Чт

09

июн

2016

День памяти Евгения Лебедева

19 лет назад, 9 июня 1997 года, ушёл из жизни народный артист СССР, актёр Большого драматического театра Евгений Лебедев.

Творческая биография Евгения Алексеевича необычайно насыщенна. Среди ролей, сыгранных актёром  в спектаклях Георгия Александровича Товстоногова — роли Рогожина («Идиот» по Ф.М. Достоевскому, редакции 1957 и 1966 гг.), Монахова («Варвары» по М. Горькому, 1959), Бессеменова («Мещане» по М. Горькому, 1966), Фальстафа («Король Генрих IV» У. Шекспира, 1969)... Выдающейся актёрской работой Евгения Лебедева стала роль Холстомера в «Истории лошади» по «Холстомеру» Л. Н. Толстому (1975).

 

В день памяти артиста мы публикуем небольшой фрагмент из очерка Александра Свободина, театроведа, критика, близко знавшего Евгения Лебедева и Георгия Товстоногова. Часто встречаясь с Евгением Алексеевичем в купе поезда между Москвой и Ленинградом, критик вспомнил и записал впечатления от визита в кабинет актёра — этим визитом завершилась одна из их встреч:

 

«…А потом, утром, мы приедем в Ленинград, и будет это так. «Красная стрела» бесшумно прислонится к перрону Московского вокзала, когда на электрических световых часах его, что повисли над поездами, зажгутся цифры: восемь двадцать пять. Мы поедем к нему на трамвае. Он очень любит ездить на трамвае. Дома скажет:

— Понимаешь, я на час съезжу, костюм примерить в театр, а ты пока вот посмотри….


«Я останусь один, осмотрюсь и увижу старинное бюро, а на нём бронзовый канделябр, собранный им, рукописи его рассказов, сценарий «Подвиг Ленинграда» по роману А. Чаковского «Блокада», отпечатанный в ленфильмовской типографии, «Правила дорожного движения» (он никак не может их выучить), лекарство под названием «Демакевит» и ещё рукопись рассказа «Приключения рыболова», стакан с двадцатью ручками, фломастерами и кистями, верстку книги «Мой Бессеменов», галстук с завязанным узлом, тетрадь в клеточку с набросками сценария по чеховскому «Злоумышленнику», свидительство на собаку породы шотландский терьер по кличке Мавр, которая за «породность, конституцию и экстерьер» получила оценку «отлично», текст роли из спектакля «Общественное мнение», последней его работы в театре, тетрадочки с записями к «Бессеменову». Ещё увижу верстак с двумя тисками, круглым точильным камнем, множество инструментов, морскую гальку, разбросанную повсюду. Переведу взгляд на стену, где висят гитара, мадонна, боксерские парчатки, пейзажи, портреты, полочки с фигурками из дерева, лапти, рога, изделия из соломы и прочее. Ещё я увижу, что третью стену закрывает собой буфетик с чёрным бронзовым бюстом Пушкина на нём… двигаться в комнате негде, здесь можно только работать.

Через час он, конечно, не вернется, и в следующий раз мы, по всей вероятности, встретимся в "Красной стреле"».  

Евгений Лебедев и пёс Маврик дома.
Евгений Лебедев и пёс Маврик дома.

Очерк «Встречи в "Красной стреле"» опубликован в книге Александра Свободина «В мире Актёров»,

изданной Союзом театральных деятелей РФ в 2014 году.

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий