Сб

10

окт

2015

90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИНЫ ОЛЬХИНОЙ

10 октября 2015 года исполняется 90 лет со дня рождения Нины Алексеевны Ольхиной. Выдающаяся актриса, заслуженная артистка РСФСР, Нина Ольхина посвятила Большому драматическому театру всю свою жизнь — поступила в студию при театре в 1943-м и после окончания студии провела на сцене БДТ более 50 лет.

 

«У моего театра была замечательная история. Его создали в 1919 году выдающиеся деятели русской культуры. Это общеизвестно. Труппа театра состояла из ярких, талантливых актеров…», — вспоминала актриса. БДТ, в который пришла Нина Ольхина, был театром знаменитых артистов: Александра Ларикова и Виталия Полицеймако, Василия Софронова, Екатерины Грановской и Ольги Казико; здесь играл молодой Ефим Копелян. В конце 1940-х к этой труппе присоединился Владислав Стржельчик — вместе с ним Ольхина выходила на сцену в постановке комедии Лопе де Вега «Девушка с кувшином». Пару красивых молодых артистов искренне любила ленинградская публика.

В 1948-м году, спустя всего год после вступления в труппу, Нина Ольхина уже играла Ларису в «Бесприданнице» — в постановке Ильи Шлепянова, главного режиссера Театра оперы и балета имени Кирова, ученика Мейерхольда. Статная, грациозная, с мягкими и точными движениями, она играла красавиц, молодых героинь; у неё был голос редкого тембра, который называли «виолончельным». 

 

фотогалерея

 

 


Первая роль Нины Ольхиной в спектакле Георгия Товстоногова — роль прекрасной Моны в постановке румынской пьесы «Безымянная звезда» (1956). Красоту Ольхиной, выходившей в этом спектакле на сцену в белом парчовом платье с открытыми плечами, критики сравнивали с красотой тициановской Венеры. Одной из самых известных героинь актрисы стала Клея в «Лисе и винограде» (1957), жена философа Ксанфа, влюбившаяся в раба Эзопа; за ролью Клеи последовали роли Настасьи Филипповны в первой редакции знаменитого спектакля «Идиот» (1957) и Лидии Богаевской в не менее знаменитых «Варварах» (1959). В 1960-е годы диапазон актрисы расширился — она стала играть характерные роли. Выдающейся работой критики признали небольшой эпизод из товстоноговского «Горя от ума» (1962), где Нина Ольхина играла Наталью Дмитриевну, жену Платона Горича, «мужа-мальчика, мужа слуги». По воспоминаниям петербургского театроведа Галины Лапкиной, «довольно было увидеть, как целует Наталья Дмитриевна — Ольхина своего мужа, по-детски капризно вытянув пухлые губы, чуть жеманно, как игрушку или комнатную собачку, и становилось ясно, что муж — ее собственность». Среди зрелых и поздних работ Нина Алексеевны можно отметить роли в товстоноговских спектаклях «Традиционный сбор» (Агния), «Дачники» (Марья Львовна), «Волки и овцы» (Мурзавецкая), «Киноповесть с одним антрактом» (мать), в спектаклях Марка Розовского «Бедная Лиза» и Сергея Юрского «Фантазии Фарятьева», поставленных на Малой сцене БДТ. Одной из последних героинь актрисы стала Марья Дмитриевна Калитина в инсценировке повести И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» (1992).

 

Нины Алексеевны не стало два года назад, 20 августа 2013 года. Она похоронена на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. 

 

(Подготовлено по изданиям “Портреты актеров. Выпуск 2-й”, Ленинград “Искусство”, 1973, “Георгий Товстоногов. Собирательный портрет”, Санкт-Петербург, “Балтийские сезоны”, 2015).

 

НА ФОТО:

1) Нина Ольхина в роли Марии в спектакле «Девушка с кувшином»; 2) Нина Ольхина в роли Ларисы в спектакле «Бесприданница»; 3) Нина Ольхина в роли Моны в  спектакле «Безымянная звезда», 4) Нина Ольхина и Людмила Макарова в спектакле «Девушка с кувшином», 5) Нина Ольхина и Бруно Фрейндлих (Паратов) в спектакле «Бесприданница»; 6) Нина Ольхина и Иннокентий Смоктуновский в спектакле «Идиот»; 7) Нина Ольхина и Виталий Полицеймако (Эзоп) в спектакле «Лиса и виноград»; 8) Ефим Копелян (Горич) и Нина Ольхина в спектакле «Горе от ума». 

Фото на обложке: Нина Ольхина  — Клея в спектакле «Лиса и виноград».

 

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий