»‚ театр меняет финал пьесы, считая, что благополучный для Жадова конец, данный Островским, ведет к тому, что «трагедия искусственно и даже прямо фальшиво превращена в комедию» (Б.М. Эйхенбаум). Театр исправляет Островского; Жадов, пришедший в финале просить «доходного места» у Вышневского, раз упав, уже не поднимается.

Театр показал в своей постановке нового для нас художника-декоратора Л.Т. Чупятова. Поскольку это первая его работа, которую мы видим в театре, он невольно заинтересовывает стройностью выполнения единой для всех актов установки, меняющейся в частях для отдельных сцен. Архитектурно-конструктивная часть этой работы выполнена умело. Но как дополнительное раскрытие образов спектакля и его идейной планировки «живописная конструкция» Чупятова вносит в постановку сильный эстетизирующий тон, от которого веет непреодоленным, хотя и сильно упрощенным «Миром искусства». Заэстетизировано все «Замоскворечье» с его идиллией розовых красок беседки. Никакой затхлости обывателя здесь нет. Напротив, все мирно и «приятно» и просится на «любование». Проделав «громадную творческую работу над классиком» театр показал свою работоспособность, сильный актерский ансамбль, желание идти по пути раскрытия широкого идейного замысла. Эти особенности нельзя недооценивать. Но с трактовкой‚ «Доходного места» как «трагедии русского идеализма» нужно спорить горячо и долго, дабы убедить театр, что это не более как «мишура»: «тряхнули и все осыпалось»!..

 Александр Гвоздев «Островский на советской сцене: Доходное место в Б.Д.Т.»
(«Рабочий и театр». 1935 г. Март)

Комедия в 5-ти актах А. Н. Островского
Литературная редакция текста — Борис Эйхенбаум 

Премьера — 12 февраля 1933 года

Постановка — В. В. ЛЮЦЕ
Художник — Л. Т. ЧУПЯТОВ
Музыка — В. М. ДЕШЕВОВ
Режиссёр — Г. И. ГУРЕВИЧ
Режиссер-лаборант — Б. К. ЛИТКЕ
Грим и парики — заслуженный мастер сцены С. М. МАКОВЕЦКИЙ
Свет — Н. П. БОЙЦОВ
Костюмы — Е. А. КРАВЧЕНКО
Материальное оформление спектакля — Мастерские Г. Б.Д.Т. им. М. Горького под руководством Д С. Одинцова
Дирижер — Н. А. ЛЮБАРСКИЙ
Помощник режиссера — Л. В. МУХИН

Действующие роли и исполнители:
Аристарх Владимирович Вышневский – Л. А. КРОВИЦКИЙ
Анна Павловна, его жена – М. Н. ДЕФОРЖ
Василий Николаевич Жадов – В.И. ЯНЦАТ
Аким Акимыч Юсов – народный артист Республики Н. Ф. МОНАХОВ / А. А. БОГДАНОВСКИЙ
Анисим Панфилович Белогубов – заслуженный артист Республики В. Я. СОФРОНОВ
Фелисата Герасимовна Кукушкина – Е. Н. НИКИТИНА / Е. В. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
Юлинька – А. Н. ПАРАМОНОВА
Полина – О. Г. КАЗИКО / А. Я. ЕФИМОВА
Мыкин, приятель Жадова – П. В. МИХАЙЛОВ / С. А. ФИЛИППОВ
Досужев – К. В. СКОРОБОГАТОВ
1-й чиновник м Н. А. ЗАРОВ
2-й чиновник – А. А. ШТЕНГЕЛЬ
Стеша, горничная – Д. М. ВОЛЬПЕРТ
Антон, человек Вышневского – Н. Н. КОРЧЕВ
Григорий, половой – Д. А. ЖЕРЕБЧИКОВ
Василий, половой – В. Н. ЧАЙНИКОВ
Марья – М. А. ПРИЗВАН-СОКОЛОВА

Персонажи, введенные режиссурой:
А. Н. Островский – В. И. АКИЛОВ
Аполлон Григорьев – С. С. КАРНОВИЧ-ВАЛУА
Е. Н. Эдельсон – В. К. ВИДИН
Иван Ерофеич – В. В. УСКОВ
Цыган с гитарой – Сергей СОРОКИН
Офицеры, солдаты, чиновники, купцы, лакеи, половые, цыгане – студенты Драматического техникума Г. Б. Д. Т. им. М. Горького