К 200-ЛЕТИЮ А. Н. ОСТРОВСКОГО

А. Островский, П. Невежин

БЛАЖЬ! (2007)


Постановка — Геннадий Тростянецкий

«Блажь!» — пишет Геннадий Тростянецкий на афише своей новой премьеры в БДТ, и этот восклицательный знак — предупреждение: дурь, шаль, сумасбродство, чепуха. Блажь.

И художник Владимир Фирер расписывает фасад помещичьего дома листьями, цветами и толстощекими рафаэлевскими путти. За фасадом — ничего, никакого дома, никаких интерьеров, деревянные лесенки, балки и палки, пустое пространство, простор бескрайний. Собственно, и пьеса невежинская — расписной фасад, за которым ничего, сплошная бескрайность, хочешь — верхом катайся, хочешь — поленья грузи, сходи с ума, громозди вздор на нелепость, сколько душа пожелает. Душа — желает.

И на академической сцене творятся очаровательные безумства. Вокруг аляповатого фасада, разъезжающегося в разные стороны, суетится толпа персонажей, вполне живых и совершенно не привязанных ни ко времени, ни к стране, ни к традициям, этакие иллирийцы а-ля рюс, относительно светские, приблизительно исторические. В эпоху, когда главным историческим писателем современной культуры стал Борис Акунин, так и должно быть. Потому что всё — блажь.

Тростянецкий выпускает на волю лицедея, заботливо снимая его котурн, предоставляя ему возможность штукарить в свое и публики удовольствие, поскольку не может лицедей постоянно изображать собою восковую персону, хотя бы изредка он должен ходить колесом и стоять на голове.

И потому у «Блажи» такое легкое дыхание. Распоясанный, расшнурованный, спектакль полон нелепостей, абсурдных ходов, мелких трюков и забавных деталей.

И в финале всем хорошо, все счастливы, все получили желаемое, все празднуют победу, каждый — свою над другими. А в стороне от общего ликования, под кустом садовых роз, со слезой в голосе, с бесконечным отчаянием, осознавая крах своих иллюзий, Сарытова затянет песню — пронзительно и тихо, до самой глубины души слушателя, как умеет только Усатова — песню несложившейся любви. Потому что блажь в живом великорусском языке — это и несбыточные мечты и грезы наяву.

Елизавета Минина «Иди и больше не блажи»
(«Империя драмы». 2007 г. Апрель)

Премьера — 16 февраля 2007 года

Постановка – лауреат Государственной премии Г.Р. Тростянецкий
Художник – заслуженный художник России В.И. Фирер
Композитор – Н.А. Морозов
Художник по свету – заслуженный работник культуры Грузии В.А. Власов
Хореограф-заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии С.И. Грицай
Педагог по речи – Т.В. Павловец
Педагог по французскому языку - О.В. Давтян
Помощник режиссера – Ю.Г. Коновалова

В спектакле звучит музыка из балета «Коппелия» Л. Делиба и старинные романсы

Действующие лица и исполнители:

Серафима Давыдовна Сарытова, вдова-помещица, попечительница и крестная мать своих сестер – нар. арт. России, лауреат. Гос. премии Н.Н. Усатова
Сестры и крестницы Сарытовой:
Настя – Н.В. Александрова, Е.П. Старателева
Ольга – И.Ю. Степанова, К.В. Разумовская
Степан Григорьевич Баркалов, управляющий имением Сарытовой – А.В. Феськов, К.В. Жандаров
Марья, горничная Сарытовой – Ю.А. Дейнега
Гурьевна, переносчица вестей и попрошайка – нар. арт. России Е.К. Попова
Митрофан, воспитанник Гурьевой – А.И. Аршинников
Семен Гаврилыч Бондарев, богатый помещик – нар. арт. России Г.А. Штиль
Прасковья Антоновна, жена его, сестра отца Сарытовой – И.Э. Комарова / засл. арт. России – М.К.Лаврова
Лизгунов, очень богатый сосед Сарытовой – А.В.Чевычелов / засл. арт. России М.Л. Морозов
Игроки, мужики, охрана Лизгунова – Р.В. Барабанов, К.В. Жандаров, С.О. Мендельсон, Д.В. Мурашев, И.В. Федорук, А.В. Шварц, С.А. Галич
Бабы – Д.Б. Шишляева, А.В. Шкомова, Е.Я. Ярема

Артисты оркестра: Е.Б. Раскова, В.М. Горбенко, Н.А. Рыбаков, Ю.А. Смирнов, Г.Р. Соловьев, Л.И. Соколов, А.В. Шевченко, В.Г. Ионова