Пресса о спектакле «Школа налогоплательщиков» по пьесе Л. Вернейль и Ж. Берра

Режиссер Большого драматического театра Николай Пинигин в спектакле "Школа налогоплательщиков" легко справился с легким жанром.

 

БДТ имени Товстоногова открыл на большой сцене "Школу налогоплательщиков". Популярную в 30-е годы прошлого века пьесу французского комедиографа Луи Вернея, написанную в соавторстве с актером "Комеди Франсез" и драматургом Жоржем Берром, поставил режиссер Николай Пинигин. Смотрела ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.

 

Верней и Берр сочинили свою "Школу" в 1934 году, в самый разгар Великой депрессии. Пьесу быстро перевели на несколько языков, добралась она и до Советского Союза. Уже через год ее поставили в Москве в студии Юрия Завадского под названием "Школа неплательщиков" — играли Марецкая и Плятт. И к слову, в 1995 году, к столетию Завадского это название появилось на афише Театра имени Моссовета.

 

В новом веке в Петербурге о пьесе вспомнили с началом кризиса, сюжет с укрытием налогов показался актуальным сразу двум театрам. В БДТ ставить эту пьесу собирались уже года три. Однако первым выпустить спектакль успел Молодежный на Фонтанке. Но там спектакль Михаила Черняка не продвинулся дальше эстрадных скетчей c вкраплениями семейной мелодрамы. А "Школа" Николая Пинигина оказалась спектаклем легкого жанра, но большого стиля. Господин Пинигин в этом направлении не новичок, именно он на протяжении ряда лет ставит в БДТ кассовые спектакли по легким, суть бродвейским пьесам. На этот раз ему очень помогли художники Ольга Шаишмелашвили и Петр Окунев.

 

Первое действие проходит в доме директора департамента подоходного налога Эмиля Фромантеля (замечательная роль Геннадия Богачева) — белые теннисные костюмы, белая плетеная мебель, проплывающие за окном паруса Лазурного побережья и небольшое бюро, у которого делает свои подсчеты Фромантель. Второе — в конторе "Школы налогоплательщиков", созданной зятем Фромантеля Гастоном Вальтье (Игорь Ботвин иногда не без труда, но все-таки весьма успешно справляется с легким жанром) и бывшим подчиненным его тестя Реймоном Жиру (Кирилл Жандаров). Здесь за проценты разными авантюрными способами помогают минимизировать, а то и вовсе не платить налоги.

 

На первом плане — точно сошедшая с голливудского экрана успешная контора с добротной мебелью, стайкой машинисток в строгих черных костюмах и дюжиной крутящихся под потолком металлических вентиляторов. За стеклянной стеной — узкая парижская улочка, где пьют кофе конторские барышни и под аплодисменты публики проезжает на велосипеде торговец воздушными шарами.

 

В третьем действии неоспоримое и очевидное присутствие денег в интерьере и явная отсылка в сценографии и костюмах к золотому веку кинематографа вызывает уже нешуточный зрительский восторг. И никакой сатиры на нуворишей. Просто бывший беспечный рантье Гастон превратился в преуспевающего и пресыщенного деньгами финансиста и обитает теперь в роскошнейшем, парадном ар-деко, с фонтаном, увенчанным золотой скульптурой бога-плута Гермеса. Его клиентом становится даже министр финансов обнищавшей без налогового потока Франции — эпизод, сыгранный Михаилом Морозовым, один из лучших в спектакле, вообще щедром на легкие, строго говоря, поверхностные, но при этом блистательные роли: поэта Сереньи (Семен Мендельсон), налогоплательщика Меню (Андрей Шарков), миллионера Лашапелода (Сергей Лосев).

 

В тайны психологии персонажей здесь не углубляются. Да и приключения денег на сцене БДТ от налога на мораль свободны. Да и не в деньгах дело: Гастон Вальтье меняет стиль жизни и костюмы, но причина, из-за которой все и закрутилось, не исчезает. В первом действии его очаровательная жена Жюльетта (Карина Разумовская) была готова изменить из-за отсутствия денег, во втором — от недостатка внимания, в третьем — по настоянию влюбленного Жиру. И ничего c французскими женами не поделаешь: под крик тестя про неминуемые рога Гастон из объятий жены падает в обморок.

 

Финал спектакля откровенно водевильный, "Школа" в целом — спектакль легкого жанра, из тех, что делают кассу. Но это очень стильный и элегантный бульварный театр, с честью выдерживающий тяжесть легкого жанра.

Герусова Е. Фискальные мира сего: "Школа налогоплательщиков" в БДТ имени Товстоногова // Коммерсантъ. 2010. 13 апр.

 

 

 

Сегодня в Большом драматическом театре – премьера, французская комедия с крайне актуальным сюжетом. Название «Школа налогоплательщиков» говорит само за себя. Пьеса была написана еще в 1934 году. Русский перевод вышел уже в 1935-ом, сюжет, между тем, словно из сегодняшнего дня. Рантье, потерявший все сбережения из-за кризиса, придумал, как заработать на жизнь. Он открыл школу, в которой обучает товарищей по несчастью, как бороться с налоговой полицией и не платить государству лишнего.

 

Андрей Шарков, заслуженный артист России, играет роль Альфреда Меню:

 

«Он не очень актуален вообще, налогообложение одинаковое, через год новые законы – всем смотреть чтобы быть готовыми».

 

В нашем городе уже открыта одна «Школа налогоплательщиков», эту пьесу поставили летом в Молодежном театре на Фонтанке. Однако премьера в БДТ должна была стать первой.

 

Николай Пинигин, режиссер:

 

«Эта пьеса должна была быть поставлена 4 года назад, по независящим от меня причинам она откладывалась. Так что мы должны были быть первыми, мне это немножко обидно, но как есть, так есть. До кризиса все это должны были сделать, мы предчувствовали это».

 

Режиссер Николай Пинигин не стал переносить действие пьесы в наши времена: на сцене старые добрые 30-е годы. Минимум декораций, все персонажи – в белом. Есть здесь место и любовной интриге. По признанию режиссера, новый спектакль – не для критики, а для публики, которая хочет расслабиться и повеселиться после рабочего дня.

Краева Е. 100 ТВ: Последние известия. Как пережить кризис – на сцене БДТ. 2010. 8 апр.

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий