Пн

13

окт

2014

Юбилей Леонида Неведомского

Сегодня исполняется 75 лет народному артисту России Леониду Витальевичу Неведомскому.


Леонид Витальевич был приглашен в Большой драматический театр в 1967 году, сразу по окончании ЛГИТМиК, и с тех пор является одним из премьеров прославленной труппы.

За годы службы в БДТ в его репертуаре были роли самого разного стилевого характера. Здесь и образы, требующие масштабности воплощения: Дуглас в шекспировской хронике «Король Генрих IV» (1969), милиционер Уткин в «Трех мешках сорной пшеницы» В.Ф. Тендрякова (1974), Соломахин в «Протоколе одного заседания» А.И. Гельмана (1975), Патриарх в пушкинском «Борисе Годунове» (1999); и комическая характерная роль Держиморды, а затем судьи Ляпкина-Тяпкина в гоголевском «Ревизоре» (1972), Кинто в «Хануме» А. Цагарели (1972), Дворника в опере-фарсе А. Колкера «Смерть Тарелкина» (1983).
 
Текущий репертуар БДТ украшают два спектакля с участием Леонида Неведомского. Мастерски воплощает артист образ Амиаса Паулета из шиллеровской «Марии Стюарт». Смотритель мятежной королевы Марии, его герой является носителем безусловной, но беспомощной в мире этого спектакля справедливости. В практически бессловесной роли г-на Смирнова в инсценировке чеховской «Дама с собачкой» нашлось место тонкой музыкальности Леонида Витальевича,  способного из небольшой, почти бессловесной роли создать полноценный образ со своим прошлым, характером, внутренним развитием.

Оставаясь актером, прежде всего, театральным, Л.В. Неведомский имеет обширный список киноработ. Начиная с 1966 г. он создал в кинематографе более ста ролей.

В числе его наград - Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой Софит», актерская премия им. Н.К. Симонова, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2009), медаль Пушкина «За большой вклад в развитие и сохранение русской словесности» (2004).

Творческий портрет

"Постранствовав, получив путёвку в жизнь прямо на подмостках провинциальных театров, Леонид Неведомский стал актёром БДТ в 1967-м, сразу после окончания нашего Театрального института, тогда ЛГИТМиКа. И как было сомневаться Товстоногову – голос, рост, фактура; Неведомский словно списан с социального героя эпохи. Превосходные и сразу же востребованные природные данные достались Неведомскому не случайно, а как бы с наказом: подняться на подмостки. Поэтому он мог играть в профессиональном театре, ещё не имея высшего образования, которое ему, впрочем, тоже не помешало. Все регалии и авторитетные театральные премии к своему нынешнему юбилею он получил. Немало снимался в кино, в сериалах, с перестройкой начал активно выходить из монастырских стен БДТ. Даже открылся как исполнитель старых, хорошо забытых песен. В театре – главном своём театре, в БДТ – Неведомский представитель старой гвардии. Он свидетель лучших лет театра и лучших спектаклей, в которых он играл на втором плане. Его место так и определяется – актёр второго плана. Однако и они, такие актёры, необходимы, они тоже получают высшие награды, и от них зависят ударные моменты общей судьбы. Как забыть, например, дворника в «Смерти Тарелкина»? С его нестандартной грацией, выпученными глазами и полным непониманием сути дела. «Оборачивался Тарелкин?» - спрашивал его Расплюев. «Оборачивался», - отвечал дворник, как китайский болванчик качая головой в знак согласия. - «Каждый раз к стене оборачивался». И эдак разводил руками, двигаясь, точно игрушка.


Дворницкий передник и метла – новенькие, как будто к случаю надёванные, для витрины, где такая игрушка потешает прохожих и детей. Язык во рту болтается, словно оторванный, и слова выходят из механического нутра заплетающимися, не своими. В этой крохотной роли актёр показался не дворником, а стилистом, тонко чувствующим общий стиль уникальной оперы-фарс, где действовало много заводных игрушек. Так что БДТ находил способы придать гибкость социальному монолиту. И актёр всегда шёл и до сих пор идёт навстречу таким операциям. Более сорока лет он на этой сцене – там, где нужен, и так, как полезен.


В «Коварстве и любви» у Неведомского тоже небольшая ролька – слуги, у которого двух сыновей герцог продал на пушечное мясо. Стоя перед леди Мильфорд, как полагается слуге по стойке смирно, и рассказывая об этом, актёр на сто процентов реализовал свой голос – густой, плотный и тёплый бас. На минуту этот голос словно проломился и задрожал от горя – а больше ничего и не требовалось, никаких рукотворных страданий, чтобы в зале прониклись драмой отца, теряющего детей.


Для Неведомского скомбинирована роль из чеховских отголосков в «Даме с собачкой» (малая сцена БДТ, режиссёр Анатолий Праудин). Он играет старинного приятеля Гурова, господина Смирнова. Это человек с навязчивой идеей – он боится брака, против которого у него наработаны (передуманы и не раз повторены вслух) некие общие места, скрывающие этот страх. Двенадцать женщин бросил он, девять бросили его – уныло повторяет господин Смирнов. Да это второй Василий Васильевич Солёный, и так же, как штабс-капитан из «Трёх сестёр», тайно, пылко и безнадёжно влюблённый… в Варвару Михайловну, жену Гурова. Видимое и сущее в господине Смирнове перепутались, он потерян, сбит с толку, но не забывает о бравой выправке, внушительном тоне. Что-то горькое и жалкое есть в нём, что-то нелепое и сиротское. Каждый раз, когда крепкие природные данные Неведомского вступают в конфликт с характером персонажа (неустойчивым, странным, иногда асоциальным, иногда лирическим), высекается драматическая искра – и перед нами новая страница в актёрской биографии Леонида Неведомского. Например, Жан Вальжан («Отверженные» в Антрепризе им. А. Миронова) – вот ещё и благородный каторжник появился в списке удач."

Елена Горфункель. Империя драмы.

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    ирина (Понедельник, 13 Октябрь 2014 12:27)

    Поздравляю любимог актера с Днем рождения! Всего, всего самого самого хорошего!!!

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий