ОСНОВНАЯ СЦЕНА

А. Н. Островский

ГРОЗА

Спектакль Андрея Могучего

Спектакль — номинант Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2015/16 года

(номинации: «Спектакль большой формы», «Работа режиссера» — Андрей Могучий;
«
Женская роль второго плана» — Мария Лаврова; «Мужская роль второго плана» — Анатолий Петров;
«Работа художника» — Вера Мартынов; «Работа художника по костюму» — Светлана Грибанова).

«Гроза» — музыкально-драматический спектакль Андрея Могучего по пьесе А. Н. Островского.

 

Соавторами спектакля выступили композитор Александр Маноцков и сценограф Вера Мартынов.

 

В роли Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) — народная артистка России Марина Игнатова, в роли Катерины — актриса Виктория Артюхова. Роль Бориса Григорьевича исполняет солист оперной труппы Михайловского театра Александр Кузнецов, в роли Тихона Кабанова — Алексей Винников.

 

Это первая постановка «Грозы» в истории БДТ. Пьесы А. Н. Островского на сцене театра ставили неоднократно, в основном комедии. В 1980-е годы Георгий  Товстоногов поставил сразу две комедии Островского — «Волки и овцы» (1981) и «На всякого мудреца довольно простоты» (1985) в соавторстве с Эдуардом Кочергиным.

 

«Гроза» (1859) — одна из самых знаменитых пьес русской драматургии - в литературно-критической среде своего времени получила самые противоречивые отзывы.

 

Спектакль Андрея Могучего обращен к традиции мифо-поэтической, мистериальной, традиции не бытового, но бытийного театра Островского, о котором писал известный литературный и театральный критик Аполлон Григорьев. В постановке присутствуют элементы русского площадного действа, фольклорные мотивы «страшной сказки».

 

Андрей Могучий, режиссер-постановщик:

 

«Мне кажется важным найти сегодня такой тип художественного высказывания, художественной выразительности в театре, который мог бы актуализировать канонический, “архаический” текст, очистить его от стереотипов прочтения. Найти способ соединить Островского с современностью не на уровне социально-бытовых ассоциаций, а вскрывая текст в его мистериальном, музыкально-поэтическом смысле. “Гроза” Островского идеальна для поставленной задачи».

 

Александр Маноцков, композитор:

       

«В спектакле «Гроза» я работаю тем способом, каким и должен, в принципе, работать композитор в театре: как оперный композитор. Андрею Могучему пришла в голову идея, что роль Бориса — оперная; соответственно, поёт эту роль, по нотам, в сопровождении живых инструментов, оперный певец. Он как бы носит оперу с собой: она возникает в спектакле то на время его отдельных реплик, то на время больших эпизодов с его участием; Катерина в сценах с Борисом тоже поёт. Музыкально — в более широком смысле — существуют и все остальные исполнители. Мы придумали особую ритмо-интонационную эстетику, отсылающую к «достаниславскому» способу существования артиста в традиционном театре. Это органично тексту, написанному до возникновения  «психологического» театра».

 

Вера Мартынов, художник:

 

«Работая над спектаклем, мы попытались представить, как мог бы выглядеть аутентичный русский театр, если бы он дожил до наших дней, как театр кабуки в Японии, сочинить этот театр, сочетая очень древние театральные традиции с современными практиками. В оформлении сцены присутствуют элементы палехской росписи — как раз от желания быть предельно точными в некотором стилистическом контексте. История палеха очень созвучна истории японской гравюры укиё-э: оба искусства зародились давно, оба прошли через несколько исторических эпох, под влиянием которых художники меняли темы и сюжеты, техники трансформировались под влиянием новых сюжетов, оба активно существуют сегодня. В Японии театр кабуки и укиё-э на протяжении многих лет обслуживали друг друга; в гипотетическом русском театре, который мы попытались придумать, такую функцию мог бы выполнять палех. Консультантом по палехским мотивам, а также художником одного из занавесов для спектакля по моей просьбе является потомственная палехская художница Светлана Короленко. Костюмы у нас вполне традиционные, правда, специально перемешаны стили и нарочито обобщены — их разработала молодой российский дизайнер Светлана Грибанова; это её первый опыт работы в театре, и на мой взгляд, очень удачный. Мне очень нравятся наши минималистические "дизайнерские" кокошники: только форма, схема, отсутствуют все декоративные элементы.

Не было задачи удивлять и захватывать зрителя пышностью декораций: сюжет нашей мрачной сказки известен со школы, надеюсь, каждому жителю страны, потому и знаки спектакля ясные и простые. Мы не притворяемся, что представляем какую-то неизвестную историю — мы просто рассказываем «Грозу» ещё раз, акцентируя в ней какие-то смыслы, темы, которые кажутся нам особенно актуальными сегодня. Отчасти именно поэтому мы не декорируем сцену: пространство, с которым мы работаем —  пустое, поэтому небольшие детали в нем проступают особенно отчётливо. Это такое брожение по тёмному лесу: натыкаешься в темноте на разные странности, иногда фонарём успеваешь выхватить перед падением робкое бледное деревце или группу настороженных граждан».

 

Творческая группа и исполнители

Режиссер-постановщик Андрей Могучий

Композитор Александр Маноцков

Художник Вера Мартынов

Художник по костюмам Светлана Грибанова

Художник по свету Стас Свистунович

Ассистенты режиссера

Александр Артемов,

Светлана Щагина


Звукорежиссер

Алексей Титов


Музыкальный руководитель Анна Вишнякова

Постановщики трюков

Максим Пахомов,

Роман Каганович


Помощник режиссера

Людмила Кузнецова

   
Машинисты сцены

Николай Баранов,

Валерий Иванов,

Дмитрий Калинин,

Виктор Кульгускин,

Дмитрий Русинов,

Илья Шацкий


Исполнительный продюсер Екатерина Арсеньева

В спектакле использованы фрагменты русской народной песни «Калинка» в исполнении Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А. В. Александрова, а также фрагмент из оперы «Русалка» Антонина Дворжака.

 

Для создания занавесов использованы мотивы лаковых миниатюр мастеров Палеха П. Д. Баженова, И. М. Баканова, Д. Н. Буторина, И. И. Голикова, А. А. Дыдыкина, Н. М. Зиновьева, И. И. Зубкова, А. В. Котухина, А. М. Куркина, Е. А. Сивякова, миниатюр из коллекции А. Добровинского. 

Над занавесом «Житие Катерины» работала художник Светлана Короленко.

 

Премьера спектакля состоялась 16 июня 2016 года.

 

Спектакль предназначен для зрителей старше 16 лет.

Продолжительность спектакля — 2 часа 15 минут

с одним антрактом.

Савел Прокофьевич Дико́й, купец,

значительное лицо в городе

Дмитрий ВОРОБЬЕВ /

заслуж. арт. РФ

Сергей ЛОСЕВ


Борис Григорьевич, племянник его,

молодой человек, порядочно образованный

Александр КУЗНЕЦОВ

 (солист оперной труппы Михайловского театра)


Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова

нар. арт. РФ

Марина ИГНАТОВА


Тихон Иваныч Кабанов, ее сын

Алексей ВИННИКОВ

Дмитрий МУРАШЕВ


Катерина, жена его 

Виктория АРТЮХОВА 


Варвара, сестра Тихона Нина АЛЕКСАНДРОВА/Варвара ПАВЛОВА

Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий

перпетуум-мобиле

Заслуж. арт. РФ

Анатолий ПЕТРОВ


Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикова

Заслуж. арт. РФ

Василий РЕУТОВ


Шапкин, мещанин

Виктор КНЯЖЕВ /

Дмитрий МУРАШЕВ 


Феклуша, странница 

Заслуж. арт. РФ,

лауреат Гос. премии

Мария ЛАВРОВА


Глаша, девка в доме Кабановой

Алена КУЧКОВА /

Глафира ЛАВРОВА

(стажерская группа БДТ)


Барыня, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая 

Нар. арт. РФ

Ируте ВЕНГАЛИТЕ


Убогая Диана ШИШЛЯЕВА

Городские жители обоего пола, ласточки

Виктор КНЯЖЕВ /

Егор МЕДВЕДЕВ,

Евгений СЛАВСКИЙ,

Ольга ВАНЬКОВА


Артисты оркестра БДТ

Вера ИОНОВА (фортепиано),

Александр ЗАХАРЕНКО

(кларнет),

Николай РЫБАКОВ /
Юрий АНДРЕЕВ

(бас-барабан)


Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом.


ПРЕССА

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий