Интеллигент, мерзавец, сердцеед // Газета по-киевски. 2009. 25 сент.

Олег Валерианович Басилашвили отмечать юбилеи не любит: «Лучший праздник для меня, – признается актер, – убежать куда-нибудь на дачу и завалиться в гамак с книжкой». Только практически все свои юбилеи Басилашвили празднует на сцене. 

Вот и сейчас Олег Валерианович находится с родным БДТ на гастролях в Москве и завтра отметит день рождения снова-таки на сцене, хоть и просил руководство театра освободить его в этот день от спектакля: мол, что это такое – зрители будут не спектакль смотреть, а о Басилашвили думать! Скромняга… 

На счету Олега Басилашвили – бесчисленное количество театральных работ и 56 работ в кино. Конечно, вспомнить все мы не сможем, но пятерку самых ярких – попробуем.

 

На гонорар купил чешскую кухню, как в кино

 

Первую роль в кино Басилашвили сыграл аж в 1956 году в фильме «Невеста» по Чехову. Но первой по-настоящему заметной ролью в кино – хоть и 20-й по счету – Басилашвили обязан Эльдару Рязанову. Впервые Рязанов увидел Басилашвили в спектакле по Мольеру: «И почему это я вас до сих пор не снимаю?!» – «Ну так снимайте!»– ответил Басилашвили, и вскоре был приглашен на пробы «Иронии судьбы». С «Иронией» в результате не сложилось, но Рязанов запомнил Басилашвили и уже через год позвал его в «Служебный роман». 

Правда, назначение на роль Самохвалова Басилашвили вовсе не обрадовало: он жаждал сыграть… Новосельцева. Возможно, еще и потому, что живущий в Питере актер на время съемок «поселился» в поезде и на съемки приезжал измочаленный. Гримерам приходилось изрядно потрудиться, чтобы придать «товарный вид» уставшему Олегу Басилашвили (кстати, обратный процесс происходил с Андреем Мягковым – его старательно превращали в неухоженного холостяка). 

На гонорар за «Служебный роман» Олег Валерианович купил чешскую красную кухонную стенку – точь-в-точь как в квартире Самохвалова.

 

Как стать «безвольным»

 

В главной во всех смыслах для Басилашвили роли – Бузыкина в «Осеннем марафоне» – Георгий Данелия не видел Басилашвили совершенно. Впрочем, не видел он в ней никого – делал пробы за пробами, но все безрезультатно. Тогда вмешалась помощница Данелии Елена Судакова: «Эта роль написана для Басилашвили. Давайте я его вызову на пробу». Данелия, который до этого видел Басилашвили только в «Служебном романе», заявил, что снимать его не будет. 

И так много раз: Судакова настаивала – Данелия отвергал. Тогда Елена пошла на хитрость: самовольно вызвала актера на пробы и привела к Данелии. 

«Сидит напротив меня красивый, самоуверенный, с хорошо поставленным голосом сорокалетний мужчина, – вспоминает Данелия. – Конечно, он не годится на скромного, беспомощного и безвольного переводчика Бузыкина. Я говорю: 

– Очень рад, что вы пришли, Олег Валерианович. Вечером увидимся. 

А Леночка говорит: 

– Георгий Николаевич, может, вы подвезете Олега Валерьяновича, вам по пути. 

Он вышел на Маросейке, а мы проехали метров пятьдесят, и машина остановилась на светофоре. Я посмотрел в зеркало заднего вида. Вижу – стоит сутулый человек и не знает, как перейти улицу. То дойдет до середины, то вернется на тротуар. Вечером на пробы я ехал уже с другим настроем...». 

Кстати, если и Данелия, и сценарист Александр Володин делали «Осенний марафон» «немножко о себе», то Басилашвили, который никогда не изменял жене, долго не мог понять – чего это Бузыкин так мучается? 

Хотя, по признанию актера, играл он все же от себя – от своего характера.

 

«Зэк» по собственному желанию

 

Верный расписке Рязанов взял Басилашвили и в следующий свой фильм – «Вокзал для двоих». Сцены, в которых герой Басилашвили сидит в тюрьме, снимали в настоящей колонии подмосковного города Икша. 

Часто Басилашвили приходилось проводить в тюрьме по 12 часов в день, что сильно раздражало настоящих зэков: сытый переодетый артист изображает заключенного! В эпизоде, где мимо Рябинина тянут железный лист для чистки снега, они делали все, чтобы задеть актера по ногам. Но со временем Басилашвили стал «своим»: «Снимаем обед – они берут миски, хотят жрать... 

Им говорят: «Не доедайте, сейчас будет еще дубль!». А я – по сценарию – должен съесть все полностью. Еще дубль – мне дают вторую миску. Третью... Ну – я стал с ними делиться потихоньку. Так отношения у нас постепенно наладились. Я дослужился до «деда», ко мне приходили за советом!» – вспоминает актер. – А мы с Рязановым пообещали: как закончим – приедем, и первыми зрителями будете вы. Так мы и сделали».

 

Не черт, а человек

 

Вообще-то, в бортковском «Мастере и Маргарите» Басилашвили не прочь был сыграть Пилата. Но и против Воланда ничего не имел. Причем нынче Олег Валерианович яростно открещивается от того, что сыграл сатану: «Воланд – это не черт! Какой это черт! Воланд – это обычный человек, который наделен некими способностями, которыми остальные люди не наделены. 

Я решил, что Булгаков со своим скрытым юмором и сарказмом описал в образе Воланда существо, которое карает зло: он ведь фактически не совершил ни одного безнравственного шага. Наоборот, поддержал Мастера и Маргариту и помог им тем, что увел их в иной мир, в вечную жизнь, ибо понял, что в этом мире им существовать невозможно». 

И никакая мистика Басилашвили до, во время и после съемок не сопровождала: «Да не мистический это роман! И чаще чихать от того, что сыграл Воланда, я не стал. Как жил – так и живу!».

 

Не судьба

А мог бы и Бендером стать…

 

Между прочим, к 56-ти сыгранным Басилашвили в кино ролям могли бы добавиться и по крайней мере три несыгранные. 

1. Остап Бендер в «12 стульях» Гайдая – оказывается, Басилашвили тоже претендовал на роль турецкоподданного и сражался за нее с Александром Пороховщиковым, Евгением Киндиновым, Спартаком Мишулиным и Михаилом Козаковым. Ну и, в конце концов, проиграл Андрею Миронову. 

2. Зам. директора НИИ Волшебства в фильме «Чародеи» тоже мог сыграть Басилашвили – да только режиссеру показалось, что Валерий Золотухин в этом образе как-то добрее и мягче. 

3. Ну и, пожалуй, главная несостоявшаяся роль Басилашвили – Ипполит в «Иронии судьбы». Басилашвили даже был утвержден, но сниматься не смог – умер его отец. И все же в фильме Олег Валерианович присутствует: в эпизоде, где Лукашин выбрасывает за окно фотографию Ипполита, на снегу лежит снимок именно Басилашвили…

 

Друг

Карен Шахназаров: «У Басилашвили – идеальный характер!»

 

– Я, конечно, обязательно поздравлю Олега Валериановича, – рассказал «Газете…» режиссер Карен Шахназаров, снимавший Басилашвили в «Курьере», «Городе Зеро», «Снах» и т. д. – Правда, скорее всего, по телефону, а там посмотрим. Басилашвили – один из самых близких моих друзей, да и работали мы вместе неоднократно, картин пять сделали. 

И ни одной сложности в работе с ним припомнить не могу: работалось с ним очень легко, потому что он – человек творческий, ищущий, работоспособный и при этом по-настоящему талантливый. И неправду говорят, что характер у Олега Валериановича сложный – просто ему комфортно там, где он чувствует по-настоящему творческую атмосферу. 

Наоборот, на мой взгляд, характер у него – идеальный: демократичный, спокойный. Басилашвили – великий актер и замечательный человек.

 

Виктория АРОНОВА

Художественный руководитель театра – Андрей Могучий