Пт

26

сен

2014

Юбилей Олега Валериановича Басилашвили

 

Андрей Могучий.
Монолог о Басилашвили

Наверное, Олег Валерианович не помнит, как мы встретились впервые. Я был студентом Ленинградского института авиаприборостроения. Не знаю, как сейчас, но в то время студенческая жизнь была переполнена культурными событиями, творческими встречами с музыкантами, актерами, режиссерами. На одну из встреч пригласили народного артиста СССР Олега Басилашвили. Моя задача заключалась в том, чтобы  встретить Олега Валериановича и довести до места, где он должен был выступать, что я и сделал: встретил на входе и довел. На пороге актового зала Басилашвили спросил, можно ли здесь курить, я ответил, что, конечно, можно (тогда курить было можно практически везде), он достал «Беломор», а я стрельнул у него папиросу - и мы вместе покурили. Так случилось наше знакомство, вернее, мое знакомство с Басилашвили. Мне было 20 лет.

Меня восхищает в Басилашвили многое. Это умнейший человек, обладающий исключительным талантом, чувством меры, колоссальной эрудицией, поразительным художественным вкусом, нежным сердцем, реагирующим на тончайшие вибрации и нюансы художественного произведения.

 

Он невероятно чувствителен, непримирим к любому виду вранья и становится необыкновенно внимательным, открытым, когда видит в искусстве подлинное. В эти мгновения моментально исчезает вся его ирония, скептицизм. Олег Валерианович сохраняет способность во всей обойме впечатлений, событий, явлений вычленять те мелочи, из которых, собственно говоря, и строится искусство. 

Басилашвили прекрасно знает современное кино, литературу, находится, не побоюсь высокопарности, в “авангарде современной художественной мысли”. При сложном и неоднозначном отношении к современному искусству, он всегда  осведомлен и основателен в своей аргументации. С ним надо держать ухо востро.

 

Профессионализм и талант для меня - это постоянное движение вперед, способность к обучению, саморазвитию. Для Басилашвили – внешне, повторюсь, довольно скептического человека – есть профессиональные эталоны, идеалы, к которым он продолжает стремиться. Как-то он рассказал мне про работу Билла Мюррея в фильме Джармуша «Сломанные цветы» как про образец совершенства при воплощении образа. В другой раз я услышал от него: «Я никогда не сыграю так, как сыграл Олег Даль в фильме «Отпуск в сентябре» и мхатовец Борис Ливанов в фильме «Степень риска». 

Наверное, стоит упомянуть о еще одном эпизоде, еще одной нашей с ним встрече до БДТ. У меня в Формальном театре был спектакль «Школа для дураков». Игрался он в одном из камерных пространств «Балтийского дома». И вот однажды перед спектаклем мне сказали, что собирается прийти Басилашвили. Меня предупредили, что Басилашвили ничего и никогда не нравится, что он всё ругает и не принимает – и я не сомневался, что спектакль пройдет наихудшим образом, потому что артисты, увидев в этом крошечном пространстве Басилашвили, начнут играть так, как водится в таких случаях, “с особым старанием”. Олег Валерианович пришел и сел прямо в центре, в третьем ряду. Как прошел спектакль, я не помню, но на следующий день мне позвонили с телевидения администраторы той самой передачи «С потолка», которую вел тогда Басилашвили, и сообщили, что он абсолютно принял спектакль и приглашает меня на эту передачу. Я пришел в БДТ, и моя подпись есть на потолке в знаменитой гримерке № 9. Оценка Басилашвили оказалась для меня важнее всех фестивальных наград.

Оставить комментарий

Комментарии: 5
  • #1

    Ольга (Пятница, 26 Сентябрь 2014 16:05)

    Прекрасный Монолог. Спасибо большое. Олег Валерианович чудесный, настоящий, искренний. Каждая встреча с ним праздник. С нетерпением жду 9 октября чтобы увидеть его. Поздравляю любимого Артиста с Днем рождения! Желаю много радостных, творческих, счастливых дней.

  • #2

    Владимир Першуков (Пятница, 26 Сентябрь 2014 16:53)

    Андрей, вы могучим образом передали все естество Олега Валериановича. АКТЕР, а далее продолжит каждый. Для кого-то, еще живой нерв и хранитель величайшего театра на Земле, который сотварил великий мастер Товстоногов и его потрясающие актеры. Для кого-то, увы не посчастливилось быть на спектаклях с Олегом Валерияновичем, зато это работы актера в кино, на TV и Радио. Я однажды имел наглость, а иначе и не назовешь, напросится на интервью с Олегом Валериановичем перед самим спектаклем. Дело было в Челябинске, давали гастрольный "Костюмер" и конечно перед спектаклем актер готовится к роли за долго до выхода на сцену. какие там к черту интервью! Тем более, роль сложная и главный герой все время на помосте. Как и полагается, нам провинциальным журналистам было вежливо отказано. Пошли уговоры, чамканье, мямканье и Олег Валерианович махнув рукой сказал, ну давайте, каждому по 15 минут и не более. Нам, это мне и молодой стажерке. В бой пошла первой дама, а как иначе и готовила она абсурдные вопросы для не менее абсурдной программы "Утренний чай Вечернего Челябинска". На первый же вопрос - Вот вы сегодня проснулись и о чем задумались впервую очередь? Олег сказал - Задумался о смерти! Она в рев, Олег Валериянович давай её утешать, объяснив, что мол ну у меня сегодня роль в спектакле, где мой герой умирает, конечно о чем еще задумываться-то. Нащу молоденькую журналистку как ветром сдуло из гримерки. Я стою с диктофоном и понимаю что и мне хана, не получится взять интервью, даже на 15 минут. Басилашвили смотрит на меня, и вижу в его глазах ярость негодования, типа предупреждал, не трогайте меня перед спектаклем. Хлопаю глазенками и уже готовлюсь удалиться прочь и не мешать актеру входить в таинство роли. Он мне в этот миг- Ну что вы тоже спросите у меня какую нибудь чушь? Я чуть оробев ответил - Ну не совсем чушь.
    Ну давайте посмотрим, только учтите у вас 15 минут, сказал мне актер, которого я знаю из кино с младенческих лет. Я задал Олегу Валериановичу только первый вопрос - А помните ли вы, те самые трофейные ленты что смотрели после войны... и разговор пошел и оторваться было невозможно и вместо 15 минут, мы разговаривали около часа, после чего мэтр сам стал беспокоиться, что так много времени отдал не по назначению. Это то, что со мной произошло и что произошло именно с АКТЕРОМ, второй раз указываю на главные составляющие. Басилашвили это не только замечательный мастер театра и кинематографа, это прекрасный человек, редчайшая порода благородства человеческого. Здоровья Вам и прекрасных ролей. Один и множества тысяч тысячных ваших поклонников.

  • #3

    БДТ им. Г.А.Товстоногова (Пятница, 26 Сентябрь 2014 17:47)

    Владимир, спасибо Вам! Прекрасная история.

  • #4

    Яна Данилова (Суббота, 27 Сентябрь 2014 13:57)

    И я расскажу небольшую историю.
    Я никогда, к моему огромному сожалению, не разговаривала с Олегом Валериановичем лично, в отличие от предыдущего рассказчика. Я все же надеюсь когда-нибудь осуществить мечту, которая теплится у меня в душе, наверное, лет с шести, и набраться смелости выразить одному из самых важных актеров всей моей недолгой жизни бесконечную благодарность и восхищение.
    Наверное, года два назад, я впервые увидела Олега Басилашвили на сцене. До этого момента он был для меня исключительно человеком "из телевизора". Но каким! Во всех любимых фильмах он так или иначе присутствовал, все свое детство я видела его в кино или слышала о нем от родителей, по телевизору, на радио.
    Я помню, что в первые минуты появления Олега Валериановича в спектакле "Лето одного года" я даже с трудом могла расслышать реплики, меня накрыло какой-то необъяснимой волной восхищения. Волна прошла, но то самое состояние невероятной любви и уважения остается до сих пор.
    В тот день я пришла в театр с цветами. Когда Олег Валерианович брал у меня из рук букет, все его существо словно противилось этому, мне показалось, что ему просто неприятно их брать: он все морщился, словно говоря: "Да зачем... Не надо было..."
    В тот момент пришло ко мне осознание того, что Олег Басилашвили сам-то не считает себя легендарным, наиталантливейшим атером. Он какой-то очень простой и очень... свой, что ли.
    Господи, как же хочется, чтобы он еще очень долго сражал зрителей со сцены БДТ. Пусть никогда не иссякает его здоровье и вдохновение! С Днем Рождения, удивительный Олег Валерианович!

  • #5

    Irina Volkovich (Воскресенье, 28 Сентябрь 2014 23:38)

    Я хочу поделиться своими впечтлениями о встрече с Олегом Валериановичем Басилашвили. Это был 2003 год, год 300-летия Ст. Петербурга. Я занималась подготовкой программы "Салют, Ст. Петербург!" в Публичной библиотеке NY. Я мучительно искала путь, как сделать этот праздник уникальным. Решение пришло неожиданно: отправиться в Петербург и спросить у своих друзей, актеров, художников, как они понимают душу Ст. Петербурга. Извиняясь, я обратилась с такой же просьбой к Олегу Валериановичу. Мы никогда раньше не встречались, он с интересом выслушал меня и назначил встречу в БДТ. Ровно в назначенное время Олег Валерианович стремительно вошел в здание и пригласил меня в свою грим-уборную. Мы прошли по "народному коридору", там располагаются грим-уборные народных артистов, он показал мне мебель, принадлежащую А. Блоку. А далее было чудо, был почти час, когда я слушала и записывала его рассказ о "душе Петербурга". Передо мной раскрывалась душа удивительного человека, теплого даже трогательного, энциклопедиста, интеллигента, великого актера. Я вдруг поняла, что он сам и есть "душа Петербурга". После разговора мы вышли на Фонтанку, немного погуляли. Я была очарована, взволнована, вдохновлена, потрясена. Спасибо, спасибо Вам большое, дорогой Олег Валерианович! Долгих лет Вам и Галине Евгеньевне, много новых ролей в театре и кино! Прошло 11 лет, мы уже отметили 310 лет Ст. Петербурга, опять в самой главной Библиотеке NY, но мое волнение от той встречи не проходит. Мы встречались еще и в Ленинграде, и в NY, но та, в 2003 осталaсь в числе самых счастливых моментов моей жизни.

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий