Олег Басилашвили наслаждается ролью деда // Комсомольская правда. 2009. 22 сент.

В Москве с аншлагами проходят гастроли БДТ. Спектакли прославленного питерского коллектива собирают «звезд» не только на сцене, но и в зрительном зале… 

На спектакле «Квартет», в котором заняты Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, среди зрителей были Владимир Спиваков с женой Сати. А пару дней назад на «Дядюшкин сон», где тоже блистают Фрейндлих и Басилашвили, пришел Эльдар Рязанов с супругой.

- Наш оркестр дружит с БДТ много лет, - рассказал мне в антракте Владимир Спиваков. – Еще при Товстоногове было принято, что когда мы приезжали в Питер на гастроли, мы обязательно приходили на спектакль в БДТ. Причем Георгий Александрович обычно спрашивал, какой спектакль мы еще не видели. Именно этот спектакль, можно сказать, по нашей заявке играли в тот день. Но и «виртуозы» старались не остаться в долгу. Вечером мы давали концерт на малой сцене театра. На эти концерты артисты приходили еще в гриме. Вот такие у нас давние, неформальные и очень теплые отношения. 

Кстати, Владимир Спиваков создал благотворительный фонд в поддержку ветеранов БДТ.

 

Ну а мы воспользовались случаем и задали несколько вопросов Олегу Басилашвили, который блистает на сцене БДТ уже полвека.

 

- Не спрашивайте меня о том, что мне ближе - театр или кино, - вопрос некорректный, –очень интеллигентно пожурил нас Олег Валерианович. - В театре ты целиком зависишь от зрителя и от партнеров. Иногда случается большая удача, когда между залом и сценой возникает вольтовая дуга напряжения. В Москве такое случается чаще, чем в Питере, здесь зритель хороший. Может, потому что Москва расположена южнее Петербурга, и люди более эмоциональные. 

Хотя современные зрители очень отличаются от прежних. Когда-то я играл дядю Ваню. Сюжет все знали, зритель в зале сидел подготовленный. Почему-то все помнят мизансцену, когда Войницкий приносит цветы Елене Андреевне, а она в это время целуется с Астровым. И все ждали, а как Басилашвили это сыграет. А потом говорили, что Борис Добронравов во МХАТе делал это лучше, или, наоборот, хуже – кому как нравилось... 

А сейчас можно играть, как хочешь, и тебя никто ни с кем не будет сравнивать. Потому что вообще мало кто читал «дядю Ваню». Современный зритель воспринимает все очень искренне и непосредственно. Это вроде бы и приятно артисту, но очень жаль, что молодежь мало читает и мало знает.

 

Недавно иду я с пакетами из магазина. На меня смотрят две девушки. Вижу, что узнают. Я приосанился, делаю такое лицо: дескать, да, я - актер, но все-таки хожу в магазин, как и все люди… Наконец девушки решаются ко мне подойти: 

- Скажите, а это вы играли в рекламе пива?... И все. Им этого достаточно. А вы говорите 50 лет работы в БДТ!

 

- В этом году вы стали дедом. Как вы себя в этой роли чувствуете?

 

- Прекрасно. Появилось маленькое существо, которому пошел восьмой месяц, и которое от тебя все время что-то требует. То погуляй, то поиграй...

 

Беседу вела Анастасия ПЛЕШАКОВА

 

 

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий