Основы театральной педагогики в школе

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ БДТ

Программа БДТ имени Г. А. Товстоногова совместно с ГБУ «Информационно-методический центр» Центрального района  Санкт-Петербурга.

Программа «Основы театральной педагогики в школе. Педагогическая лаборатория БДТ» включает четыре раздела, содержательно, методически и практически направленных на становление профессиональных компетентностей учителя в области театральной педагогики. 

Участники Педагогической лаборатории получают конкретные навыки в области театральной педагогики: обсуждение спектакля, анализ драматургии, создание театральных пьес с детьми, а также базовые навыки режиссуры урока и актерского мастерства, необходимые для решения актуальных педагогических задач. На занятиях программы участники проекта учатся не просто любить и понимать театр, но и включать его элементы в свою профессиональную деятельность. Этот проект имеет высокий просветительский потенциал и нацелен на формирование нового образа петербургского педагога. 

Педагогическая лаборатория БДТ работает в рамках социально-образовательной программы театра «Эпоха просвещения» с 2014 года. Программа курса повышения квалификации «Основы театральной педагогики в школе» разработана театром в 2016 году и реализуется при поддержке ГБУ «Информационно-методический центр» Центрального района Санкт-Петербурга.

 

Продолжительность программы: ноябрь 2016 — май 2017 года (30 лекционных, 42 практических занятия).

В конце мая педагоги представят итоги своей работы на открытом занятии, в котором примут участие их ученики.

 

К участию в программе приглашаются учителя общеобразовательных школ и педагоги дополнительного образования Центрального района Санкт-Петербурга. 

Запись на программу 2016-2017 закрыта. Телефон для справок: 8 (812) 717-04-72

Программа продолжится осенью 2017 года. Запись на программу 2017-2018 откроется в мае 2017 года.

Курс «Как смотреть спектакль (анализ театрального языка)» 

23 ноября – 28 декабря

Преподаватель: Борис Павлович

Восприятие художественного произведения – особый навык, которому нужно учиться. В рамках модуля учителя узнают о том, по каким законам функционирует современный театр, на какие философские и культурологические идеи опирается. Кроме того, учителя получат рекомендации по подготовке  детей к просмотру спектакля, ряд методик и возможностей обсуждения спектакля. Все эти методики они смогут опробовать в течение обучения.

Борис Павлович — режиссёр, актёр, педагог.

В 2004 году окончил Российский государственный институт сценических искусств (актерско-режиссерский курс факультета драматического искусства, класс Геннадия Тростянецкого). С 2004-го по 2006 год — преподаватель основ актерского мастерства кафедры режиссуры РГИСИ (мастерская Владимира Рецептера, мастерская Вениамина Фильштинского). В качестве режиссера осуществил постановку спектаклей в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Таллине, Хабаровске, Омске, Шарыпово, Кирове. С 2006 по 2013 год — художественный руководитель Кировского государственного «Театра на Спасской». Спектакли Театра на Спасской «Толстая тетрадь» (2009) и «Видимая сторона жизни» (2010), поставленные Борисом Павловичем, вошли в шорт-листы Российской национальной театральной премии «Золотая маска». В 2012-2013 годы — советник по культуре Губернатора Кировской области.

С 2013 по 2016 год — режиссер-постановщик и руководитель социально-просветительского отдела БДТ им. Г. А. Товстоногова, в сезоне 2014/2015 — куратор Педагогической лаборатории БДТ. В настоящее момент сотрудничает с Большим драматическим театром как актер (занят в спектаклях «Что делать» и «Человек») и педагог-резидент Педагогической лаборатории.

Курс «Режиссура урока и актерский тренинг»

9 января – 19 февраля

Преподаватель: Ада Мухина

Практики театра владеют инструментами по управлению вниманием аудитории, интерактивному взаимодействию и налаживанию обратной связи со зрителем, созданию художественных образов, помогающих более глубинному восприятию  тех или иных идей. Кроме того, театральные методики помогают в развитии навыков творческого мышления, командной работы, ораторского искусства, внимания. Представленные инструменты и методики будут особенно полезны учителям, а через них – учащимся.

Ада Мухина — режиссер, куратор, театральный педагог и арт-журналист из Санкт-Петербурга. В настоящее время проживает в Берлине. 

Окончила магистратуру Санкт-Петербургской театральной академии при Александринском театре (курс Андрея Могучего и Валерия Фокина). Магистерская диссертация посвящена социальному театру как междисциплинарному искусству. До обращения к театру семь лет занималась неформальным гражданским образованием и проводила мастер-классы и курсы занятий со школьниками, студентами и преподавателями. Основатель Театрального проекта «Вместе», автор проекта «Школа документального театра» для подростков. Куратор Фестиваля современной британской драматургии в БДТ имени Г.А. Товстоногова (2014-2015). Куратор и создатель форум-театров в Санкт-Петербурге. 

В 2013 году проходила стажировку по социальному театру в Гамбурге (Германия). Проходила Автор       Автор фото: Феликс Гаедтке             у тренеров Германии, Бразилии и Нидерландов. С 2015 года проходит стажировку в Германии от Фонда Гумбольдта, где проводит исследование театра и современного искусства, занимающихся социальными проблемами и вопросами образования в Европе.

Курс «Документальный театр и документальная пьеса в школе» 

20 февраля — 2 апреля

Преподаватель: Наташа Боренко

Создание драматургии – мощный инструмент развития креативных, коммуникативных, аналитических навыков. Существует ряд специальных методик по написанию пьес с детьми, позволяющих не только освоить структуру создания пьесы, но и актуализировать жизненный опыт детей, способствовать развитию их личностных компетенций, сделать театр живой возможностью познания. Эти методики можно будет освоить на практике в рамках модуля.

Наташа Боренко — драматург, театральный педагог. Работает в сфере социального и партисипаторного театра. Оригинальные пьесы и инсценировки Наташи Боренко поставлены в театрах Санкт-Петербурга, Москвы, Кемерово, Перми, Ижевска, Иркутска, Улан-Удэ и Томска.

В 2008 году окончила Факультет психологии Новосибирского государственного университета.  В 2013 году окончила магистратуру по драматургии при СПбГАТИ (курс Натальи Скороход). В 2014 году прошла обучение в Школе Театрального Лидера (Москва, Центр им. Вс. Мейерхольда). В 2015-2016 гг. — куратор драматургических проектов Новой сцены Александринского театра. В сентябре-октябре 2016 года — эксперт и педагог проектов «Испытай себя!» (курс «Документальная пьеса вместе с подростками») и «Неделя перемен» (блок «Форум-театр» с учениками 10-х классов; оба проекта реализованы в рамках программы Гете-института «Культурное просвещение. Диалог России и Германии»).

Драматург и педагог в проекте «Школа документального театра». Является педагогом и руководителем Лаборатории документальной пьесы для подростков. 

Курс «История театра на уроках в школе» 

3 апреля – 14 мая 

Преподаватели: Александр Демахин, Оксана Кушляева.

История европейского театра представляет собой материал, дающий возможность по-новому взглянуть на социальную историю и философские идеи различных эпох. В рамках модуля педагогам будут предложены интегративные методики построения занятий по предметам школьной программы, включающие в себя как теоретические и исторические сведения, так и варианты практических заданий, дающих возможности развития познавательных и коммуникативных компетенций учеников.

Александр Демахин — драматург, режиссер, педагог. Помощник художественного руководителя БДТ имени Г. А. Товстоногова. Учитель мировой художественной культуры Сергиево-Посадской гимназии имени И. Б. Ольбинского.

Окончил Литературный институт имени Горького, режиссерский факультет Российского Университета Театрального Искусства ГИТИС (мастерская Сергея. Женовача).

Заслуженный учитель республики Южная Осетия. Лауреат премий «Действующие лица», «Триумф», «Мы дети твои, Россия», «Золотой Лист». Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2012». 

 

Оксана Кушляева — театровед, театральный критик. Редактор и автор «Петербургского театрального журнала», печатается в журналах «Страстной бульвар, 10», «Афиша», «Независимой газете» и других изданиях. 

Закончила театроведческий факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства (курс Марины Дмитревской, 2011), прошла обучение в Школе Театрального Лидера (Москва, Центр им. Вс. Мейерхольда). Один из организаторов театрального фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина и ридер его драматургической программы «Первая читка». Читает лекции о театре в детской библиотеке им. Лермонтова, в пространстве Freedom palace и на различных фестивалях и форумах.

 

 

Информационная поддержка проекта: Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий