Совместный проект с Prohelvetia Stravinskij. Revisited

Стравинский. История солдата

ИСПОЛНЯЮТ:

 

КОНТРА-Трио (Швейцария)

 

Московский Ансамбль Современной Музыки (Россия)

В ПРОГРАММЕ:

 

Томас К. Дж. Майер (Швейцария) “Princes’ Balls”

 

Владимир Горлинский (Россия)

«Лебяжий пух. Восточные линзы»

 

Катарина Розенберг (Швейцария) «Рассказ»

 

Владимир Ранев (Россия) “Cold’n’Hot Dance Trio”

 

Роланд Мозер (Швейцария)

“Pierrot Soldat – extended moments I”


11 октября 2013 года в Каменноостровском театре состоялась премьера совместного российско-швейцарского музыкального проекта «Стравинский. История солдата».

 

Проект «Стравинский. История солдата», подготовленный БДТ им. Г.А. Товстоногова и Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция» (Pro Helvetia) – пример удачного партнерства, когда сотрудничество талантливых людей из разных стран и культурных сфер приводит к интересному и зрелищному результату.

В этот вечер, 11 октября, количество желающих попасть на премьеру превысило возможности новой сцены БДТ им Г.А. Товстоногова, рассчитанной на 250-300 человек. И это несмотря на очевидную сложность выбранной темы – творчество Игоря Стравинского, одного из величайших композиторов XX века.

 

Программа «Стравинский. История солдата» включала две части. В первом отделении музыканты Московского ансамбля современной музыки (МАСМ), расположившись на возвышении в центре сцены, виртуозно исполнили концертную версию оперы Стравинского для камерного состава.

 

Одновременно актеры БДТ им. Г. А. Товстоногова Ричард Бондарев (Солдат) и Варвара Павлова (Принцесса), а также приглашенный на роль Чёрта Андрей Феськов (хорошо знакомый театралам по спектаклям Театра на Васильевском «Курс лечения» и «Салемские колдуньи») театрализовано прочитали либретто оперы, написанное Шарлем-Фердинаном Рамю по мотивам русских народных сказок из сборника А. Н. Афанасьева. В их исполнении сказка о беглом Солдате, по глупости продавшем Чёрту скрипку (читай: душу) превратилась в динамичный и смешной спектакль для широкой публики, каким его и задумывали русский композитор и швейцарский писатель. Музыкальные реплики чередовались с игровыми, дополняя и разъясняя друг друга. Шутовские ужимки и откровенно ярмарочная клоунада одетых в черные фраки артистов, нарочитая примитивность видеоряда, пантомима, фольклорные элементы… все это позволило создать очень емкие и доступные образы, иллюстрирующие музыку и не позволяющие зрителю ни на минуту отвлечься от происходящего на сцене. «Эта история про каждого из нас, – отметил актер Ричард Бондарев. – Когда ты делаешь выбор – всегда что-то теряешь. И очень важно в погоне за сиюминутным желанием или очевидной выгодой не отказаться от самого себя».

 

Второе отделение, названное “Stravinskij revisited”, включало в себя выступление КОНТРА-Трио (Швейцария) и МАСМ (Россия), исполнивших четыре премьеры. Каждое из новых произведений было музыкально или тематически связано с оригинальной «Историей солдата». Согласно концепции проекта русские композиторы Владимир Раннев и Владимир Горлинский писали партитуры специально для швейцарских музыкантов, а швейцарцы Катарина Розенбергер и Роланд Мозер – для российского ансамбля. Смело играя с цитатами и музыкальными стилями, композиторы развили идеи Стравинского, по-новому прочитав историю вековой давности. В программе их музыка чередовалась с пятичастной сюитой швейцарского композитора Томаса К. Дж. Майера, созданной на материале «Истории солдата». «Я очень рад, что программа имела очевидный успех, -- рассказал куратор проекта “Stravinskij revisited”, Владимир Раннев. – Современная академическая музыка, исполненная в рамках проекта, достаточно сложна для восприятия, особенно для неподготовленных зрителей. Я опасался, что очень понятная, практически «ярмарочная» история оригинальной «Истории солдата», представленная в первом отделении, помешает зрителям прочувствовать философскую глубину и многогранность произведений, представленных во второй части. Но я ошибался - программа получилась очень сбалансированной и интересной».

 

«Стравинский. История солдата» - пилотный проект БДТ в новой музыкально-драматической концепции Каменноостровского театра. Изначально, исторически этот театр имел музыкальные корни — в свое время  у него был «водевильный», оперный и балетный репертуар. Плюс, это здание с отличной акустикой» – говорит художественный руководитель БДТ им. Г.А. Товстоногова Андрей Могучий.

«История солдата». История создания и постановки:

В разгар Первой мировой войны, оказавшись без средств к существованию и возможности жить в России, Игорь Стравинский пишет произведение по мотивам русских народных сказок о солдате и черте из сборника А. Н. Афанасьева. Адаптацию и художественную обработку делает друг и соавтор Стравинского - швейцарский писатель Шарль-Фердинанд Рамю, либретто которого и становится известно публике под названием «L'histoire de soldat» или «История солдата». “История солдата” Стравинского и Рамю была не только творческим актом, но и способом заработать, что обусловило ее облик - камерный спектакль с минимальным оркестром, который можно возить по городам и деревням, показывая где угодно, хоть на площади. Несмотря на русские корни, никакой национальной специфики в "Истории солдата" нет, сюжет - сделка человека с дьяволом - общечеловеческий. “Мой первоначальный замысел состоял в том, чтобы отнести нашу пьесу к любой эпохе и вместе с тем к 1918 году, ко многим национальностям и ни к одной в отдельности, но без нарушения религиозно-культового статуса о дьяволе. <...> Наш солдат в 1918 году очень определенно воспринимался как жертва тогдашнего мирового конфликта, несмотря на нейтральность сюжета” (И. Стравинский).

 

В драматической части "Истории солдата" три основных героя – Солдат, Черт и Чтец, вокруг которых строятся сказочные, притчевые, философские и даже гротесковые линии. Второстепенный персонаж - Принцесса – по задумке автора должен был лишь танцевать. Музыкальная часть написана для семи инструментов: кларнет, гобой, корнет, тромбон, скрипка, контрабас и ударные. как и в случае с другими своими сценическими произведениями, в 1920 году Стравинский пишет концертную сюиту для совсем камерного состава — кларнета, скрипки и фортепиано.

 

По иронии судьбы спектакль Стравинского-Рамю был показан, хотя и с огромным успехом, лишь однажды - затем Швейцарию охватила эпидемия гриппа. Однако первая постановка навечно вошла в историю театра: Солдата сыграл молодой Жан Вилар, а роли Принцессы и Черта исполняли Людмила и Жорж Питоевы.

Композиторы-участники проекта о работе:

Владимир Горлинский ("Лебяжий пух. Восточные линзы"):

"Как и в случае "Истории солдата" Стравинского, я отталкиваюсь от музыки "низких" жанров — то, что обычно отбрасывается в академической среде. У Стравинского это были танго, вальс и регтайм, а я сейчас чувствую странные "карамельные" мелодии, которые приходят из попсы самого разного качества и гармонические обороты из бардовских любовной лирики".

 

Катарина Розенберг (Рассказ):

"Есть одна удивительная вещь в звуках, музыке и музыкальной композиции: это возможность в переносной, абстрактной форме рассказывать истории, рисовать картины, вникать в явные и скрытые мысли мира.

В этом сочинении для МАСМ скрыты следы текста "Истории солдата" Шарля-Фердинанда Рамю, точнее, его работы над сказкой "Беглый солдат и чёрт" Александра Афанасьева, положенную на ритмический и интонационный язык музыкальных инструментов. Музыкальные фрагменты из одноименного произведения Стравинского подхватываются и получают новое развитие в оживлённой текстуре. Маленький военный барабан принимает роль рассказчика. Фигуры солдата и черта прорисовываются в игровой, танцевальной, отчасти импульсивной и гротескной форме.

"Рассказ" повествует нам историю про историю – примерно так, как люди перессказывают иперессказывают друг другу сюжеты от одного поколения к другому".

 

Роланд Мозер (Pierrot Soldat):

"Просьба написать композицию о Стравинском для почти такого же инструментального состава как “Pierrot lunaire” ("Лунный Пьеро") Шёнберга (с ударными инструментами вместо голоса) сначала позабавила меня, а затем заинтриговала. Первая идея была, взять из “Истории солдата” Стравинского и “Pierrot lunaire” Шёнберга первые две секунды, а затем в течение десяти минут размышлять об этом посредством музыки (extended moments).

Поразительно то, что оба начинают с семи тонов, но Стравинский, в противовес ожиданием, удивительно хроматичен в двух голосах, Шёнберг же , напротив, почти как Дебюсси, сцелотоновой мелодией, но оба со своими собственными независимыми приемами приходят к главной сути. “Вопреки ожиданиям” - это был стимул, и не так важно, какими путями они реализовывали его технически, главное – именно от него они и отталкивались. Эти пути, однако, хорошо дополнют, а иногда и взаимозаменяют друг друга.

“Pierrot Soldat“, по моему мнению, довольно пестрая пьеса, в которой слушатель мысленно пробегает по злоключениям бывшего солдата и невольного дезертира, которого судьба заносит в другую, недоступную его пониманию жизнь; и Пьеро, лишившегося пристанища в старом Мюзик-холле. При этом декламируются тексты, но, в отсутствие вокалистов, самими музыкантами с помощью их инструментов. В середине композиции, где играют только ударные инструменты,присутствует и фрагмент стихотворения великого Велимира Хлебникова, который в те же самые годы Первой мировой войны предуготовлял дух будущего авангарда.

Сегодня мы восхищаемся их смелостью в то опасное время, их поиском иных путей в искусстве. Хочется думать, что мы продолжаем их поиск".

 

Владимир Раннев (Cold'n'hot dance trio):

"Когда-то танцевальная музыка Стравинского ломала привычные для своего времени представления о телесности. Cold’n’hot dance trio – это танец, который уже из своего времени маркирует границы между телесностью и тем, что лежит за ее пределами: cold - эфемерно-бестелесное, hot - брутально-физиологичное. Балансируя между cold и hot, музыка пытается обойти ту область, что пролегает между ними».

Справочная информация об исполнителях:

КОНТРА-Трио (Швейцария)

 

Мадлен Бишоф     Контрабас-Флейта

Томас Майер          Контрабас-Саксофон

Лео Бахман             Туба

 

КОНТРА-Трио существует с 1992 года и состоит из трёх прогрессивно мыслящих музыкантов, играющих на духовых инструментах крайне низкого регистра. Мадлен Бишоф (контрабас-флейта), Томас Майер (контрабас-саксофон) и Лео Бахман (туба) используют свои необычные инструменты как неисчерпаемые источники звука, производящие акустические эффекты от архаичных шумов дохайтек-саунда в диапазоне от ультранизких до предельно высоких тонов.

 

Трио гастролировало в Англии, Норвегии, Индонезии, России, Латвии и Германии, приглашалось на многие фестивали, такие как “Trance and Drones“ во Фрайбург-в-Брайсгау, Новый МузыкальныйФестиваль”Music Factory” в норвежском Бергене и другие.

 

В 2002 году на престижном лейбле Цадик музыканты выпустили компакт-диск  “Resonanses ofAncient Sins” с музыкой Фрэнка Деньера, в 2004 – “Kontra-Dictionaries” Фила Ниблока для КОНТРА-Трио на нью-йоркском Mode Records. Широкий резонанс в прессе и на радио вызвали альбомы “Diligent Places” и “Vulnerable Spaces”, вышедший на лейбле Earup. Последний компакт-диск “JeuxCirculaires” вышел на лейбле Betweenthelines с музыкой Лео Бахмана для КОНТРА-Трио и восьми динамиков.

www.kontra-trio.ch

 

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ, Россия)

 

Иван Бушуев               Флейта

Олег Танцов                Кларнет

Михаил Дубов            Фортепиано

Дмитрий Власик       Ударные

Владислав Песин     Скрипка

Сергей Асташонок   Виолончель

 

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ), был основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии признанного лидера отечественной школы новой музыки Эдисона Денисова. МАСМ первым прорвал информационный вакуум и представил на Западе новейшую российскую музыку, а у нас – творчество современных зарубежных авторов. Отличающийся высоким уровнем профессионализма коллектив быстро завоевал мировую популярность: ведущие российские и зарубежные композиторы доверяли ему свои премьеры и посвящали новые произведения. Значительное место в репертуаре коллектива принадлежит и музыке молодых композиторов.

 

На счету МАСМ более 800 мировых и российских премьер, принадлежащих композиторам разных поколений. Ансамбль выпустил около 40 компакт-дисков для ведущих мировых лейблов России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. Коллектив гастролировал в 25 странах мира и 80 российских городах, выступал на лучших концертных сценах, принимал участие в крупнейших международных фестивалях.

 

С 2005 года МАСМ является членом Международного Общества Современной Музыки (International Society for Contemporary Music – ISCM) в составе Российской национальной секции. В 2009 году коллектив стал лауреатом АКЦИИ по поддержке российских театральных инициатив. В 2013 году МАСМ стал лауреатом премии ЗОЛОТАЯ МАСКА в номинации «эксперимент».

 

Отзывы

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий