Вт

22

дек

2015

«ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ». ЛЕКЦИИ В БДТ

Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова и исследовательский центр «Прагмема» продолжают цикл лекций о культуре и искусстве в рамках программы БДТ «Эпоха Просвещения».

 

С января по апрель 2016 года воскресные лекции будут проходить в театральном буфете Основной сцены БДТ (набережная реки Фонтанки, 65).

Начало лекций — в 15:00.

 

 Для зрителей БДТ, имеющих билеты на спектакли театра, проводимые в тот же месяц, что и лекция, вход бесплатный. Вход по театральным билетам открывается за 10 минут до начала лекции. Количество мест ограничено. Билеты на лекции также можно приобрести в кассах и на сайте театра.


РАСПИСАНИЕ

10 января  

Лана Иванова      

«Злые жены» и «добрые жены»: женские образы западноевропейской живописи XV-XVI вв.

 

В изобразительном искусстве эпохи Возрождения женские образы получают новые трактовки. Эти трактовки прежде всего отразились в выборе сюжетов картин. Возникает ряд античных, библейских и новозаветных сюжетов, позволяющий художникам показать женщин, способных как на подвиг, так и на злодейство.

 

Лана Иванова — филолог-медиевист, искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского Института Истории Искусств. Закончила СПбГУ; стажировалась в Университете Гумбольдта, Ганновер; проходила искусствоведческую практику в Университете Афин. Участник и организатор культурных и научных проектов, среди них: «Морфология праздника», «Русская народная глиняная игрушка: художественная практика, фольклор и культурная идентичность». Выступала с докладами на международных конференциях и семинарах, в том числе в университете Вилламет, США, в обществе «Икона», Германия. Автор статей по искусствоведению и медиевистике, опубликованных в российских и немецких изданиях. 

 

24 января

Петр Бухаркин    

Г.  Р. Державин: два лика одного поэта

 

В творческом облике Гаврилы Романовича Державина парадоксально соединились черты автора классической эпохи и романтического творца. Они наделяют державинскую поэзию особым эстетическим своеобразием. Во многом благодаря этому творчество поэта преодолело «веков завистливую даль».

 

 

Петр Бухаркин —  филолог, литературовед и историк культуры, доктор филологических наук, профессор, автор книг и статей по истории русской литературы XVII—XX веков, рассматриваемой в языковом, культурном, историческом и церковном контекстах. Среди них: «Православная Церковь и русская литература в XVIII—XIX веках. Проблемы культурного диалога», «Риторика и смысл», «М. В. Ломоносов в истории русского слова», «История русской литературы XVIII века (1700—1750-е годы)». Руководитель и соруководитель ряда исследовательских и издательских проектов, в том числе энциклопедии «Три века Санкт-Петербурга. Т. 1: Осьмнадцатое столетие». Организатор и один из главных редакторов периодического сборника «Литературная культура России XVIII века».

 

7 февраля  

Иосиф Райскин    

Композитор Михаил Афанасьевич Булгаков: звуковой мир писателя      

 

В произведениях Михаила Булгакова музыка Верди, Чайковского,  Римского-Корсакова, Бородина соседствует с фокстротом из ресторана «Грибоедов», маршами и революционными песнями. «Полька» Булгакова – единственное собственно музыкальное сочинение писателя: Исаак Дунаевский записал несколько тактов, импровизированных Булгаковым на рояле. 

 

Иосиф Райскин − историк музыки, музыкальный критик, главный редактор газеты «Мариинский театр», председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга. Автор статей, рецензий, обозрений в журналах и газетах (свыше 500), аннотаций и буклетов к концертам и спектаклям, к грампластинкам и компакт-дискам (около 400). Редактор отдела музыки и автор статей в Русском Гуманитарном Словаре (РГС) в 3-х томах, автор статей в Encyclopaedia Britannica, в 22-томном издании The New Grove Dictionary of  Music and Musicians. 

21 февраля

Михаил Отрадин  

«Прощайте и здравствуйте, господин Обломов!»

 

Популярность «Обломова» обернулась катастрофическим упрощением смысла романа. Гончаров сравнивает Илью Ильича с Галатеей, Иванушкой-дурачком, Ильей Муромцем, Платоном, Иосифом Навином, Гамлетом, Балтазаром, старцами-пустынниками. Зачем он это делает? Мы обратимся к тексту и попробуем освободиться от инерции в его восприятии.

 

Михаил Отрадин − профессор, доктор филологических наук, автор статей и монографий, посвященных русской литературе XIX века; среди них: «Проза И. А. Гончарова в литературном контексте», «На пороге как бы двойного бытия...». читает  курсы «История русской литературы второй половины 19 века»,  «"Литературное путешествие" в русской литературе 19 века», «Люди 1840-х годов в жизни в литературе». Член Союза писателей Санкт-Петербурга.

6 марта      

Анна Некрылова  

Праздничные ритуальные бесчинства  

 

В народном календаре чередовались праздники и будни, работа и отдых, посты и скоромные дни; духовное напряжение сменялось  периодами разгула и проявлениями смеховой культуры.  Одно из них − «ритуальные бесчинства»: особая форма ритуального поведения, предписывающая действия, противоречащие норме.

 

Анна Некрылова − фольклорист, театровед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Института русской литература РАН (Пушкинский Дом). Эксперт, председатель и член жюри различных театральных фестивалей, в том числе  театральной премии Петербурга «Золотой софит», фестивалей театров кукол. Автор работ по русским традиционным городским праздникам, фольклорному театру, русскому народному календарю. Среди них: «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII − начало ХХ века»; «Русский традиционный календарь». 

20 марта    

Людмила Ковнацкая      

Бенджамин Бриттен. Опера под сводами церкви

 

«Воспоминания» композиторов нового и новейшего времени о литургических драмах, мистериях, пассионах, мираклях, привнесенные в оперу, выглядят внедрением в историю оперы ее предыстории – «протооперных» видов и жанров, сакральные и ритуальные корни и прообразы которых  раскрывают внутренние формы и скрытые смыслы оперы. Три оригинальные сценические композиции Бенджамина Бриттена, предназначенные для церковного пространства, не имеют аналогов в европейской оперной практике ХХ века. В них сплавлены черты европейских средневековых пред-оперных жанров с их христианской символикой и средневекового японского театра Но с его дзен-буддистской философией.

 

Людмила Ковнацкая − музыковед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств. Глава Регионального отделения Международного музыковедческого общества (IMS). Обладатель звания «Учёный года» (1993 год, Кембриджский биографический центр). Заслуженный деятель искусств РФ. Автор многочисленных книг и статей об отечественной и зарубежной музыке; среди них − монографии «Бенджамин Бриттен», «Английская музыка XX века. Истоки и этапы развития: Очерки».

3 апреля    

Мария Воейкова  

Бедность и усвоение родного языка

 

Лингвисты и логопеды разных стран изучают феномен усвоения языка детьми.  За первые 5 лет ребeнок не только овладевает  словами и правилами родного языка. Он также получает представление о мире и правилах жизни в нем. Многое зависит от того, в какой семье растет ребенок, наблюдаются не только межъязыковые, но и групповые, и индивидуальные различия: различия тем существеннее, чем больше имущественное и культурное расслоение общества. Влияние социального статуса семьи на языковое развитие ребенка в современной России только недавно стало предметом научного изучения.  

 

Мария Воейкова − филолог-русист, специалист в области детской речи, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики Института лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге, член Петербургского лингвистического общества, Международной ассоциации исследователей детской речи и Европейского лингвистического общества. Автор многочисленных статей и монографий, среди них: «Просьбы и требования в детской речи: проблемы оформления и восприятия», «Становление имени».

17 апреля  

Александр Бобров   

Падение Новгородской республики: сослагательное наклонение русской истории

 

15 января 1478 года Новгородская республика исчезла с политической карты мира, но продолжила существование в мире легенд и преданий. Они рассказывали о чудесах, происходивших с посадниками, епископами, простыми новгородцами на фоне реальных событий: «войны» и «мира», основания монастырей и церквей, торговых отношений, повседневной жизни. Если смотреть на происходящее «сердечными» очами, можно увидеть его сокровенный смысл, связанный с исторической драмой XV века, коллизиями новгородско-московских отношений и «сослагательной» альтернативой московскому пути русской истории.

 

Александр Бобров − филолог-медиевист, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Руководил археографическими экспедициями Древлехранилища ИРЛИ на Русский Север (1983−2013). Автор более 230 публикаций. Область научных интересов: апокрифы, летописание, монастырские книжные центры, «Слово о полку Игореве», «Задонщина». Автор более 230 публикаций, в том числе монографий «Апокрифическое “Сказание Афродитиана” в литературе и книжности Древней Руси» и «Новгородские летописи XV века». 

24 апреля  

Константин Бронзит

Мифы советской анимации, или Секрет «Ежика в тумане»

 

Общеизвестны два мифа о советской мультипликации. Первый – о том, что ее было много. Второй – что вся она была хорошей.

С помощью «Ежика в тумане» мы попробуем разобраться в этих мифах.

 

Константин Бронзит − российский режиссёр анимационных фильмов. Лауреат многочисленных международных премий, член Национальной французской академии кинематографических искусств, с 2009 года член Американской Академии кинематографических искусств «Оскар», ведущий режиссер студии анимационного кино «Мельница».

Лекции проходят в театральном буфете Основной сцены БДТ (набережная реки Фонтанки, 65) по воскресеньям.

Начало лекций в 15:00.

 

Стоимость билета — 150 рублей.

Билеты в кассе театра и на сайте bdt.spb.ru. Телефон касс: + 7 (812) 244-10-71.

Для зрителей БДТ, имеющих билеты на спектакли театра, проводимые в тот же месяц, что и лекция, вход бесплатный. Вход по театральным билетам открывается за 10 минут до начала лекции. Количество мест ограничено. 

    

Эпоха Просвещения. Лекции в БДТ

 

«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им самостоятельно. Sapere aude! (имей мужество пользоваться своим умом!) — таков девиз Просвещения»

Иммануил Кант

 

 «Эпоха Просвещения» — социально-образовательная программа для зрителей БДТ имени Г. А. Товстоногова. Цикл лекций о культуре и искусстве — совместная инициатива БДТ и исследовательского проекта «Прагмема». Это территория контакта академических ученых, практиков искусства и петербургской публики. В фокусе внимания — настоящее и прошлое искусства и культуры. Критерии выбора тем и лекторов определены сочетанием качеств, определяющих стиль Большого драматического театра: академизм и эксперимент, уважение к прошлому и новаторство, ответственность за высказывание и инициатива, уникальность подходов и безупречность знания. 

 

Куратор проекта — д. ф. н., проф. Светлана Адоньева.

Куратор встреч по истории и теории музыки — этномузыковед, музыкальный критик, к. и. Евгения Хаздан.

Куратор встреч, посвященных литературе, народному искусству и архитектуре — филолог, визуальный антрополог,

к. ф. н. Инна Веселова.

 

Проект реализуется при поддержке фонда ALMA MATER.

 

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий