Вс

15

фев

2015

Почти столетие: 96 лет труппе БДТ

15 февраля — знаковая дата для БДТ.  В этот день в 1919 году труппа новообразованного театра сыграла свой первый спектакль —  им стал «Дон Карлос» по Шиллеру.  Сегодня коллектив Большого драматического празднует собственное 96-летие.


Почти сто лет назад премьера «Дона Карлоса» состоялась в Большом зале консерватории ― у молодой труппы, собранной по инициативе Максима Горького и актрисы МХТ Марии Андреевой, занимавшей в то время пост комиссара петроградских театров, еще не было своего дома. Спектакль поставил Андрей Лаврентьев — главный режиссер новообразованного театра, ученик Немировича-Данченко, до революции работавший в Александринском театре. 


“Дон Карлос” шел пять часов  — серьезное испытание для публики Петрограда, мерзнувшей в неотапливаемом помещении консерватории. Тем не менее, актерский состав, в который входили один из лучших артистов немого кино своей эпохи, мхатовец Владимир Максимов (дон Карлос), звезда оперетты Николай Монахов (король Филипп), оставивший пение ради возможности заниматься в Петрограде драматическим театром, и ведущий артист Александринского театра Юрий Юрьев (маркиз Поза), обеспечил спектаклю успех. Незадолго до этого в том же зале прошла “Мистерия-буфф” Мейерхольда по Маяковскому, оформленная Малевичем — петроградские критики, воодушевленно отреагировавшие на романтического “Дона Карлоса”, к революционному авангарду отнеслись довольно прохладно. 


Дальнейшая история БДТ — это два года работы под руководством Александра Блока, сотрудничество с главными петербургскими “мирискусниками”, экспрессионизм, вырвавшийся на сцену театра в период руководства Константина Хохлова, пьесы Юрия Олеши, Бориса Лавренева и Максима Горького, поставленные в Большом драматическом учеником Мейерхольда Константином Тверским в 1930-х, смутное время, предшествовшее эпохе Георгия Товстоногова, и сама эта великая эпоха, когда труппу Большого драматического без преувеличения называли лучшей труппой страны. Кирилл Лавров и Темур Чхеидзе, бережно сохранявшие наследие великого ленинградского режиссера. 

В своих работах о театре Товстоногов говорил: “В искусстве не бывает «сегодня, как вчера, а завтра, как сегодня». Искусство — процесс, поиск, движение. Если ты остановился — значит, ты отстал”. 


БДТ — это театр с легендарной труппой и удивительными традициями, никогда не терявший интереса ни к классике, ни к авангарду. Каждая новая страница в истории Большого драматического — это не только движение в будущее, но и продолжение его летописи, которой мы по праву можем гордиться. Сегодня под руководством Андрея Могучего БДТ продолжает движение вперед. Не утрачивая связи с историческим прошлым, мы ищем новые смыслы и новые пути развития театра. 

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий