Ср

07

окт

2015

В БДТ СТАРТУЕТ НОВЫЙ СЕЗОН ЦИКЛА ЛЕКЦИЙ 

Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова и исследовательский центр «Прагмема» открывают новый сезон цикла лекций о культуре и искусстве в рамках программы БДТ «Эпоха Просвещения». 

С октября по декабрь 2015 года воскресные лекции будут проходить в театральном буфете Основной сцены БДТ (набережная реки Фонтанки, 65)

Попасть на лекции можно бесплатно, предъявив билет на любой спектакль БДТ, запланированный к показу или состоявшийся в месяц проведения лекции. Билеты на лекции также доступны в кассах театра.

Начало лекций — в 15:00.

 

Первая лекция под заголовком «Возвращение «Весны священной»: Леонард Бернстайн в СССР (1959)» состоится уже 18 октября: её прочтет историк музыки, критик, в 2000-е годы — обозреватель петербургских редакций изданий «Коммерсантъ» и «Афиша» Ольга Манулкина.

 

ПОДРОБНЕЕ О  ЛЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ 


В фокусе внимания лектора — эпохальное столкновение культур: знаменитые гастроли Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Леонарда Бернстайна в СССР. В 1959 году нью-йоркский оркестр сыграл в Москве и Ленинграде «Весну священную» Игоря Стравинского, сочинение, перевернувшее мир музыки в начале XX века и на тот момент не исполнявшееся в Советском Союзе около 30 лет. 

 

1 ноября фольклорист и антрополог Светлана Адоньева объяснит, почему наслаждение видом как особое занятие в Византии и Древней Руси признавалась на уровне права (лекция «Наслаждение видом, или О благе, не подлежащем присвоению»)


8 ноября архитектор и художник Максим Атаянц расскажет слушателям о том, почему Петербург называют «северной Пальмирой»: его лекция посвящена периоду увлечения архитектурой древней Пальмиры в восемнадцатом столетии, заметно сказавшемуся на работах Карла Росси (лекция «Пальмира и Петербург»)


15 ноября литературовед и историк культуры Пётр Бухаркин вместе со слушателями попробует увидеть автора «Недоросля» Дениса Фонвизина как нашего современника, а саму знаменитую комедию — прочесть как произведение, наполненное живым смыслом (лекция «Старинный писатель как наш современник (Д. И. Фонвизин и его «Недоросль»)).


29 ноября искусствовед Николай Громов покажет, как любовь — и небесная, и земная — запечатлена на полотнах Тициана, Буше, Хаеца, Родена, Климта, Шиле, Пикассо, Дали, Сомова, Кустодиева, Кончаловского и других художников, близких к  западноевропейским традициям изобразительного искусства (лекция «Любовь земная и небесная в западноевропейской живописи»).


13 декабря с лекцией «”Приятная речь — сотовый мед”… (Прит. 16: 24), или Вкус как смысл» в БДТ выступит  этномузыколог и музыкальный критик Евгения Хаздан.


27 декабря филолог и антрополог Инна Веселова объяснит, почему сказочным царевнам приходится по ночам превращаться в лягушек, в рамках лекции «Миф о «чудесной супруге» в европейском фольклоре: между собственной судьбой и лояльностью роду», 


Цикл лекций на площадке театра — совместная инициатива БДТ и исследовательского проекта «Прагмема», возглавляемого доктором филологических наук, профессором Санкт-Петербургского государственного университета Светланой Адоньевой. 


Лекции проходят в театральном буфете Основной сцены БДТ (набережная реки Фонтанки, 65) по воскресеньям.

Начало лекций в 15:00.


Стоимость билета — 150 рублей.

Билеты в кассе театра и на сайте bdt.spb.ru. Телефон касс: + 7 (812) 244-10-71.

При предъявлении билета на любой спектакль БДТ, запланированный к показу или состоявшийся в месяц проведения лекции, вход бесплатный.

О лекторах и кураторах проекта


Ольга Манулкина — историк музыки и музыкальный критик, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель магистерской программы «Музыкальная критика» Факультета свободных искусств и наук; доцент Санкт-Петербургской консерватории, главный редактор журнала “Opera musicologica", участник Программы Фулбрайта (Нью-Йорк, 2002), автор монографии «От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века» (2010), научных статей и переводов, в т. ч.: «Жизнь Шостаковича, рассказанная современниками» Э. Уилсон (2006), более 500 музыкально-критических публикаций. Редактор-составитель (совместно с П. Гершензоном) изданий «Век “Весны священной” — век модернизма» (2013) и «Новая русская музыкальная критика. 1993—2003» (Т. 1. Опера. Т. 2. Балет. 2015).


Максим Атаянц — архитектор и художник, преподаватель истории архитектуры, член Санкт-Петербургского отделения Союза архитекторов России.


Николай Громов — искусствовед, профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства; член Союза художников России, автор книг и статей по вопросам отечественного и зарубежного изобразительного и театрально-декорационного искусства. Среди них: «Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. 1945—1949. Становление театрально-декорационного искусства» (1978); «Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства» (1983); «Горизонты сценографии» (2006).


Петр Бухаркин — филолог, литературовед и историк культуры, доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, автор книг и статей по истории русской литературы XVII—XX веков, рассматриваемой в языковом, культурном, историческом и церковном контекстах. Среди них: «Православная Церковь и русская литература в XVIII—XIX веках. Проблемы культурного диалога» (СПб., 1996), «Риторика и смысл» (СПб., 2001), «М. В. Ломоносов в истории русского слова» (СПб., 2011), «История русской литературы XVIII века (1700—1750-е годы)» (СПб., 2013). Руководитель и соруководитель ряда исследовательских и издательских проектов, в том числе энциклопедии «Три века Санкт-Петербурга. Т. 1: Осьмнадцатое столетие» (кн.1—2. СПб., 2001), организатор и один из главных редакторов периодического сборника «Литературная культура России XVIII века».


Евгения Хаздан — этномузыколог, кандидат искусствоведения, музыкальный критик. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Принимала участие в организации ряда культурных проектов, в том числе Международного семинара традиционной музыки восточноевропейских евреев «Клезфест в Петербурге», семинаров «Искусство и традиция» («Новая еврейская школа»), исследовательского семинара «Среды в Российском институте истории искусств» и др. Редактор научных сборников по этномузыкологии, нотных изданий, журнала «Временник Зубовского института». Сфера научных интересов Е. Хаздан включает, с одной стороны, традиционную музыкальную культуру восточноевропейских евреев, с другой — явления и процессы современной музыкальной жизни. Особое внимание уделяет новым сочинениям петербургских композиторов.


Инна Веселова — филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета; сотрудник АНО «Пропповский центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры»; руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север; руководитель ряда научных проектов, поддержанных российскими и международными фондами, в том числе тематических электронных ресурсов «Фольклор в современных записях», «Музей биографий. Русская провинция. ХХ век» и др.; автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). Соруководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».


Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, автор статей и монографий, посвященных фольклору и современной массовой культуре. Среди них: «Категория ненастоящего времени» (СПб, 2001), «Дух народа и другие духи» (СПб., 2009), «Символический порядок» (СПб., 2011). Лектор Мастерской документального кино и документального театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г.( Olson L., Adonyeva S. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise.  University of Wisconsin Press, 2013); руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

 О воскресной программе интеллектуального досуга «Прагмема»

 

«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им самостоятельно. Sapere aude! (имей мужество пользоваться своим умом!) — таков девиз Просвещения» 

Иммануил Кант

 

Лекции в БДТ — зона контакта академических ученых и практиков искусства и петербургской публики. В фокусе внимания — настоящее и прошлое искусства и культуры. Критерии подхода к выбору тем и лекторов определены сочетанием качеств, определяющих стиль Большого драматического театра: академизм и эксперимент, уважение к прошлому и новаторство, ответственность за высказывание и инициатива, уникальность подходов и безупречность знания.

 

Куратор проекта — д. ф. н., проф. Светлана Адоньева.

Куратор встреч по истории и теории музыки — этномузыковед, музыкальный критик, к. и. Евгения Хаздан.

Куратор встреч, посвященных литературе, народному искусству и архитектуре — филолог, визуальный антрополог, к. ф. н. Инна Веселова.

 

Проект реализуется при поддержке фонда ALMA MATER.

  О программе БДТ «Эпоха Просвещения»

 

 «Эпоха Просвещения» — социально-образовательная программа БДТ им. Г.А. Товстоногова, которую театр реализует с 2013 года с целью популяризации и привлечения внимания горожан не только к истории театрального Петербурга и актуальному театральному искусству, но и к искусству как таковому. 

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий