Служебный роман Олега Басилашвили // Вечерний Красноярск. 2009. 25 сент.

«Не понимаю, почему я не снимаю вас в своих картинах», — сказал ему при встрече Эльдар Рязанов. И исправил эту ошибку.

В свои 75 лет Олег Басилашвили невероятно элегантен и красив. Впрочем, как и все его знаменитые герои — управленец Самохвалов, пианист Громов, чиновник по особым поручениям граф Мерзляев.

- У меня нет любимых ролей в кино, потому что каждая роль — как ребенок, и одну выделить невозможно, — говорит нам Олег Басилашвили. — Но у меня есть любимые режиссеры.

С одним из них — Эльдаром Рязановым — у него даже состоялся «Служебный роман». А потом режиссер дал любимому актеру одну страшную расписку…

 

Фото на снегу

 

- Впервые я увидел Олега в спектакле «Мольер», который поставил Сергей Юрский в БДТ, — рассказывает Эльдар Рязанов. — Юрский играл Мольера, а Басилашвили — Людовика XIV, короля-Солнце. Играл блистательно! После спектакля я зашел поздороваться с Юрским в гримуборную — она была у них с Басилашвили общая. Я сказал тогда Олегу: «Не понимаю, почему я не снимаю вас в своих картинах?» — «Я тоже этого не понимаю», — ответил Олег. Так началась наша дружба. Сразу после этого я пригласил его в картину «Ирония судьбы, или С легким паром» на роль Ипполита…

Однако сыграть в новогоднем кинохите Рязанова у Басилашвили не получилось.

- У Олега умер отец, — продолжает Эльдар Рязанов. — И следом — еще одна беда: умер актер БДТ Ефим Копелян. В репертуаре театра начались перестановки, и Басилашвили оказался загружен под завязку. Мы снимали новогоднюю историю ранней весной, и я понял: чтобы захватить «зимнюю натуру», придется снимать другого актера. И роль Ипполита блистательно сыграл Юрий Яковлев. Правда, в «Иронии судьбы» Олег Валерианович все-таки появляется — в маленьком эпизоде.

Когда Басилашвили утвердили на роль Ипполита, его сразу же сфотографировали для эпизода, где Лукашин выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а Надя фото поднимает. Отсняли этот эпизод с портретом Басилашвили, не знали, что его не будет в картине. И этот эпизод так и вошел в фильм. На общем плане «ляпсуса» не видно, но если увеличить изображение — увидите Басилашвили.

 

Обаятельный мерзавец

 

- Но я сохранил память о Басилашвили — у него была замечательная проба — и пригласил его в «Служебный роман», — рассказывает Эльдар Рязанов. — Самохвалов — баловень судьбы: он приехал из-за границы — такой импозантный, элегантный, у него везде свои люди, у него красавица-жена… Но здесь важна степень карикатурности образа. Олег — артист разносторонний. И в его исполнении карикатурность карьериста еле-еле заметна. Это говорит о том, что он — большой мастер. Другой артист на его месте показал бы такого мерзавца, на лице которого было бы написано: «Я — негодяй». А Басилашвили показал мерзавца, которого не так просто раскусить.

Эльдар Рязанов хотел снимать любимого артиста и в следующей своей картине — «Гараж». Однако ленинградец Басилашвили опять был привязан к театру и не смог сниматься в Москве. Зато следующая работа Рязанова начиналась именно с Басилашвили — роль графа Мерзляева в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» режиссер писал для него. Рязанов предложил Басилашвили сыграть влиятельного интригана. Актер даже тогда в шутку обиделся на режиссера — мол, все время мне предлагаешь играть мерзавцев.

- На премьере фильма «О бедном гусаре замолвите слово» я расчувствовался, — вспоминает Рязанов. — Посмотрел, как хорошо играет Олег, и взял да и написал ему расписку, что буду снимать его в каждой картине. Потом я задумал «Вокзал для двоих». И помню, шел по коридору Мосфильма, а навстречу мне — Олег. Я ему говорю: «Ты знаешь, Олег, боюсь, я предложу тебе одну работу в новой картине». А он заявляет: «А ты не бойся. У меня есть твоя расписка, и я точно знаю, что ты будешь снимать меня». Мы, конечно, рассмеялись. Во всех моих дальнейших решениях не расписка имела силу, а его талант.

 

Любовь с Гурченко

 

В «Вокзале для двоих» актер блестяще сыграл пианиста Платона Громова, который готовится взять на себя вину жены и отправиться в тюрьму отбывать наказание. На вокзале он встречает официантку Веру. Ее сыграла Людмила Гурченко. После говорили, что Гурченко и Басилашвили конфликтовали на площадке. Ничего подобного!

- Об Олеге Валериановиче я могу говорить бесконечно, — говорит Гурченко. — Именно так — об Олеге Валериановиче. В фильме «Вокзал для двоих» мы сыграли любовь с большой буквы. Это чувство пришло к нашим героям впервые в жизни, а у каждого эта жизнь прошла непросто и ох как невесело. Сыграли большую любовь, а на «ты» так и не перешли! Меня навсегда поразил такой редкий дар — уметь держать дистанцию и меняться, оставаясь самим собой. Как точно нас соединил Эльдар Рязанов! Мне так нужно было услышать от героя, которого играл Олег Валерианович: «Вера! Вы — прекрасны!» От Веры я скажу вам, Олег Валерианович: «Спасибо, дорогой! Мне таких слов никто никогда не говорил».

 

Воланд

 

Олег Басилашвили не только не боится играть негодяев и изменников, но даже роль Воланда в «Мастере и Маргарите» не смутила актера.

- Когда люди говорят о какой-то мистике в их жизни, связанной с участием в фильме «Мастер и Маргарита» — пленки исчезли или что-то другое, — это пиар, — говорит Басилашвили. — Ведь гениальное произведение Булгакова не связано с библейской историей. Михаил Афанасьевич заранее говорит, что Иешуа — не Иисус Христос, отец его не плотник, а сириец. И Воланд — не сатана, он помогает творить добро, карая зло. Другое дело, что в фильме нельзя объять все, что написано в книге. Но мистики в этом нет. И я ничего не боялся. Единственное, что сделал, так это, будучи в Киеве, пошел в Киево-Печерскую лавру, чтобы получить благословение на работу в фильме «Мастер и Маргарита». Но дверь в восстановленную церковь была закрыта. Пошел в другую — там тоже заперто… Тут ко мне подходит служитель храма и говорит: «А вы не хотите нашу новую церковь посмотреть?» — «Так она же закрыта». — «Ну, пойдемте, посмотрим». Мы подходим к этой закрытой двери, у которой я уже стоял, — и вдруг она распахивается! Я посчитал это благим знаком.

 

Юбилей

 

Свой юбилей Басилашвили хотел бы провести в кругу родных людей, которых он так любит и ради которых так много работает.

- Но — не получится! — вздыхает актер. — Как я ни просил дирекцию театра освободить меня в день рождения от спектакля — который, кстати, пройдет в Москве, — ко мне не прислушались! Посчитали, что встреча со зрителем будет мне подарком. А мне бы хотелось в этот день сходить на могилы своих родителей, а вечером — собраться в семейном кругу. Я ненавижу эти высокопарные речи, которые принято произносить в юбилеи! Я же понимаю, что люди вынуждены говорить мне приятные вещи — ну не скажут ведь они мне: «Ты подлец, ты плохой артист». Есть в торжественности аура фальши, всеобщего напряжения, а я не хочу этого.

 

 

Беседовала Тамара МОТАЕВА

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий